Интервью с тренером-преподавателем ДЮСШ № 2, международным мастером по шахматам Владимиром Предеиным
Это конь. Он ходит буквой «Г» и может перепрыгивать через другие фигуры. А вот ферзь – он любит свой цвет в начальной позиции, но прыгать совсем не умеет. Слон бьет только по диагонали, а ладья – по прямой… В шахматном мире это не просто фигуры, это сказочные персонажи, от которых зависит ход истории каждой партии. В преддверии Международного дня шахмат, который традиционно отмечается 20 июля, тренер-преподаватель ДЮСШ №2 города Кургана международный мастер по шахматам Владимир Предеин рассказал о логике и точности в шахматах, своем тренерском пути, мотивации и учениках.
— Владимир Леонидович, как в вашей жизни появились шахматы?
— Играть в шахматы я научился довольно поздно — наверное, классе в восьмом. У меня был сосед, с которым мы часто и подолгу сидели за доской и боролись за победу. Со временем понял: чтобы его одолеть, проще записаться в секцию по шахматам и узнать несколько приемов. Так примерно и получилось — утверждаясь в борьбе со своим другом, я обратился за помощью к профессионалам. Тогда на жизненном пути мне встретились два человека, которые привили любовь к этому виду спорта, — тренеры Виктор Георгиевич Десятков и Александр Сергеевич Балашов. Эти люди дали мне очень многое и «заразили» шахматной игрой.
— Почему выбрали путь тренера?
— По образованию я учитель математики и физики. После службы в армии подумал: «Почему бы не заняться любимым делом?» и начал помогать детям развивать их способности. Устроился работать во Дворец пионеров, и продолжил свою педагогическую деятельность.
— Математика – это про логику и точность. Тогда понятно, почему шахматы…
— Не совсем так. Да, слово «логика» тут присутствует, но «точность» имеет значение лишь отчасти. Я знаю многих шахматистов высокого уровня, которые чистые гуманитарии.
— Есть такое мнение, что задача тренера – задать ученику правильный вектор, а дальше он должен идти сам. Вы согласны с этим?
— Вектор (если из математики) — это направленный отрезок. Он может быть маленьким и вскоре иссякнуть. Задача тренера — сделать так, чтобы ребенок полюбил шахматы настолько, чтобы вектор никогда не кончался или был максимально длинным.
— Как это сделать?
— На начальном этапе ты должен просто открыть детям некую сказку, с которой они не захотят расставаться. Каждую фигуру в шахматах вполне можно одушевить: на доске есть король, есть ферзь – главный полководец, есть солдаты, кони, слоны… Присутствуют все элементы сказки, нужно лишь их обыграть. Любая партия имеет определенный сюжет – это своего рода битва одного королевства с другим. Дети замечательно воспринимают такую легенду и создают свою историю.
— С какого возраста можно привести ребенка к вам в секцию?
— Мы принимаем с шести лет, в редких случаях — с пяти. Как показывает практика, это идеальный возраст. То есть ребенок идет в шахматную школу и неожиданно оказывается практически под теми же требованиями, что и в обычной. В силу того, что приходится выполнять задания, где присутствует логика, ему необходимо быть сконцентрированным и дисциплинированным. Получается очень хорошая зарядка перед учебой. Как правило, дети, которые у нас занимаются, начальную школу проскакивают на ура, с хорошими и отличными оценками.
— Бывает такое, что человека уже поздно учить играть в шахматы?
— Это универсальная игра. Ученые доказывают, что и шахматы, и рисование, и решение кроссвордов, головоломок – замечательное лекарство от Альцгеймера, ведь мозг – точно такая же мышца, которая нуждается в стимуляции.
Раньше в шахматные секции не принимали маленьких – считалось, что они не понимают всех тонкостей и сложностей. Сейчас это вполне нормальное явление, когда в пять лет ребенок начинает показывать хорошие результаты наравне с десятилетними. Более того, он не боится, а это имеет большое значение в борьбе, в противостоянии…
В пятилетнем возрасте у ребенка начинает формироваться навык действовать в уме, то есть он может представить, что будет, если он сделает вот так или по-другому. Главная ценность шахмат для формирования мозговой деятельности в младшем возрасте – это умение представлять действия и последствия без фактического совершения этих действий.
— В фильмах про шахматистов часто показывают, как игрок смотрит на доску, у него в голове начинают двигаться фигурки и он понимает: «Ага, если сделаю так, то проиграю». Это выдумка или шахматисты на самом деле могут так далеко продумывать ходы?
— Существует методика расчета. В фильмах все показано образно, что фигуры ходят и рубят друг друга – это выглядит красиво и здорово, но на самом деле все немного не так. Игрок видит свою позицию и видит правильное продолжение, а потом просто его обсчитывает.
В кино, конечно, это образ. Есть шахматисты, которые не очень любят смотреть на шахматную доску, потому что в голове фигуры двигаются, а в реальности – вот они, стоят. Когда разыгрываются матчи на первенстве мира, игрокам разрешается не сидеть за доской – один из них может уйти, например, в комнату отдыха.
— Как у вас проходят тренировки?
— Есть разные формы проведения занятий. На групповых преподаватель объясняет какую-то тему, дети отвечают и точно так же, как в школе, выходят к доске, а после играют между собой или с тренером.
— Если за шахматной доской вы сидите напротив своего юного ученика, бывает такое, что поддаетесь?
— Да, конечно.
— Почему?
— На начальном этапе нельзя отбивать руки. Маловероятно, что человек будет продолжать заниматься тем, в чем он постоянно проигрывает. Иногда дети удивляются: когда были маленькими – они меня обыгрывали, а потом вдруг все стало наоборот. Это не совсем поддавки, скорее, это спарринг: вы понижаете свой уровень, чтобы быть наравне с ребенком (может, даже чуть ниже), и даете ему почувствовать свою силу. Если будете играть по полной, он поймет, что борется со стеной.
— Помните, что почувствовали в первый раз, когда ученик вас обыграл, а вы не поддавались и не понижали свой уровень?
— Конечно. Хоть в первый раз, хоть в какой… Сначала чувство досады: так уж устроен человек — неприятно, что тебя обыграли. А потом пришло чувство удовлетворения — я научил его, и он начал меня превосходить. У меня есть воспитанники, которые сильнее и квалифицированнее меня. Я горжусь ими, потому что в их силе есть и моя заслуга.
— Для игры в шахматы нужен врожденный талант или можно его взрастить в себе?
— Талант, может быть, и необязателен. На первом этапе важна любовь, а качества, которые необходимы для шахматной игры, можно выработать. Но истинные вершины покоряются только тому, у кого есть талант, умноженный на большую, порой кропотливую и нудную работу.
— Насколько это нервный вид спорта?
— Переживаний на турнирах очень много, ведь всегда хочется выиграть. Любое поражение сильно бьет по нервам. Когда дети играют на пределе своих возможностей и не добиваются желаемого, это всегда больно. Но есть одно универсальное лекарство – победа. Как только побеждаешь, будто встаешь на другую ступеньку и уже по-другому смотришь на мир и на себя.
— Есть ли в шахматах какой-то «потолок»?
— Пока мы не летаем на другие планеты, высшая награда – звание чемпиона мира.
— Добившись разряда, звания, как не потерять интерес и дальнейшую мотивацию?
— Мотивация – это тот стимул, который заставляет вас двигаться дальше. В целом у каждого она своя. Одних может мотивировать жажда познания нового, других – победа на соревнованиях, третьих – получение удовольствия.
— А у вас, как у тренера, какая мотивация?
— Круто, если ребенок выигрывает, занимает призовые места, входит в сборную города, области, России. Это очень важно. Но по прошествии многих лет я понял: если он станет элементарно порядочным человеком, воспитает в себе чувство прекрасного посредством шахмат – это и есть главная благодарность за труд педагога. Я горжусь своими учениками, которые олицетворяют эти качества.
— Сколько лет, как тренер, вы в шахматном спорте?
— С 1987 года.
— За эти почти 40 лет шахматы вас продолжают чем-нибудь удивлять?
— Да, конечно. Меня удивляют и шахматы, и шахматисты. В первую очередь, восхищаюсь бесконечностью глубины этой игры, а шахматисты поражают творчеством – испытываю точно такое же эстетическое наслаждение, как и в моменты, когда любуюсь хорошей картиной, слушаю хорошую музыку, смотрю, как разыгрывают хорошую партию.
Все шахматисты идентифицированы и имеют свой ID. Рейтинг начинается с 1000 и ведется с первого официального турнира. Рейтинг Владимира Леонидовича Предеина – 2373.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости