Единый народ непобедим
Является ли случайным, что День народного единства был установлен именно 4 ноября? Безусловно, нет. В нашей тысячелетней истории много важных и значимых дат. Но дело в том, что события, происходившие более четырехсот лет назад, имеют прямые исторические параллели. Речь идет о Смуте 2.0 — событиях, которые происходили в нашей стране в конце 80–90-х годов прошлого века. Поэтому учреждение этого праздника в 2004 году стало важной вехой в новейшей истории страны.
Главный символ 4 ноября — памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому, что стоит в Москве, на Красной площади, у собора Василия Блаженного. Он был задуман в начале XIX века и открыт в 1818 году. И это произошло всего лишь через шесть лет после того, как Москва в ходе наполеоновского нашествия была сожжена дотла.
Для того чтобы понять, как именно нашей стране удается преодолевать нестроения подобного масштаба и, пусть и невероятными усилиями, но возвращаться на предначертанный историей магистральный путь, необходимо повнимательнее присмотреться к событиям конца XVI — начала XVII века.
Пресекается династия Рюриковичей. Для наших предков это было настоящей катастрофой. У нас и было-то всего две царские династии — Рюриковичи и Романовы, в отличие от Англии или той же Франции, где королевские династии приходится учить, как таблицу умножения. Смена царствований нигде и никогда не проходила легко, но, возможно, ее удалось бы преодолеть без трагических последствий для России.
Однако возникло то, что физики назвали бы резонансом. Первое. Неудачная Ливонская война. Второе — обнищание дворян. Дворяне четыреста лет назад — отнюдь не аристократы, говорящие даже со своими крестьянами по-французски, как мы помним из русской литературы золотого века. Это — государевы слуги, которые десятилетиями не вылезали из седла. И вот он приезжает откуда-нибудь от Окского рубежа — а деревеньки-то и нет, крестьяне или разбежались, или их выманил соседний боярин. Приходилось вводить крепостное право. Недавно была опричнина, борьба Ивана IV с местничеством. Никто никому ничего не забыл. Три неурожая подряд в 1601–1603 годах привели на фоне нестроений в государстве к массовому голоду и неисчислимым страданиям народа.
На престоле оказывается Борис Годунов. Эту фигуру рассмотрел в своем знаменитом произведении Александр Сергеевич Пушкин. Гениальный поэт завершает свое повествование словами: «Народ безмолвствует».
А народ между тем не безмолвствовал. Посмотрите: в ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 года семибоярщина впустила в Москву восьмитысячное польское войско гетмана Жолкевского. До этого присягнули Владиславу, польскому королевичу. Казалось бы — ну и все, на этом история России заканчивается…
Оказалось, что не все. Важнейшая роль здесь принадлежит двум факторам. Во-первых, это наша способность к самоорганизации на самом низовом уровне. Впрочем, это только выглядит парадоксом — судя по всему, виной тому внедряемый Западом миф о нашей «рабской психологии». История нашей страны говорит, что это просто чушь (вспомним, например, систему Советов, возникшую в 1917 году, на основе которой было построено новое государство после краха предыдущего).
Так происходило и в годы Смуты. Ведь как формировалось ополчение, выгнавшее поляков из Москвы? Война — тем более против европейской армии — требует денег, и немало. Поэтому Минину и Пожарскому было не до сантиментов. Была проведена оценка имущества нижегородского населения и определена часть, которая должна пойти на финансирование войск.
Во-вторых, это огромная роль Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген находился в заточении в оккупированном Кремле. Поляки пытали его голодом, угрожали смертью, но предстоятель, так и не увидевший свободы, до последних своих дней отправлял послания по всей стране. Он взывал к соотечественникам, собирая их на освободительный поход за землю Русскую и за веру православную. Грамоты Гермогена создали по всей Руси, особенно именно на низовых землях, на Нижегородчине, мощное духовное движение. А идея, овладевшая массами, как известно, становится материальной силой, которая и воплотилась в народном ополчении. Оно, осененное Казанской иконой Божией Матери, подошло к Москве и в конце октября (начале ноября по новому стилю) 1612 года вышвырнуло захватчиков вначале из Китай-города, а потом интервенты капитулировали и в Кремле.
Но Смута — это не только круговерть исторических персон и событий, политическая конфронтация и военные походы. Ключевой урок Смутного времени вот в чем. Несмотря на то что из него наша страна вышла, потеряв огромное число людей, важных территорий, полностью уничтожить Россию не удалось, хотя враг был силен, коварен и, по своему обыкновению, совершенно бесчеловечен. Именно тогда утвердились ключевые социокультурные коды народа: умение выстоять в самых тяжелых, казалось бы, безвыходных ситуациях; понимание того, как велика наша ответственность за судьбу Родины.
Теги: день народного единства
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости