Добрый и мудрый пастырь

Архиерейское подворье храм Святого Духа в Смолино

Служение отца Григория Пономарева на курганской земле

Священник Григорий Пономарев оставил неизгладимый след в душах людей, с которыми ему приходилось встретиться в земной жизни. Основной источник по изучению жизни о. Григория – литературные труды его дочери Ольги Григорьевны Пономаревой. Книга «Во Имя Твое…» в 2004 году была награждена медалью Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского I степени. Так отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II труд автора – О. Г. Пономаревой, а также издателя Е. А. Кибиревой, редактора журнала «Звонница». Однако о служении  отца Григория в течение 35 лет в приходах Курганской области сохранились достаточно обрывочные сведения, и в основном, о Свято-Духовском приходе, который стал первым и главным для него на зауральской земле.

Если бы не революция и последующие за ней испытания, возможно, судьба Григория Александровича Пономарева была бы самой обыкновенной для представителя духовного сословия. Отец Григорий родился 7 февраля 1914 года в Шадринске в семье священника Александра Пономарева (впоследствии aрхимaндритa Aрдaлионa). Образование получил домашнее. Только в зрелом возрасте он получит духовное образование – два курса Ленинградской духовной семинарии. В 1919 году семья Пономаревых переезжает в Екатеринбург. В 16 лет, согласно прошению и по благословению  епископа Шaдринского Вaлериaнa, Григорий Пономарев становится псаломщиком. В 1936 году он женился на певчей церковного хора Нине Сергеевне Увицкой — дочери протоиерея Сергея Увицкого.

новости курган

1937-й год принес молодой семье Пономаревых и радость, и горе: рождение дочери Ольги и рукоположение Григория в сан диакона, а затем аресты родственников, и 30 октября 1937 года — арест самого Григория. Он был осужден как служитель культа по ст. 58 УК РСФСР на 10 лет исправительно-трудовых лагерей этапом на Колыму в район г. Магадана с правом переписки  – два письма в год. Из мест лишения свободы отец Григорий вернулся в 1953 году, весной 1955 года он был реабилитирован.

Свое пастырское служение отец Григорий начал в городе Кушве Свердловской области в сане диакона в 1953 году. Спустя два года, 6 ноября 1955 года архиепископом Свердловским Товием он был рукоположен в сан иерея и переведен к новому месту службы – в Нижний Тагил.

Первым приходом отца Григория на зауральской земле стал приход Свято-Духовской церкви поселка Рябково города Кургана, куда он был назначен настоятелем в 1962 году.  Храм во имя Сошествия Святого Духа был построен в 1901 году в деревне Рябковой Мало-Чаусовской волости Курганского уезда.  Деревня Рябкова (ранее она называлась деревня Новая)  в начале ХХ века располагалась на проселочной дороге в селе Чашинское на берегу реки Черной. Первоначально церковь была приписана к Курганской Троицкой церкви, а 3 августа 1915 года при церкви села Рябковского указом Святейшего Синода был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика.  Здание церкви было деревянным, одноэтажным, с одним куполом и колокольней. 

По решению Челябинского облисполкома церковь была закрыта в 1933 году. Помещение храма в разные годы было занято колхозным клубом, зернохранилищем, с 1945 года в здании церкви располагалась начальная школа. По просьбам верующих г. Кургана решением Совета Министров РСФСР от 8 октября 1956 года Свято-Духовская церковь в поселке Рябково была вновь открыта (к этому времени Рябково вошло в черту города). При ней был создан замечательный церковный хор. Рябковскую церковь посещали по праздникам до 800 человек. Вскоре верующие не стали помещаться в храме, и стали думать о его расширении. 

 Однако в 1962 году было решено закрыть церковь под видом необходимости реконструкции поселка Рябково. В шести метрах от храма началось строительство типового кинотеатра. Прихожане Рябковской церкви вынуждены были согласиться на строительство нового деревянного молитвенного дома в пригородном поселке Смолино, куда перевезли крестильное помещение, приобретенное церковью в 1962 году, площадью 68 кв. метров, из которого построили молитвенный дом, дополнительно пристроив к этому зданию алтарь. В Смолино перевезли также церковную сторожку, доставили церковную утварь, иконы, богослужебные книги, облачения. 24 января 1963 года Курганский облисполком принял окончательное решение о сносе церкви в Рябково, а 25 апреля 1963 года власти официально зарегистрировали общество верующих молитвенного дома в поселке Смолино города Кургана. Здание храма в поселке Рябково было решено перенести в другое место и переоборудовать под комбинат бытового обслуживания. Но вскоре из этих строительных материалов был построен жилой дом для специалистов сельского хозяйства.

Архиерейское подворье храм Святого Духа в Смолино

Так следующим пристанищем семьи Пономаревых станет поселок Смолино, где будет создан новый приход, который и  является одним из старейших в Курганской области. 

Отец Григорий был в те годы не только настоятелем  прихода,  но и единственным требным батюшкой на огромной территории, включая областной центр, в котором в тот период не сохранилось ни одной церкви. При этом следует учесть, что расстояние между поселком Смолино и городом Курганом было трудно преодолимо из-за отсутствия регулярного транспорта и разлива в весенний период реки Тобол.  Полтора десятка лет он служил без единого дня отдыха.

Ольга Григорьевна Пономарева в своей книге так описывает первые годы служения своего отца в Кургане: «В те годы он служил один. За всю свою жизнь батюшка, можно сказать, не имел полноценного отпуска. Он служил круглый год. Вставая в 4-5 часов утра, батюшка готовил себя к Божественной литургии. Потом сразу же крещение, венчание, панихида… А в городе уже ждут его с требами. Сообщение с Курганом было тогда через поселок Восточный. Через Тобол переправлялись в то время различными способами: и лодки, и плотики, иногда – мостки почти без перил. С требным чемоданчиком со Святыми Тайнами при температуре 25-30 градусов жары добирался батюшка в любую точку города и близлежащих поселков на общественном транспорте или пешком. Где-то ждали его на исповедь и причастие, где-то – на соборование, но как бы далеко и сложно не было добираться, он никогда никому не отказывал. Домой приходил белее мела, чтобы сбросить насквозь промокшую  одежду и… быстрее в храм ко всенощной. Только вечером он давал себе немного отдышаться, обдумать проведенный день и еще успеть подготовиться к следующему, такому же. Конечно, только Господь давал ему силы».

В архивных документах имеются сведения о том, что именно в эти годы велось интенсивное строительство храма. Так, сохранилось решение Курганского горисполкома от 15 июля 1974 года о разрешении общине Свято-Духовской церкви в п. Смолино строительства кирпичного пристроя размером 4х4 метра с южной стороны молитвенного дома. Спустя три года был подписан договор приходской общины и бригады художников-реставраторов  о том, что данная бригада подрядилась покрыть иконостас металлической под цвет золота фольгой, а также верхний (третий) ярус: три креста, 6 круглых рам с орнаментом, одну большую круглую раму (икона Тайная Вечеря); второй ярус: 8 малых колонн между иконами; шесть рам икон 2-го яруса; 8 больших колонн 1-го яруса и 6 рам больших нижних икон; царские врата и над ними арку с сиянием Святого Духа в срок до 15 сентября 1977 года.

 Архиерейское подворье храм Святого Духа в Смолино

Кроме уже ставшей обычной травли за хозяйственную деятельность, отца Григория обвиняли и в излишнем фанатизме при отправлении службы, за что он был снят  с регистрации. Однако все попытки скомпрометировать Григория Пономарева в глазах верующих не привели к ожидаемым результатам. Приход быстро увеличивался. Тогда, чтобы реализовать свою главную миссию – сократить число верующих в стране, уполномоченные по делам религии прибегали к излюбленной мере – частым переводам священника с одного прихода на другой. Церковный дом, где жили Пономаревы все годы службы в Свято-Духовской церкви, им пришлось оставить. Они купили маленький дом здесь же, в поселке Смолино, и на седьмом десятке лет стали «перелетными птицами». Свою боль и обиду о. Григорий тщательно скрывал от духовных чад. Мало кто тогда догадывался из окружавших его людей, что творится в душе доброго батюшки.

Следующим местом служения отца Григория стал Воскресенский храм  в Шадринске, затем он был переведен в Богоявленский храм села Усть-Миасс Курганской области. 16 января 1986 года – новое назначение — настоятелем Петро-Павловского храма в Куртамыше Курганской области. Совсем недолгой была служба в храме села Житниково Каргапольского района. Но везде остались его духовные чада, которые сокровенно несут в своей душе и пересказывают своим детям впечатления от короткой встречи с добрым батюшкой,  который так помог им в жизни. В книгах Ольги Григорьевны Пономаревой приведены воспоминания духовных чад об о. Григории. Яркие  впечатления сохранились у тех, кто был свидетелем похорон отца Григория и матушки Нины. Они прожили вместе 61 год и 2 дня, и почили во Господе 25 октября 1997 года, явив своей смертью пример истинно христианской кончины. 

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *