Петрушки балаганный смех

Популярные герои народных кукольных театров

Герои народных кукольных театров находчивы и бесстрашны, а сюжеты представлений — всегда остросоциальные.

Петрушка — герой представлений русского народного балаганного театра. Представления с участием Петрушки показывали на ярмарках, городских и сельских улицах. Маленькие передвижные театры колесили по стране, развлекая публику.

Происхождение Петрушки, появившегося в России во второй половине XIX века, достоверно не прояснено. До середины XIX века Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени, и чаще всего его называли Иван Ратютю или Иван Рататуй, что выдаёт французское происхождение куклы.

Современное имя пришло к Петрушке после появления среди сценок с его участием миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорил Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка отвечал: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!».

У Петрушки огромные глаза, нос с горбинкой, большой рот. Он одет в красный колпак и красную рубаху. Историй о похождениях Петрушки было много: он покупал у прохвоста-цыгана лошадь, обучался солдатскому делу, выбирал невесту и готовился к свадьбе, ходил лечиться к доктору. Сюжеты передавались от актёра к актёру. Петрушка всегда был главным действующим лицом пьесы, а остальные герои и сюжеты сценок менялись. По ходу представления главному герою встречались самые разные персонажи, часто стремившиеся обмануть его. Недоброжелателей герой побеждал острым словом, а если злодей оказывался не из робких, то Петрушка пускал в ход кулаки и выходил победителем из схватки.

Основные черты Петрушки — жажда справедливости, смелость, острый ум и способность постоять за себя. За это сценки с его участием очень любили зрители. Он критиковал духовенство, высмеивал власть, шутил о непростой доле русского народа, обличал человеческие пороки. По этой причине власти запрещали балаганные представления с Петрушкой. В начале ХХ века балаганные театры начинают приглашать на выступления в школы, на детские праздники.

Петрушка теряет своё острословие, его речь становится более чистой и культурной, он перестаёт избивать своих противников, а сюжеты сценок теряют прежний социальный накал.

Полишинель — персонаж французского народного кукольного театра. Внешность у него крайне необычная — горбы на спине и на животе, что делает его фигуру похожей на латинскую букву S; длинный птичий нос и выпирающий острый подбородок. Он одет в яркую одежду, на голове — шляпа бикорн (двууголка), в руках он держит дубинку. Полишинель — весёлый задира и балагур, известный с конца XVI века. Он появился как персонаж итальянской комедии и сначала был известен как Пульчинелла (от итальянского pulcino — цыплёнок). С течением времени стал именоваться Полишинелем и приобрёл черты национального французского характера.

В представлениях Полишинель создавал скандалы, рассказывал под видом секретов известные всем вещи. Он постоянно обещал жениться на своей богатой мужеподобной подруге — мадам Жигонь, но обещания никогда не выполнял. Колотил дубинкой всех участников комедии: мадам Жигонь, доктора, жандарма, негритёнка, палача и чёрта. В финале представления он казнил палача и насаживал дьявола на его же вилы.

В пьесах с участием Полишинеля высмеивались приближённые короля, церковные служители, судьи, члены Французской академии, спектакли в королевских театрах. Балагур Полишинель мастерски обходил запреты и ограничения: если ему запрещалось говорить своим голосом, говорил чужим с помощью пищика — сплющенной монеты, помещавшейся на заднюю часть языка; запрещалось участвовать в диалогах — произносил монологи; запрещалось говорить — пел; запрещалось петь — разыгрывал пантомимы.

Во времена Великой французской революции Полишинеля показательно казнили на гильотине.

Мистер Панч — от английского punch — удар, пинок. Главный персонаж английского народного театра кукол. Привезён в Англию бродячими итальянскими марионеточниками во второй половине 17-го века. Сначала мистер Панч выступал перед публикой в образе галантного хвастливого и немного распущенного молодого человека. Со временем его характер менялся, и во второй половине 18-го века он превратился в горбатого шута с длинным крючковатым носом и острым подбородком. Теперь Панч — бунтарь и драчун, не признающий ни нравственных устоев, ни власти, ни религии.

Всех противников, встающих у него на пути по ходу представления, Панч избивает палкой. Крепко достаётся судье, полисмену, трактирщику, доктору и даже дьяволу. Основные черты Панча — чёрный юмор, упрямство, твёрдость и находчивость.

Сценки о похождениях плута и задиры Панча обычно разыгрывались одним актёром, которому помогала дрессированная собачка Тоби, развлекавшая публику и собиравшая деньги. Особый тембр голоса Панч приобретал при помощи пищика. Сюжет комедии о Панче менялся: сначала он появлялся в эпизодическом образе шута в любом кукольном спектакле: например, в представлении о победах Горацио Нельсона отказывался от предложений адмирала сделать его капитаном, потому что боялся утонуть. В более поздних сюжетах Панч убивал свою сварливую жену и прокручивал констебля в мясорубке; бодро шёл на виселицу, выслушав смертный приговор; избегнув казни, казнил палача и убивал дьявола. Артистов, заканчивавших спектакль смертью Панча, зрители забрасывали грязью и камнями.

Панч, Полишинель и Петрушка — все они были настоящим голосом народа, быстро реагируя на события в городе или стране. Жизнерадостные и остроумные, они не просто веселили публику, но и давали зрителям пищу для размышлений, показывая, что со злом и несправедливостью всегда можно бороться.

 

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *