25 октября – День таможенника в России
25 октября в России празднуют День таможенника. Накануне мы выяснили, как устроена работа Курганского таможенного поста и сколько человек в Зауралье могут назвать этот день своим профессиональным праздником. Что чаще всего везут в Курганскую область, а что – из Зауралья за границу, сколько заплатили за ввоз товара в страну с начала года и что изменится для желающих купить автомобиль за рубежом – на эти и другие вопросы ответил заместитель начальника Курганского таможенного поста, начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1 Алексей Костюченко.
— Давайте начнем с того, что собой представляет Курганский таможенный пост.
— Курганский таможенный пост был создан 20 апреля 2017 года на базе Первомайского таможенного поста Челябинской таможни, а с 3 октября того же года был переподчинен Тюменской таможне. В регион деятельности поста входит вся Курганская область, через которую проходит федеральная трасса «Иртыш», а также железнодорожная Транссибирская магистраль. Поэтому товары в страну через наш регион прибывают автомобильным и железнодорожным транспортом.
На Курганском посту трудится 15 человек, из них пять находятся в городе Петухово, то есть непосредственно на границе с Республикой Казахстан.
Курганский таможенный пост является постом фактического контроля. Основные направления деятельности – это контроль при декларировании товаров и транспортных средств, контроль за товарами, перемещаемыми транзитом, проверка функционирования складов временного хранения и товаров в международных почтовых отправлениях от физических лиц. Также мы проводим фактический контроль товаров при таможенном досмотре.
— Расскажите об итогах работы Курганского таможенного поста в этом году.
– За девять месяцев 2024 года сумма уплаченных таможенных платежей на нашем посту составила более 69,5 млн рублей. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. 62% от общей суммы составляет взимание утилизационного сбора (утилизационный сбор – это платеж, который взимают при производстве транспортных средств или при ввозе их в страну, чтобы компенсировать затраты на уничтожение автомобиля после окончания срока эксплуатации).
Такой рост объясняется тем, что у нас, во-первых, увеличились ставки утилизационного сбора; во-вторых, выросло количество транспортных средств, ввозимых для личного пользования физическими лицами. Всего на нашем посту с начала года взимался утилизационный сбор в отношении 120 транспортных средств.
Кроме того, в 2024 году в Курганскую область регион поступило более тысячи единиц специальной техники – это грузовые автомобили, автобусы, автокраны, бетономешалки, в основном из Китая. Сумма таможенных платежей при этом составила около 1,5 млрд рублей. Но большинство этой техники отправилось в другие регионы, а не осталось в Зауралье.
Участники внешнеэкономической деятельности отмечают удобство географического расположения Курганской области для ввоза товаров из Восточной Азии. Также у нас на Курганском посту в связи с отсутствием склада временного хранения открытого типа хранение не товаров осуществляется – все делается «с колес». Декларации на такую технику у нас подаются с применением технологии удаленного доступа в электронном виде, то есть мы как пост фактического контроля завершаем процедуру транзита. Сроки выпуска ввозимой техники после завершения процедуры транзита составляют около четырех часов. Часть товаров вообще выпускается в течение нескольких минут, когда происходит автоматизированный выпуск.
Также с начала года мы оформили 920 товарных партий. Под процедуру транзита поместили 21 товарную партию – они отправились потом в страны-члены ЕАЭС, а часть товаров в Калининградскую область (транзит оформляется, так как доставка идет через территорию других государств).
— Какую продукцию преимущественно экспортировали из Зауралья?
— Товары из Курганской области отправляют как в страны СНГ, так и на дальнее зарубежье. Около 40% экспорта – это пиломатериалы. Основное направление экспорт – это страны Азии: Таджикистан, Узбекистан, часть уходит на Афганистан. Много вывозят сельхозпродукции, особенно семена льна, пшеницы, ячменя, которые направляются, например, в Китай.
— А что чаще всего завозят?
– Основные категории товаров, которые ввозятся к нам, — это спецтехника, транспортные средства, овощи и фрукты, производственное оборудование и детали к нему, фармацевтические субстанции для производства лекарственных средств. А вот одежду к нам не завозят. В этом году было всего две пробных партии джинсов из Туркменистана, но это единичные случаи.
— Какие нарушения фиксировали на Курганском таможенном посту?
— При проведении таможенного контроля с начала года наши сотрудники возбудили 283 дела об административных правонарушениях (в прошлом году было 252 дела). 66% возбужденных дел – по статье 19.7.13 за несвоевременное предоставление статистических форм учета перемещения товаров во взаимной торговле со странами-членами ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Армения, Белоруссия). Это необходимо сделать не позднее десятого рабочего дня календарного месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, но не все соблюдают положенные сроки.
Остальные нарушения – это несоблюдение сроков совершения операций, помещения товаров на временное хранение. Не декларируют товары относительно редко. Где-то мы выявляли превышение веса или недекларирование малого количество товаров, в основном пиломатериалов, но количество таких дел невелико.
Однажды выявили контрафактную продукцию – партию из 110 автомагнитол Pioneer, которую везли из Китая через Казахстан в Россию. При декларировании товаров сотрудники Курганского таможенного поста обнаружили признаки подделки, проведенная позже экспертиза это подтвердила. Окончательное решение по данным товарам пока не принято, но скорее всего, они будут уничтожены.
— Проведение специальной военной операции наложило отпечаток на работу Курганского таможенного поста?
— Заметным стало влияние санкций, наложенных на нашу страну после начала СВО. У участников внешнеэкономической деятельности появились затруднения с ввозом товаров из западных стран. В связи с этим произошла переориентация товарных потоков. Больше стало поставок из стран Средней Азии. Поэтому с 2022 года поставки из-за рубежа, идущие через Курганский таможенный пост, увеличились.
— Какие-то новшества появились в вашей работе за последний год?
— С 1 октября 2024 года изменился размер и особенности уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Россию. Установлены новые коэффициенты для расчета увеличенного утилизационного сбора. Также вступили в силу новые условия для ввоза транспортных средств для личного пользования из стран-членов ЕАЭС. Теперь с даты выпуска автомобиля до даты его отчуждения в пользу гражданина РФ должно пройти не менее 12 месяцев. Раньше этого условия не было. Теперь купить только что произведенное и ввезенное в страны-члены ЕАЭС транспортное средство нельзя. Оно должно год находиться на территории этих стран, и только после этого его может купить гражданин России. Это ограничение ввели, чтобы перекрыть способы «серых» поставок иномарок в Россию и ухода от уплаты утилизационного сбора, а также помешать перекупщикам. Это касается только транспорта для личного пользования.
Также в этом году отменили введенный ранее повышенный до 1000 евро порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования. С 1 апреля 2024 года в России вернули прежний порог в 200 евро (или ограничение по весу в 31 килограмм). При превышении этой суммы или веса необходимо платить пошлину. В основном это касается товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
— Какие товары чаще всего присылают в Курганскую область международными почтовыми отправлениями?
— Как и в прошлые годы, почтой из-за рубежа к нам чаще всего идет одежда, электроника, гаджеты.
— Насколько работа Курганского таможенного поста сейчас автоматизирована? Какую долю работы приходится делать сотрудникам руками, а что переведено в электронный и автоматический вид?
— Большая часть нашей работы переведена в электронную форму. Это помогает сокращать сроки оформления.
Фактический контроль остается за нами по-прежнему, то есть инспекторы проводят проверку лично. Таможенный контроль без участия должностных лиц пока невозможен. Но мы стремимся к тому, чтобы шире внедрять электронные системы досмотра. Сейчас разрабатываются новые технологии сокращения участия должностных лиц в проведении этих операций. На больших складах временного хранения устанавливают портальные инспекционно-досмотровые комплексы, которые «просвечивают» товар рентгеновскими лучами без вскрытия и выгрузки. Разрабатывается технология завершения процедуры транзита в автоматическом режиме, когда система видеонаблюдения автоматически считывает номерные знаки и идентифицирует транспортные средства.
В этом году Курганский таможенный пост не зафиксировал серьезных правонарушений при пересечении границы. А вот на соседнем Тюменском посту житель Кургана пытался совершить преступление. Тюменские таможенники задержали на границе с Казахстаном грузовик с 45 кубометрами необработанных лесоматериалов, которые вез курганец. В сопроводительных документах инспекторы выявили недостоверные сведения о наименовании лесоматериалов и их объеме: мужчина указал, что везет оцилиндрованное бревно в количестве 32 кубометров. Таможенники возбудили уголовное дело по части 1 статьи 226.1 УК РФ. Курганцу грозит до семи лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей.

Теги: таможня
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости