Когда советское кино стало российским.
В конце лета, 27 августа, отмечается День российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит отечественный кинематограф. Праздник появился в 1980 году и первоначально был Днем советского кино, а с распадом Советского Союза перешел по наследству Российской федерации.
Настоящее российское кино появилось не сразу. После смены государственного устройства и идеологии условия создания фильмов тоже радикально изменились. Зрители почти перестали ходить в кинотеатры (в девяностые людям было не до того, к тому же стали популярны видеосалоны и домашние видеопроигрыватели), так что окупить фильмы прокатом было сложно. Государственное финансирование прекратилось. Содержание кинокартин теперь зависело от интересов спонсоров, далеких от искусства – чаще всего им нравились низкопробные боевики и комедии. Бюджет у фильмов был минимальный, поэтому снимали их на низкокачественную пленку (из-за этого смотреть их сейчас очень сложно).
Несмотря на все трудности, во второй половине девяностых появились фильмы, запомнившиеся зрителям и вошедшие в историю нашего нового кинематографа: «Особенности национальной охоты» (и рыбалки) Алексея Рогожкина, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Брат» Алексея Балабанова, «Страна глухих» Валерия Тодоровского, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова.
Но все же по-настоящему российский кинематограф сформировался уже в 2000-е годы. Укрепление экономики пошло на пользу киноиндустрии: в крупных городах стали появляться современные кинозалы, россияне стали чаще ходить в кино, на телевидении появилось больше дорогой рекламы. Российские продюсеры, конкурируя за интерес зрителей, экспериментировали с научной фантастикой, крупнобюджетными военными драмами, ремейками советских фильмов и даже авторским кино. В год снимали более 250 фильмов (к концу 1990-х цифра едва дотягивала до 90).
Предлагаем вспомнить пять разноплановых российских фильмов периода нулевых.
«Возвращение», 2003 (12+)
Дебютная полнометражная картина режиссера Андрея Звягинцева – настоящее художественное произведение. Это красивые съемки, идеальные кадры, колоритные пейзажи. Фильм считается шедевром нулевых. Его отметили на одном из крупнейших кинофестивалей в Венеции «Золотой глобус».
«Возвращение» — история о том, как после долгой разлуки два брата встречаются с отцом. Они знают его только по фотографии, так что появившийся внезапно мужчина – чужой и непонятный. Однако эта встреча переворачивает их жизнь. Братья оказываются на заброшенном острове, где отец испытывает их способность постоять за себя и друг за друга.
Идея фильма-притчи вызовет спорные реакции и у сегодняшнего зрителя, но его красота вряд ли оставит кого-то равнодушным.
«9 рота», 2005 (18+)
Первый полнометражный фильм режиссера Фёдора Бондарчука — его первая военная драма и одна из главных легенд мира российских блокбастеров. Лауреат премии «Ники».
Действие картины происходит в 1988-1989 годы, за несколько месяцев до полного вывода советских войск из Афганистана. Семеро призывников после нескольких месяцев учебки оказываются на фронте в составе девятой роты 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. Задача подразделения — занять высоту и держать её до прохождения колонны.
Фильм основан на реальных событиях, и даже съемки проходили в местах бывшего расположения реальных афганских «учебок». Моджахеды в фильме были одеты в натуральную афганскую одежду, которую закупали в Афганистане.
Несмотря на критику и противоречивые отзывы, «9 рота» стала одной из знаковых кинолент своего времени и с ней точно стоит познакомиться.
«Питер FM», 2006 (12+)
Один из немногих известных фильмов 2000-х, снятых режиссером-женщиной — Оксаной Бычковой. Отличается легкостью и поэтической атмосферой, напоминая этим кино периода хрущевской оттепели (например «Летний дождь» и «Я шагаю по Москве»), но в современном антураже.
Диджей популярного питерского радио Маша и талантливый архитектор Максим оба стоят на пороге важных жизненных решений. Они никогда бы не узнали друг друга, если бы не случай — Маша теряет мобильный телефон, а Максим его находит. Молодые люди пытаются встретиться, но у них это никак не складывается. Зато удается встреча с городскими пейзажами.
Фильм называют признанием в любви Петербургу. Тем, кому нравится северная столица, скорее всего, понравится и «Питер FM».
«Кислород», 2008 (12+)
Фильм театрального режиссера Ивана Вырыпаева поставлен по одноименной пьесе и отличается от привычного кино как раз своей театральностью. Картина снята как киноальбом, разделена на 11 аудиовизуальных драматических композиций.
Сюжет простой – молодой человек встречает девушку, и она становится центром и смыслом его жизни, кислородом. Вроде, все обычно. Но важно именно то, как подан этот сюжет. На неподготовленного зрителя (без предварительного просмотра роликов, чтения аннотаций и рецензий) этот фильм производит сильное эмоциональное впечатление.
«Ночной дозор», 2004 (18+)
Картина совсем другого порядка — фэнтези, триллер, ужасы, боевик — снята Тимуром Бекмамбетовым двадцать лет назад. Считается одним из самых амбициозных российских кинопроектов первой половины 2000-х.
Сценарий создан по мотивам одноименного романа Сергея Лукьяненко. Рассказывает про битву светлых и темных магов, которая разворачивается по ночам в обыкновенной в светлое время суток Москве. По успешности в прокате фильм обогнал голливудские блокбастеры.
Те, кто пересматривал «Ночной дозор» недавно, говорят, что он нисколько не постарел – даже сейчас он смотрится изобретательно, со сложным сюжетом и сильной актерской игрой.
***
Интересных и запоминающихся фильмов в 2000-е вышло, разумеется, гораздо больше. В нашем списке представлены разные по стилистике и жанру картины, его можно пополнять. Но, даже посмотрев эту пятерку, можно убедиться, что в России умеют и умели снимать хорошее умное кино.
Теги: кино
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости