Спорт и наука поднимут наверх
Социальные лифты — это различные способы достичь более высокого положения в обществе.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) спросил у россиян, какие социальные лифты они считают самыми эффективными сейчас.
Большинство опрошенных самым рабочим способом добиться более высокого положения в обществе назвали спорт — 88 %, что на 5 % больше, чем три года назад. На втором месте оказались наука и образование (84 %, рост на 5 % за три года). Третье место у военной службы — 83 %, что на 7 % больше, чем в 2020-м.
Специалисты ВЦИОМ считают, что в спорте социальный подъем связан в первую очередь с механизмами конкуренции и объективными достижениями; в образовании и науке ключевую роль играют продолжительность обучения и признанные заслуги, а в армии — четкая служебная иерархия.
Улучшила свои позиции социального лифта в глазах россиян культура. Если в 2020-м, то есть в год пандемии, возможности для общественного роста в ней видели только 64 % опрошенных, то сейчас свои предпочтения ей отдал 71 %. Для молодежи до 24 лет культура выглядит еще более привлекательным социальным лифтом — ее выбрали 87 % участников опроса. Также в 2020 году россияне ставили более низкие оценки общественным организациям как социальному лифту (2018 год — 80 %, 2020-й — 73 %, 2023-й — 79 %).
Теряет свои позиции в глазах россиян Русская православная церковь: тех, кто видит в ней возможность для социального роста, с 2018 года стало на 6 % меньше — сейчас ее выбирает 61 % респондентов. Зато бизнес, напротив, набирает обороты: эффективным социальным лифтом его назвали 80 % опрошенных, что на 12 % больше, чем три года назад. Среди молодежи до 24 лет этот показатель и вовсе составил 91 %.
Больше людей видят возможности реализовать себя в государственном и муниципальном управлении (59 %, + 9 % к 2020 году) и политике (54 %, + 7 % к 2020 году). Политические вызовы стимулируют интерес и активное участие граждан в управлении государством, считают эксперты ВЦИОМ.
Чем выше уровень образования, тем чаще граждане не верят в возможности социальных лифтов, причем перевес таких «неверующих» может быть в два-три раза больше по сравнению с группой со средним образованием. Так, в политику как социальный лифт не верит 41 % имеющих высшее или неполное высшее образование против 20 % среди граждан с неполным средним образованием. Это же касается культуры (22 % против 7 %); церкви (11 % против 5 %); государственного и муниципального управления (37 % против 13 %); общественных организаций (11 % против 6 %). По мнению экспертов ВЦИОМ, люди с высшим образованием могут иметь более реалистичное представление о достижении высокого социального статуса.
Высокий уровень скепсиса относительно социальных лифтов присущ и жителям мегаполисов: заметно реже проживающие в Москве и Санкт-Петербурге верят в бизнес как возможность для социального роста, политику и госуправление, а также военную службу.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости