Рассказывает его создатель – заслуженный учитель РФ и энтузиаст родного края Юрий Куньшин
Музею музыкальных инструментов, который действует при Курганском педагогическом колледже, в этом учебном году исполняется 25 лет. Сейчас здесь более 250 экспонатов. Коллекция принадлежит заслуженному учителю РФ Юрию Куньшину, который 15 сентября отметит 78-летие. Он рассказал газете «Курган и курганцы», как появился музей, какие предметы самые редкие и ценные.
Лично Юрию Борисовичу дороги музыкальные инструменты его отца Бориса Алексеевича Куньшина (1912 – 1994), привезенные в Курган из вятского города Уржум. С них-то и началась экспозиция. Борис Куньшин работал в колхозном театре и Доме культуры, вел уроки музыки в медицинском и педагогическом училищах, средней школе № 3. Он играл на гармони, баяне, балалайке, домре, кларнете, флейте, гитаре, тубе и многих других инструментах. Руководил сводным оркестром народных инструментов, духовым оркестром и хором.
Один из учеников Бориса Алексеевича Владимир Шеин написал о нем в книге «Уржумская земля, как ты прекрасна!» (6+): «В класс он входил неторопливо, выдвигал из-под учительского стола стул, ставил его к классной доске, чтобы лучше видеть ребятню, присаживался и для разминки пробегал пальцами по кнопочкам баяна. Эти звуки призывали нас к вниманию. Он умел найти ключик к сердцу каждого, порой очень трудного подростка. Школьники с большим вниманием шли на репетиции, дома самостоятельно разучивали партии, совершенствовали свое исполнительское мастерство, учились играть на новых музыкальных инструментах. Ни один смотр художественной самодеятельности школ района, ни одно мероприятие, которое проводилось средней школой № 3 имени С. М. Кирова, не обходилось без почти обязательного участия струнного или духового оркестра, которыми, даже выйдя на заслуженный отдых, более 10 лет на общественных началах руководил Борис Алексеевич Куньшин. Он просто не мог существовать без музыки».
Даже во время Великой Отечественной войны Борис Куньшин «чаще вместо оружия воевал музыкой», поддерживая боевой дух красноармейцев. Перед солдатами и офицерами, жителями освобожденных сел и городов самодеятельным военным артистам приходилось выступать с концертами по три-четыре раза в сутки, а иногда и чаще.
Юрий Куньшин вспоминает: «Отец был сигналистом на «Дороге жизни». Когда полуторки шли зимой через Ладогу, и появлялась вражеская авиация, он должен был давать сигнал на трубе. Было слышно на все озеро, тогда движение по льду прекращалось. Также папа сопровождал поезда с блокадного Ленинграда. Этот музей посвящен именно ему. Отец у меня – потрясающий человек, уникальнейший музыкант от природы. В Уржуме было много политических ссыльных, и он брал у них уроки. Через музыку он сделал столько, сколько порой невозможно сделать. Я учился в музыкальной школе по классу баяна и фортепиано. А отец познакомил меня с духовыми инструментами. Я играл во всех его оркестрах. Папа меня то на один инструмент посадит, то на другой».
Сын пошел по стопам отца. Окончил Кировское училище искусств, а затем Ленинградский государственный институт культуры имени Н. К. Крупской (заочно). Преподавал в детских музыкальных школах Уржума и Омутнинска. В 1970 году переехал в Курган. 15 лет работал в культурно-просветительском училище – преподавателем музыки, заведующим дневным отделением, заместителем директора по учебной работе и директором. А супруга, окончившая Гнесинский институт (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), трудилась в музыкальном училище (сейчас это областной музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича).
Юрий Куньшин рассказал: «25 лет назад, когда я вышел на педагогическую пенсию, у меня заболел папа, и я уехал к нему. Ему 82 года уже было. Я стал работать с его ансамблем. Спустя месяц отец ушел из жизни. Практически два года я периодически приезжал в Уржум, руководил ансамблем народных инструментов. В Курган вернулся не с пустыми руками, а с папиными инструментами. Через год появился музей. Сначала он был небольшой, на втором этаже, только половина класса. Открылся музей, и началась самая интересная работа – проведение экскурсий и руководство ансамблем народных инструментов. Сейчас в нем до 15 человек. Дети приходят без музыкальной подготовки, а потом ансамбль ежегодно становится дипломантом фестиваля «Зауральская студенческая весна».
Официальное открытие музея музыкальных инструментов в педагогическом колледже состоялось 3 марта 1999 года. Среди экспонатов – итальянская мандолина (1909 год выпуска), уникальная коллекция гармоник, немецкая окарина (начало XX века), инструменты духовного и симфонического оркестров, русские народные, а также народов, населяющих Курганскую область: казахская домбра, башкирский курай, украинская бандура и другие. Все можно потрогать и испытать.
«Как у коллекционеров – где-то покупаешь, где-то обмениваешься. Казахи мне подарили свою скрипку – кобыз. Это все частная коллекция. Музей бесплатный, экскурсии бесплатные. Все удивляются. Хорошо, что есть помещение, и нас поддерживает администрация», – отметил Юрий Куньшин.
Помимо музыкальных инструментов в музее хранятся книги, фотографии и дипломы. Два десятилетия Юрий Куньшин сотрудничает с Ассамблеей народов Зауралья и снимает на фото и видео ее мероприятия. Было тесное сотрудничество с детским журналом «Нафаня». На дисках записаны концерты в Курганской областной филармонии – Юрий Борисович на общественных началах был членом художественного совета. В 2014 году музей музыкальных инструментов на месяц уезжал в Москву. С экспонатами смогли ознакомиться участники фотовыставки «Первозданная Россия» (0+). О том времени напоминает книга отзывов.
«За какие деньги это можно купить? Не купишь. Тут сам заплатишь за одну такую запись. За каждую запись, которую пишут дети. Мне больше всего запомнилась запись о профориентации. Я ее выучил наизусть. «С ребенком провели весь день на выставке «Первозданная Россия». Большую часть времени провели в разделе музыкальных инструментов. Сын поиграл на всех инструментах и понял: это не его», – улыбается Юрий Куньшин. – Одна семья на следующий день после посещения выставки подарила цитру. Общественный деятель и фотограф Олег Пантелеев подарил шаманский бубен, политик Сергей Миронов – монгольский морин хур».
В доковидные времена музей посещали до 3 тысяч человек в год. С одинаковым удовольствием Юрий Борисович работает как с детьми, так и со взрослыми, с ветеранами. В завершение экскурсии посетители составляют живой оркестр.
«Всегда незабываемые встречи с инвалидами-колясочниками. Приходят дети из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. После экскурсии каждый жал мне руку. Воспитатель сказала, что никогда не видела их такими благодарными. Приезжают гости из разных российских городов и других стран – США, Германии, Англии, Франции, Казахстана. Музей востребован. Хотелось бы, чтобы через него прошло как можно больше детей. Вопрос – в будущем. С преемником большая проблема. Это семейная коллекция. Этот музей мне дорог. Так же и в семье. Если ты вкладываешься в семью, жена у тебя, дети, внуки, вот в этом и есть любовь. Если ты вложился в музей, город или область, то тебе не будет равнодушно», – сказал Юрий Куньшин.
Как написано в одной из многочисленных книг с отзывами, которые бережно хранятся в музее, на таких беззаветных людях как Юрий Борисович держится земля русская. Большому энтузиасту родного края остается пожелать только здоровья.

Теги: музей
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости