В Кургане прошла премьера инклюзивного спектакля

Его актерами стали молодые люди с ментальными нарушениями.

Восемь отрывков из известных детских сказок, минимум декораций и максимум добра. На площадке Курганского областного художественного музея имени Г.А. Травникова прошла премьера спектакля «Театральная загадка» с участием молодых инвалидов с ментальными нарушениями развития. 

Проект «Инклюзивные творческие мастерские «Театральная загадка»» реализуется Курганской областной благотворительной общественной организацией «Художественный салон-студия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он включает в себя живопись, декоративно-прикладное творчество, арт-терапию, вокал, гончарное и сценическое мастерство. 

«Мы собрали отрывки из восьми сказок, рассчитанных на детскую аудиторию – «Теремок, «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Доктор Айболит», «Красная Шапочка», «Буратино», «Три поросенка» и «Муха-Цокотуха». Во время спектакля идет диалог со зрителями, которые должны отгадать каждое произведение. Для чего это нужно? Помимо творческого развития наших ребят, мы поставили цель – воспитание толерантности к особенным детям», — рассказала куратор проекта Наталья Бакалкина.

В январе у салона-студии был первый опыт постановки такого спектакля, но тогда он был в два раза короче и состоял только из четырех сказок. В этот раз посмотреть на полную версию пришли дети из детских садов и школьных детских лагерей. 

Учить реплики и думать над костюмами и декорациями начали еще в сентябре 2022 года. Тогда же и начались первые репетиции. Бывало, что задор и увлеченность артистов сменяли разочарование, грусть и упадок сил, ведь у кого-то из них нарушена двигательная функция, а у кого-то – речевая… На помощь приходили педагоги, родители и любимый волонтер Даша, которая всегда находила нужные слова и успокаивала, а также проводила физминутки и занятия по речи и дыханию. 

«Ребята всегда волнуются перед выступлением, поэтому каждый раз им важно пожелать удачи, дать пять и подбодрить. Когда возвращаются со сцены за кулисы, нужно сказать: «Все хорошо было!», потому что, если не скажешь, они подумают, что сделали что-то не так, что была какая-то загвоздка», — замечает Дарья Фомкина, волонтер и студентка Курганского педагогического колледжа. 

В общей сложности на репетиции ушло девять месяцев. С костюмами помогали родители артистов, и они же напрямую участвовали в подготовке – записывали фрагменты сказок на видео и учили реплики дома. У каждого участника спектакля было по несколько ролей, но, несмотря на это, они рассказали, что запоминать слова было совсем не трудно. Более того, у каждого появился свой любимый герой. 

«Мне нравится сказка «Кошкин дом», там я играю козу! Эта роль нравится тем, что коза бегает, прыгает, танцует… В сказке она точно такая же, как на природе – ест траву и общается с другими животными. Я люблю театр и люблю играть, буду и дальше этим заниматься – всю свою жизнь хочу посвятить творчеству», — рассказала участница проекта Елена Афанасьева. 

Некоторые ребята не просто играли роли, но и музицировали, пели. Например, Наташа Бобкова поделилась, что вокал ей намного ближе, поэтому она с большим удовольствием и радостью исполнила несколько сказочных песен. 

Театральное представление началось со сказки, известной многим с малых лет – с «Теремка». Сам домик, который первыми заселили мышка-норушка и лягушка-квакушка, был из мягкого модульного конструктора, а потому новый терем актеры построили быстро и прямо на глазах у зрителей. Ребята перевоплощались из роли в роль – каждый смог поделиться своим творчеством и оставить на импровизированной сцене частичку доброты. 

«Мне нравятся эти сказки и песни, на репетициях всегда стараюсь, отношусь ко всему очень внимательно. Здесь моя любимые друзья и родные, здесь многие стали для меня «взрослой» семьей, по-настоящему близкими людьми. Я очень счастлива, что присоединилась к этой группе», — добавила Настя Лушникова, еще одна артистка студии. 

Никита Сеньков, сыгравший волка в «Теремке» и Артемона в «Буратино», присоединился к словам своих коллег-актеров: «Я люблю приходить сюда, нам тут очень хорошо. Перед выступлением не волнуюсь». 

Режиссер спектакля Светлана Карпова рассказала, что самое сложное было найти точки соприкосновения с актерами и понять, что может каждый из ребят: «Важно было понять, как они могут говорить, как общаться со зрителем, как доносить смыслы – кто-то может танцевать, петь или красиво играть. Поэтому самое трудное – разглядеть в каждом артиста. Мне кажется, мы справились, все молодцы!» 

Актеров проекта «Инклюзивные творческие мастерские «Театральная загадка», их родителей и педагогов поздравили директор фонда поддержки театральной деятельности «Гулливер» Елена Третьякова и руководитель Детской общественной организации Курганской области «Открытый мир» Людмила Беличева. 

«В последнее время в России стала очень активно развиваться тема инклюзивности, и это радует. Сегодня мы увидели премьеру замечательного спектакля, который сделали с большой любовью, с большим добром. Я вас поздравляю! Поздравляю с рождением нового творческого театрального коллектива и хочу пожелать, чтобы вы продолжали работать, продолжали ставили спектакли», — обратилась к артистам Елена Третьякова.

Актеры проекта вскоре покажут свой спектакль в городских школьных лагерях, а после – запишут его видеоверсию. Она будет передана в другие социальные организации, как методическое пособие, чтобы показать как можно большему количеству людей, что творчество может быть особенным, и оно, совершенно точно, для всех.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *