Что осталось от старого города в областном центре? Откуда берет свое начало Курганская земля?
Детский поэт Леонид Иванович Куликов в одном из своих стихотворений так характеризует географическое положение Курганской области: «Левым боком я уралец, Правым боком сибиряк…».
Пора развеять все сомнения: Курган — сибирский город, история которого неразрывно связана с освоением новых земель русскими первопроходцами в конце XVI столетия. Что осталось от старого города в областном центре? Откуда берет свое начало Курганская земля?
Слобода Царево Городище, со временем ставшая городом Курганом, была одним из первых русских поселений на Тоболе. Основал ее Тимофей Анисимов сын Невежин. Память об основателе слободы курганцы сохраняют на протяжении многих лет. В 1962 году Первую Межевую улицу переименовали, присвоив ей имя Тимофея Невежина. На привокзальной площади в 1964-м был установлен памятник «Первопоселенцы Кургана» скульптора А. И. Козырева. Попытки его реставрации в девяностых не увенчались успехом, и он был утрачен. В 2017 году примерно на том же месте появляется новый памятник «Тимофей Невежин — основатель города Кургана» скульптора О. Ю. Красношеиной, ставший визитной карточкой города.
Вместе с Тимофеем Невежиным пришли семь беломестных казаков, которые и стали первыми строителями слободы на левом берегу Тобола, около курганов, один из которых и дал название будущему городу. В настоящее время это — территория поселка Энергетиков, где в память о первопоселенцах заложен парк «Царево городище» и установлена мемориальная плита.
В конце XVII века центр поселения переместился на семь верст ниже по течению реки Тобол, туда, где сегодня расположена Троицкая площадь. Почему курганцы переехали на новое место? Существует несколько версий о причине переезда. Первая — буйный нрав Тобола, обрушившего во время весеннего половодья один из курганов.
Вторая версия — опасность из степи, когда кочевники-скотоводы не могли смириться с приходом русских землепашцев и огнем пытались изгнать их со своей земли. В 1691 году был совершен самый разрушительный набег, оправившись от которого, курганцы приняли решение о переезде.
Третья версия — мистическая, связанная с легендой о Царевом кургане. В изложении историка и краеведа Николая Абрамова она была опубликована в 1869 году в газете «Тобольские губернские ведомости». Нравственный урок ее сводится к одному: разрушать могилы — страшный грех, за который неминуемо наказание. Известно, что захоронения, в том числе и Царев курган, неоднократно подвергались грабежам. Ожидание возмездия могло стать причиной, побудившей к переселению.
***
Официально статус и имя городу были присвоены по Указу императрицы Екатерины II в 1782 году. Спустя три года после получения статуса города у Кургана появляется первый герб: «В зеленом поле два серебряные кургана: по имени сего города и в знак, что оные при самом городе находятся».
Курганов давно уже нет, а память о них сохранилась на современном гербе и в легендах, дошедших из глубины веков. Курганы — это настоящие символы города. Первые сведения о них дошли до нас благодаря запискам путешественника П. С. Палласа, экспедиция которого с 17 апреля по 2 мая 1771 года проходила по Зауральской земле. Спускаясь по реке Тобол, участники экспедиции увидели холм, который впечатлял своими размерами. Ему Паллас посвятил несколько строк в своей книге «Путешествие по разным местам Российского государства»: «Сим именем называется чрезвычайной величины курган, о коем никакого не осталось предания, и неизвестно, воздвигнут ли оный древними обитателями сея страны как памятник какого важного происшествия или как гробница, покрывающая тело какой ни есть знатной особы. Холм сей имеет в окружности около 240 аршин. […] К южной стороне от великого сего холма лежит к реке еще несколько маленьких и видны различные могильные насыпи. […] В шести верстах от оного прибыл я в слободу Цареву-Курганскую, или Царево Городище, которая свое название от вышеупомянутого должна производить».
В описаниях речь идет о нескольких курганах. И на всех вариантах герба сохранилось изображение двух холмов. Малый курган был снесен течением Тобола во время наводнения в XVIII веке, а больший по размерам Царев курган сохранился до середины ХХ столетия. Экспедицией уральских ученых под руководством К. В. Сальникова в 1959 году были проведены археологические раскопки. В результате было установлено, что это захоронение вождя сарматского племени, курганный могильник раннего железного века (III в. н. э.). С этого кургана и начинается «русская» история будущего города. Рядом с ним построили свои дома Тимофей Невежин и его товарищи.
***
В конце XVIII века Россия пережила самый стремительный рост числа городов за всю свою историю. В течение первых десяти лет губернской реформы Екатерины II количество городов достигло пятисот, увеличившись почти вдвое. Курган с 1782 года — уездный город Тобольского наместничества. По плану его застройки, принятому в 1786 году генерал-губернатором пермским и тобольским Е. П. Кашкиным, улицы должны были располагаться параллельно берегу Тобола. Такое их расположение сохранилось и в наши дни в исторической части города.
Ближе всего к Тоболу прошла улица Береговая. Во время весеннего половодья перемещаться по ней можно было только на лодках. Но это не пугало курганцев, и многие из них мечтали поселиться на Береговой. Об этом свидетельствуют здания XIX — начала ХХ столетий — дом декабриста М. М. Нарышкина, здание городской думы, дом купца К. М. Дунаева. В 1959 году улица была переименована в честь первого руководителя Курганской большевистской организации, военного комиссара курганского Совета депутатов А. П. Климова.
Центральной была улица Троицкая. Она начиналась на берегу Тобола, у здания ремесленной школы, и заканчивалась городской заставой. В отличие от других улиц Троицкая меньше подверглась перестройке. С приходом советской власти ей присвоили имя политического деятеля В. В. Куйбышева.
Третьей улицей была Дворянская. Представителями высшего сословия в Кургане были только ссыльные. Возможно, такое название улицы связано с тем, что на ней располагались важные здания — Общественное собрание, почта, телеграф, банк, кинотеатр «Прогресс». В 1920-х годах улицу переименовали в Советскую.
***
«На площади базарной, на каланче пожарной…». Известные строки С. Я. Маршака могут быть отнесены к любому городу, кроме столицы. Разумеется, и в Москве, и в Петербурге существовали базарные площади, но только в провинциальном городе главный торговый центр был единственным и чаще всего располагался возле стен храма.
В Кургане таким местом являлась Троицкая площадь, получившая свое название от церкви во имя Святой Живоначальной Троицы, как и центральная улица города и близлежащий переулок. У стен Троицкого храма ежегодно проходили четыре ярмарки. Самая богатая — Рождественская. На ней можно было приобрести мясо, разные сорта рыб и незаменимую на нашем столе соль, которую курганские крестьяне привозили из киргизских степей. Кроме продуктов, на Рождественской ярмарке продавали шубы и шапки, валенки и сапоги, мебель и фарфоровую посуду, изделия из любого металла — от золота до чугуна, подносы, шкатулки, бумагу, мыло, свечи и иконы. Второй по значимости являлась Дмитриевская ярмарка, которая проходила с 20 по 28 октября. На ней главнейшими товарами были масло, сало, хлеб, сырые кожи и шерсть. Почти всегда на Дмитриевской ярмарке устраивался «обжорный ряд», где для посетителей готовили пельмени, мясные и рыбные блюда, блины и оладьи. Алексеевская ярмарка проходила с 5 по 15 марта и славилась торговлей лошадьми, за что ее называли конной. С возникновением Тихоновской ярмарки, которая действовала с 10 по 17 июня, конная торговля переместилась с весны на лето. Животные успевали откормиться на свежей траве и «нагулять тело». По своим оборотам Тихоновская ярмарка была самой незначительной. На ней не было хлеба, масла, мяса, а шерсти и кож продавалось совсем мало. В основном торговали колониальными товарами и ремесленными поделками зауральских крестьян.
Помимо Троицкой были и другие площади. В 1835 году с началом строительства Богородице-Рождественского собора формируется Соборная площадь, которая занимала весь квартал вдоль улицы Троицкой между переулками Богородским (улица Томина) и Казарменным (улица Кирова). В отличие от других площадей назначение Соборной было официальным: на ней проводились только торжественные мероприятия — светские и церковные. В 1935 году собор был закрыт. Некоторое время здесь размещалась артель «Культура», которая занималась выпуском музыкальных инструментов. После Великой Отечественной войны здание было передано Курганскому заводу деревообрабатывающих станков. Судьба площади оказалась тесно связанной с судьбой храма: в советское время после передачи здания собора под городские нужды площадь утратила свое значение и была застроена заводскими зданиями.
Третьей городской площадью стала Александровская, которая первоначально называлась Кладбищенской, поскольку примыкала к закрытому кладбищу. В 1878 году решением городской думы сюда была переведена конная и сенная ярмарочная торговля, и площадь стала называться Конной. В начале XX века ее архитектурным центром стала церковь святого Александра Невского. В 1914 году по имени церкви Конная площадь получила название Александровской. В настоящее время территорию бывшей площади, кладбища и усадьбы Курганского отделения Московского общества сельского хозяйства, которое находилось на месте современного драмтеатра, занимает городской сад.
Чаще всего рядом с главной площадью располагались важные городские объекты — присутственные места, пожарная каланча, полицейская будка. В этом отношении Курган не стал исключением. Напротив Троицкой церкви находился первый в городе каменный дом постройки конца XVIII века, который принадлежал городничему Ивану Петровичу Розингу. Знаменитый немецкий драматург Август Коцебу, живший на поселении в Кургане в 1800 году, в книге воспоминаний «Достопамятный год моей жизни» дает такую характеристику внешнего облика города: «Посреди деревянных одноэтажных лачуг возвышался только один каменный дом, довольно нарядно выстроенный, он казался дворцом в сравнении с остальными домами. Я осведомился о фамилии хозяина этого дома и узнал, что дом этот принадлежит некоему Розингу, бывшему пермскому вице-губернатору, владевшему значительными землями в здешних местах». После отъезда семьи Розинга из Кургана дом был продан под присутственные места — здание городской администрации, которое в течение долгих лет занимали окружной суд, городовое хозяйственное и полицейское управления. В 1968 году в связи с расширением здания центрального универмага дом был снесен.
***
Обязательным городским строением являлась пожарная каланча. Эта необычная постройка, главным назначением которой был пожарный дозор, находилась в самом центре Кургана. На смотровой площадке круглосуточно дежурил часовой. Заметив дым или огонь, он подавал сигнал тревоги — бил в набат, ночью зажигал фонари, а днем поднимал черные шары: один, если пожар в восточной части города, и два, если в западной. После вступления в строй курганской электростанции шары на каланче заменили световыми сигналами.
Первая пожарная каланча в Кургане построена в 1830 году. Спустя полвека возведено каменное здание пожарной части с деревянной каланчой, которое запечатлено на многочисленных фотографиях тех лет. Именно эти изображения взяты за основу при реконструкции каланчи, ставшей символом пожарной охраны Курганской области и удачно вписавшейся в исторический ландшафт улицы Куйбышева.
До получения слободой статуса города о пожарной безопасности заботились сами домохозяева. После 1782 года городничие обязаны были предпринимать меры по противодействию пожарам. На казенные деньги они приобретали необходимый инвентарь, который хранился на городской площади возле церкви. В 1841 году в Кургане уже была команда из десяти пожарных, которая во время больших бедствий объединялась с полицейской командой, состоявшей из шести человек.
В 1998 году курганская каланча была восстановлена. С ее смотровой площадки круглый год «обозревает» окрестности «дежурный Степан». Это всего лишь манекен, но боевая одежда на нем настоящая. И пожарная часть № 9 города Кургана, на территории которой расположена каланча, тоже самая что ни на есть настоящая.
***
Любимое место прогулок горожан? Ну, конечно же, городской сад! Его появление связано с именем ссыльного декабриста Андрея Евгеньевича Розена, находившегося на поселении в Кургане почти пять лет.
Дом, который приобрел Розен в 1832 году, был окружен деревьями и кустарниками. В письмах родным он сообщал, что хотел бы разбить сад возле своего дома. Брат его жены, Иван Малиновский, выслал в Курган цветочные семена, желуди и зернышки яблок. Из двухсот желудей взошел только один, а посеянные будущие яблони прижились все. Спустя два года Андрей Евгеньевич с гордостью сообщал своему шурину в письме, что «сад его красуется».
Когда Розен покинул Курган, сад пришел в запустение. Только после того как усадьба вместе с садом была куплена городской администрацией и отдана в аренду Общественному собранию, начались работы по благоустройству территории. Сегодня словосочетанием «общественное собрание» мы обозначаем прежде всего здание, а в конце XIX века это было объединение уважаемых людей, которые встречались, обсуждали новости, заключали сделки в здании, расположенном в городском саду. С тех пор за ним надолго закрепилось название — городской сад Общественного собрания. Своим оформлением он стал напоминать увеселительный столичный сад. Реклама, аттракционы, живая музыка в исполнении духового оркестра создавали праздничную атмосферу и притягивали публику. В летнем театре ежедневно шли спектакли местных артистов и гастролеров. Вход в городской сад не для членов Общественного собрания был платным. Но это обстоятельство не являлось препятствием для горожан, и в саду всегда было многолюдно. Именно здесь решили провести первую в Сибири сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку. Для Кургана это было грандиозным событием, на целый месяц превратившим небольшой уездный город в экономический центр губернии. Курганская выставка стала генеральной репетицией перед Всероссийской выставкой в Нижнем Новгороде и продемонстрировала достижения Тобольской губернии в промышленности и сельском хозяйстве.
Основные торжественные мероприятия выставки проходили в постройках, располагавшихся в городском саду. В помещении Общественного собрания открыли ресторан. Справа от него выстроили временный театр и пожарный отдел, а в центре — первый и единственный на тот момент в Кургане фонтан. 20 августа 1895 года при большом стечении гостей состоялось торжественное открытие выставки.
После установления советской власти в Кургане городской сад Общественного собрания был переименован в сад «Рабочий отдых». В настоящее время городской сад находится на другом месте — между драматическим театром, храмом Александра Невского, улицами Володарского, Максима Горького, Гоголя и Ленина. Возник он спонтанно столетие назад по инициативе самих горожан на территории бывшего кладбища, закрытого в середине XIX века.
Теги: архив, история, старый курган
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости