На начало войны Курган располагал всего лишь одним стационарным кинотеатром — «Прогресс»
Государственный архив социально-политической истории Курганской области (ГАСПИКО) располагает богатейшими коллекциями документов об истории областного центра и нашего региона в целом. Так, документы партийных органов советского времени содержат много интересной информации по всем сферам общественной жизни, включая и культуру. Приближаясь к 80-й годовщине великого и незабываемого мая 1945 года, в День отечественного кино, отмечающийся 27 августа, хотелось бы вспомнить и тот вклад, который внес кинематограф в приближение победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Ведь именно киноэкран служил в то время важнейшим посредником в передаче представлений о мире, формировал этический кодекс, вдохновлял на подвиги, а также мог и развлечь, восполняя недостачу радостных эмоций.
На начало войны Курган располагал всего лишь одним стационарным кинотеатром — «Прогресс», здание которого было построено еще в 1911 году (ныне здесь располагается городской Единый расчетный центр). С учетом кратного увеличения в годы Великой Отечественной войны населения города за счет тысяч эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии этой киноплощадки было явно недостаточно для удовлетворения спроса на столь популярную форму досуга в то тревожное время. Поэтому в теплые месяцы года (с апреля по октябрь) в городском саду начиная с 1942 года проводились показы летнего кинотеатра. А с 5 ноября 1944 года показом фильма «Зоя» (16+) открыл свои двери новый кинотеатр имени Ленинского комсомола по улице Пичугина (его здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней).
Периодически кинопоказы проходили и в старом здании Дворца культуры железнодорожников имени Карла Маркса, располагавшемся в Северном. Для возросшего в разы населения Шадринска, ставшего важным центром приема эвакуированных, в военное время также существовал один стационарный (работающий и поныне) кинотеатр «Октябрь». Помимо этого, кинопоказы для шадринцев проходили и в местном Клубе железнодорожников.
А вот для обслуживания колхозников действовали так называемые кинопередвижки, что в пору посевной и сбора урожая прямо в полях проводили импровизированные кинопоказы, собиравшие у своих экранов неизбалованных зрелищами сельчан всех возрастов. Дошедшие до нас документы показывают, с каким радушием принимали участников агитбригад, проводивших кинопоказы в самых отдаленных районах области.
Недавно в архивных делах политотдела одной из машинно-тракторных станций Далматовского округа было обнаружено весьма интересное указание от февраля 1942 года за подписью главы Государственного комитета по делам кинематографии Ивана Большакова, в которой предлагалось «максимально использовать в партийно-массовой работе кино, обратив особое внимание на использование кинофильмов об отечественной войне советского народа против германского фашизма, патриотических киносборников и т. д. Демонстрация таких фильмов должна сопровождаться тематической беседой, лекцией или докладом квалифицированных пропагандистов-агитаторов». Можно вспомнить в связи с этим интересную ленту нашего замечательного мастера кино Виталия Вячеславовича Мельникова «Агитбригада «Бей врага!» (16+) с участием Виктора Сухорукова, в которой режиссер воскресил свои юношеские воспоминания об участии в подобной агитбригаде, работавшей в Югорских землях.
Еще одной особо важной аудиторией кинопоказов были раненные эвакогоспиталей, расположенных в городах и районных центрах Курганской области. В ГАСПИКО хранятся письменные обращения выздоравливающих бойцов в Курганский отдел кинофикации и областной комитет партии с просьбами почаще обновлять афишу госпитальных кинопоказов.
Что же смотрели зрители Кургана и Зауралья в целом в годы Великой Отечественной войны?
Просматривая описи фильмов высылавшихся в районы местной конторой Главкинопроката и те афиши, что публиковала на своих страницах областная газета «Красный Курган», можно узнать, что зрителям предлагалась весьма обширная кинопрограмма. За 1 418 дней войны суммарно было показано более сотни полнометражных лент на самую разнообразную тематику (разве что в этом списке было не найти столь любимых ныне кинофантастики и фильмов ужасов). С первых же месяцев войны на экраны вернулись такие киношлягеры тридцатых, как «Александр Невский» (6+), «Человек с ружьем» (6+), «Депутат Балтики» (6+), «Чапаев» (6+), «Волга-Волга» (6+), трилогия о Максиме (0+) и многие другие ленты. Начиная с конца 1941 года на курганские экраны стали регулярно выходить «Боевые киносборники» (6+) с участием популярных исполнителей предвоенного времени, а также такие вдохновляющие на борьбу с врагом хроникальные ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (12+), «Ленинград в борьбе» (12+), «Партизаны в степях Украины» (12+), «Битва за Севастополь» (12+), и другие. В начале марта 1944 года в курганский прокат вышла выдающаяся лента Марка Донского «Радуга» (12+) о зверствах нацистских оккупантов и сопротивлении бесчеловечным порядкам жителей одного из захваченных ими сел. Любопытно, что эта кинокартина незадолго перед тем была показана и в Белом доме президенту Франклину Рузвельту. После ее просмотра лидер одной из стран-союзников отправил советскому режиссеру телеграмму, сообщив, что все увиденное на киноэкране не требовало даже перевода и что этот фильм обязательно будет показан американскому народу. Интересно, что в том самом 1944-м на экране кинотеатра «Прогресс» много дней с большим успехом шла документальная лента великого американского кинорежиссера Фрэнка Капры «Битва за Россию» (12+), восхищенно рассказывавшая о защите своей Родины советскими солдатами и тружениками тыла. Полные залы собирали в годы войны и такие зарубежные ленты, как «Песня любви» (12+), «Джунгли» (6+), «Джордж из Динки-джаза» (12+), «Серенада солнечной долины» (6+), «Леди Гамильтон» (12+), и другие. Впрочем, чаще всего на афишах можно было увидеть названия отечественных лент: «Жди меня» (12+), «Два бойца» (6+), «Она защищает Родину» (6+), «В шесть часов вечера после войны» (6+).
Тема значения кинематографа в жизни курганцев и жителей области в годы Великой Отечественной войны еще ждет своих исследователей и может подарить нам немало открытий.
Валерий Алексеев, главный архивист ГКУ «ГАСПИКО»

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости