Он не раз навещал Маури в Кургане, привозил к Илизарову своих друзей
Если бы не Курган… Юрий Сенкевич часто говорил эти слова, подразумевая под этим плоды большой медицинской науки и удивительно светлых людей, с которыми его свела судьба в нашем городе.
Дорога в Курган начиналась в конце 60-х годов прошлого столетия, когда знаменитый на весь мир норвежский исследователь Тур Хейрдал организовал экспедицию на папирусной лодке «Ра» через Атлантический океан. В составе многонациональной группы оказались советский медик Юрий Сенкевич и итальянский альпинист и писатель Карло Маури. Путешествие сблизило Юрия и Карло. Они стали друзьями.
Во время плавания Юрий Сенкевич вел дневник, куда записывал свои впечатления. Вот только одна из записей из той самой тетради: «29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что «Ра» будет затоплен по палубу – это точно.»
Несмотря на первый неудачный опыт, Хейердал продолжил экспедицию на «Ра-2» в июле 1970 года. Океан был бурный, но путешествие все-таки состоялось. Команда, в составе которой были Юрий Сенкевич и Карло Маури, достигла своей цели — берегов Барбадоса — и подтвердила гипотезу норвежца о возможности древних трансокеанских контактов.
Кроме прочих забот, Сенкевич выполнял обязанности медика, а его друг Маури был неплохим поваром. Как говорят в шутку: спелись. В их характерах была одна общая черта – улыбка. В Кургане Сенкевич скажет местному журналисту: «В плавании мы много шутили и смеялись. А иначе было нельзя. Карло понимал меня с полуслова, хотя русского не знал. Но он близко воспринимал все интонации разговора и кивал головой: граци…»
О тех путешествиях Юрий Сенкевич всегда вспоминал с теплотой и непременным юмором: «Напряжение в плавании хорошо снимало общее застолье, но поскольку «достойного» алкоголя не водилось, пили спирт. Много шутили, и каждый говорил о чем-то своем – обязательно радостном». Мне Юрий Сенкевич признался: «Хейердал был против такого застолья, понимая, что пьяному океан на всегда по колено. Но мы пили не много: как говорят итальянцы «по чуть-чуть и поднимали настроение».
После плавания друзья уже не расставались, созванивались, гостили друг у друга. При всей мужественности и отменном здоровье Маури страдал, казалось, неизлечимой болезнью — хромотой. Ее он приобрел еще в 1961 году, когда в одном из восхождений на горную вершину сломал правую голень. Многочисленные операции ни к чему не привели. В таком, казалось бы, отчаянном положении итальянец участвовал в двух экспедициях на лодке «Ра» вместе с Юрием Сенкевичем, хотя повода к сочувствию не подавал. Медик Сенкевич дал слово вылечить своего итальянского друга. Вот тогда впервые из его уст прозвучало имя нашего города. «Курган? Это где?» — спросил Карло. Возможно, Сенкевич ответил так: «Это там, где твой спаситель Илизаров».
Маури провел несколько месяцев в Кургане. С легкой руки своего друга итальянец стал любимцем города. Он всегда был в окружении горожан. В праздники его приглашали на главную правительственную «ложу» — к памятнику Ленину. Отсюда он с удовольствием наблюдал за горожанами, участвующими в демонстрации. Его приглашали в гости – он не отказывался. Было ясно, что Карло собирал материал о Кургане и его самой яркой фигуре – докторе Илизарове.
В свой дом в Италии Маури вернется излеченным. У меня сохранился снимок нашего знаменитого фото мастера Виктора Бухрова. На крыльце своего института Илизаров прощается с излечившимися Маури. А в стороне – Юрий Сенкевич с улыбкой взирающий на все происходящее.
Восхищенный хирургическим талантом Илизарова, Карло напишет книгу «Микеланджело ортопедии», в которой воспоет гений сибирского хирурга. В Курган потянутся итальянцы – медики и пациенты. Первыми они создадут международную ассоциацию хирургов-травматологов.
Сенкевич не раз навещал Маури в Кургане, привозил к Илизарову своих друзей: писателей, космонавтов, художников. «Он мой настоящий друг» – как-то признался Илизаров. Среди приглашенных в Курган на 70-летний юбилей Илизарова был и Сенкевич. Он запечатлен на удивительном снимке, где знаменитые друзья юбиляра Сенкевич, Брумель, профессор Вагнер, Махмуд Эсамбаев и другие советские знаменитости вместе с Илизаровым стоят по грудь в небольшом озерце.
Курганцы вспоминают Сенкевича как удивительного рассказчика. Он всегда четко излагал свои мысли, не вдался в лирические отступления, его речь нравилась всем. Первый секретарь обкома партии Филипп Кириллович Князев запечатлен на фотографии Андрея Барышева таким восхищенным слушателем.
Это удивительное качество рассказчика поможет Юрию Сенкевичу в работе ведущего телевизионной программы «Клуб кинопутешественников». Это была самая продолжительная по времени телевизионная программа на Центральном телевидении. Она выходила на экраны более 2000 раз — за это время ее ведущий побывал в 125 странах мира. Гостями «Клуба» были многие знаменитости планеты: Жак Ив Кусто, Бернград Гржимек, Жак Майоль, Федор Конюхов, Гарун Тазиев, Бруно Вайлатти и другие выдающиеся путешественники. Среди них, конечно же, Тур Хейердал и Карло Маури. Сама программа получила ряд отечественных и международных премий.
Сенкевич уважал курганцев. Для него наш город был домом Илизарова, больницей Маури, пристанищем художника Чернова, создавшим памятник нашему земляку — красному дипломату Красину. В Шадринске он установит мемориал знаменитому советскому скульптору Шадру и хлеборобу Мальцеву. А потом, уже после смерти Илизарова, создаст скульптурный портрет гения мировой травматологии и ортопедии. Сегодня памятник украшает Илизаровский парк, главная дорога которого ведет в здание Российского научного центра имени академика Г.А. Илизарова. Это здание – необычный по архитектуре трехлистник — задуман самим Илизаровым.
Последние годы жизни были самыми тяжелыми для Юрия. Он перенес три инфаркта, причем первый произошел после того, как узнал горькую весть о смерти Тура Хейердала.
Бурный океан жизни был позади. Юрий Сенкевич готовился в космонавты, плавал по океану, спасал больных людей, в том числе и своего друга Маури; много путешествовал по миру, пытаясь запечатлеть все его красоты.
Вячеслав Аванесов. Фото из архива музея Г. А. Илизарова
На снимке: Телеведущий Юрий Сенкевич, скульптор Юрий Чернов и Гавриил Илизаров.
Теги: илизаров, история, память, сенкевич
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости