Жизнь по буквам

новости курган

24 мая — День славянской письменности и культуры.

Считается, что славянская письменность была создана примерно в 863 году Кириллом и Мефодием – двумя братьями-монахами из греческого города Солуни. Их задачей было проповедовать христианство в славянских землях. А поскольку христианство – религия книги, Библии, необходимо было, чтобы как минимум священники в новообращенных землях умели читать и писать, понимали религиозные тексты.

Кирилл обладал большими способностями к языкам, был полиглотом. С помощью Мефодия он разработал на основе греческого алфавита новый, отражающий славянскую звуковую систему. Алфавит назвали кириллицей в честь его создателя. Используя новую азбуку, братья перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

В православной церкви Кирилл и Мефодий считаются святыми и равноапостальными (так как распространяли христианскую веру, подобно близким ученикам Христа). День их памяти – 24 мая – стали широко отмечать во многих славянских странах еще два столетия назад. Первой это сделала Болгария, затем присоединилась Россия, Белоруссия, Молдова и другие славянские государства. В католической церкви Кирилл и Мефодий также почитаются — в 1980 году Папа Римский Иоанн Павел II объявил их покровителями Старого континента за вклад в культуру Европы.

В России день 24 мая отмечают повсеместно. Праздничные площадки работают во всех парках и скверах Кургана. Библиотеки, как хранители русской словесности, организуют тематические мероприятия.

С 2011 года в этот день (или в ближайшее к нему время) проходит церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ее вручают писателям «За значительный вклад в развитие русской литературы». В 2018 году лауреатом Патриаршей премии стал наш знаменитый земляк, российский писатель Виктор Потанин.

Вообще литература – своего рода код русской культуры. Во всех странах мира о России говорят как о литературоцентричной стране. Иностранцы учат русский язык, чтобы прочитать в оригинале произведения наших классиков. Такие дни, как 24 мая, в очередной раз напоминают нам, кто мы и чем можем гордиться по-настоящему. Таких уроков жизни и личностного роста, как в русской литературе, не встретишь ни у одного сверхмодного современного коуча. Ее читают и ценят во всем мире. Пора и нам, наконец, обратиться к своему культурному коду, созданному на великом и могучем. Все меняется, все проходит. А язык остается. И великие мысли, выраженные с его помощью.

Но язык как форма устной речи и система письма – все-таки, не одно и то же. Способность говорить – одно из отличий человека от животных. А способность писать – признак достаточно развитой культуры и способа мышления. Появление письменности делает возможным историописание (а значит, развитие национального самосознания), создание литературных произведений (не фольклорных, передающихся из уст в уста, а авторских), усложнение социальных и экономических отношений, появление документов, развитие абстрактного мышления.

Совершенно не случайно первыми письменными символами были не буквы, а пиктограммы – рисунки. Рисуночное письмо очень простое. Но оно позволяет сохранить только часть информации и не может выразить отношения, действия, связи – всё непредметное. Знаменитый пример – древнешумерская запись «две овцы храм богини Инанны», из которой нельзя понять, привезли овец в храм или из храма, живые они были или нет и так далее.

Только с усложнением письма (в шумерском случае – с переходом к буквенно-слоговому письму, когда стало можно изображать не предмет, а слова) тексты стали передавать всю глубину человеческой мысли. А мысль, опираясь на эти тексты, стала усложняться и углубляться. Первым писателем в истории стала месопотамская жрица Эн-хеду-Ана, дочь царя Саргона Аккадского.

Древнеславянское письмо, существовавшее по данным некоторых исследователей еще до Кирилла и Мефодия, было несовершенным и не подходило для передачи сложных понятий, в том числе, связанных с христианской верой. Существует «Сказание о письменах», созданное в X веке болгарским монахом Храбром, где говорится: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи (то есть, язычниками, нехристианами – прим. авт.). Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. Но как можно писать хорошо греческими письменами «Бог», или «зело», или «церковь», или «чаяние», или «широта», или «ядь», или «уд», или «юность», или «язык», или слова иные, подобные им?»

Ученым удалось обнаружить только редкие свидетельства иностранных путешественников о дохристианской письменности у славян и ссылки на письменные договоры славянских племен с Византией. Поэтому о домефодиевом письме есть только предположения – было ли оно примитивным, как древние шумерские рисунки, или это была разновидность рун, позволявшая записывать целые тексты.

Как бы там ни было, алфавит, разработанный монахами-проповедниками – сначала в виде глаголицы, в которой, по предположениям, присутствовали символы из дохристианской письменности, а потом и кириллицы — изменил судьбы всего славянского мира. Это было именно буквенное письмо (как и греческое, и латинское, а еще раньше – финикийское), где каждый знак передает звук, а значит есть возможность записать все, что угодно.

Большинство ученых считает, что глаголица – первый алфавит, созданный Кириллом для славян. В те же 860-е годы был разработан и второй алфавит на основе византийского уставного письма – кириллица. Благодаря простоте и удобству в использовании именно кириллица развилась в современный алфавит русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, македонцев. Подсчитано, что в разное время алфавит на основе кириллицы существовал в 108 языках.

С распространением кириллицы на Руси (считается, что ее массовое проникновение на территории русских княжеств началось после официального принятия христианства князем Владимиром в 988 году), появились и сопутствующие культурные элементы. Историописание – самая старая из дошедших до нас летописей «Повесть временных лет», приписываемая монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, датируется 12 веком. Религиозная литература – «Остромирово Евангелие», переводные религиозные и богослужебные тексты, тексты проповедей. Письменное законодательство – «Русская правда», начавшаяся с «Правды Ярослава» (1016-1030-е годы).

Письменный язык, созданный на основе болгарского и других южнославянских наречий, лег в основу церковнославянского языка. Постепенно южные слова из него вытеснялись и заменялись русизмами, и к концу XI века сложился его древнерусский извод.

Разговорный русский язык со временем далеко отошел от церковнославянского, и стал основой для русского литературного языка, для того самого языка, на котором мы говорим и пишем сегодня. Он развивался все эти долгие столетия вместе с нашим стилем мышления и культурой в целом.

Сегодня большинство русскоязычных людей с трудом разберут написанные кириллицей на церковнославянском языке богослужебные книги и другие религиозные тексты – так не похожи наши буквы и слова на те, что оставили Кирилл и Мефодий. Но без них не было бы нашей кириллической клавиатуры. Не было бы Александра Сергеевича Пушкина, Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого и других светил русской и мировой литературы. Не сложился бы русский культурный код в том виде, какой он есть. Так что скажем спасибо равноапостольным братьям. И пойдем читать. И оттачивать свое грамотное письмо на великом и могучем. Кириллицей.

 

 

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *