
Корреспондент газеты «Курган и курганцы» побывала в его мастерской.
25 октября 1954 года в Кургане родился художник Станислав Кежов. В его мастерской накануне личного праздника побывала корреспондент газеты «Курган и курганцы» Надежда Тихомирова.
Несколько лет Станислав Кежов писал картины в подвале дома 60 по улице Гоголя, затем стал арендовать помещение на верхнем этаже под башней – итого 40 с лишним лет. Здание, построенное в 50-е годы прошлого века, является объектом культурного наследия регионального значения и входит в градостроительный ансамбль центральной площади. Проект разработали ленинградские инженеры и архитекторы.
В мастерской художник грамотно организовал пространство: картины подвешивает к потолку, чтобы их было удобно «листать» палочкой и разглядывать. Также работы висят на стенах и стоят на полу. Есть место и для сна, и для чаепития. В глубине помещения стоит старенький телевизор. «Работает фоном. Я же настоящий пенсионер, должен новости смотреть», – иронизирует Станислав Кежов.
«Здесь, в мастерской, мы как будто в вашей голове», – отмечаю я.
«Вы зашли на мою кухоньку», – уточняет художник.
Для многих картин Станислав Кежов готовит «массу» по собственному рецепту – смешивает шпаклевки, ПВА, акрил. Кежовская паста, создающая рельеф, не схватывается полчаса, а через полдня-день – трескается. Получается винтажный эффект.
«Провожу здесь целый день. Иногда куда-нибудь выскочу, за хлебом. Времени катастрофически не хватает. Всё быт съедает. Туда-сюда бегать. Быть там, быть здесь, «помоги». Надо же сесть, отрешиться от всего. У меня, тем более, не масло, а акрил. Акрил наведёшь – он сохнет, надо тут же вырабатывать», – рассказывает художник.

Рельеф в работах могут создавать и ореховые скорлупки, и ключи, и этикетки, тюбики из-под краски, газетные страницы (между прочим, «Курган и курганцы»). Есть картина под названием «Четыре фисташки». «Здесь три фисташки, все ищут четвёртую: «А где?» Я специально так сделал, чтобы искали, чтобы увидели мою новую технологию», – улыбается Станислав Кежов.
По его словам, покупают в основном «мелкие» картины – 50 на 50 см. Их он пишет в перерывах между большими выставочными работами. К 70-летнему юбилею мастера в прошлом году в художественном музее открывалась выставка «Опусы Кежова». Она подытожила определённый творческий период.
«Есть стопа эскизов, надо их реализовать. Только 20-30 процентов получается. Да и лень уже. Надо же шевелиться, принести воды, кисти помыть», – перечисляет Станислав Кежов.
«Вам нужен подмастерье», – кидаю я идею.
«Не надо никого. Я специально на башню забрался, чтобы никого не видеть», – как бы в шутку замечает художник.
Между тем, гости в мастерской бывают, хозяин заботливо поит их чаем. Из разных городов приезжают покупатели. В Москве работы такого высокого уровня стоят в три-четыре раза дороже (а то и больше).
«Пейзажи давно уж не делаю, надоели: дерево влево, дерево вправо. Надо, чтобы ностальгия какая-то была. Закаты не люблю. Наделают красных. И берут! Парусники наделают, море – тоже берут. А я раньше старый Курган делал. Вначале документально даже, а потом в общих чертах. Сейчас люблю помоделировать какой-нибудь вещицей», – рассказывает Станислав Кежов.
У него есть целый «натюрмортный фонд»: коллекция всяких интересных предметов, которые он пишет с натуры. Как говорит, отталкивается от оригинала, а потом деформирует его. В поисках старинных вещиц посещает клуб коллекционеров в краеведческом музее. В натюрмортах любит совмещать несовместимое. Одним словом – оксюморон.

Например, в работе «Студия» изображён стул, в основе которого лента Мёбиуса. Он символизирует то, что у каждого человека своя сложная судьба. Кошка, у которой хвост тут, а голова там, – это «вспышка». В буквальном смысле вылетает птичка. Всё вместе отсылает к вечности, ведь фотография – «она вечная», считает автор.
«Почему я смысл закладываю? Чтобы зритель так же устал, как я, чтобы думал. Идею надо не так глубоко зарывать. Иногда так глубоко зарою, что потом долго вспоминаю… Ну, и чтобы не на поверхности была. Иногда хочется простое, ясное: яйцо домашнее, котлета по-киевски, кофе по-турецки, утюг из Чугуево… Иногда совсем простенькое – селёдочку, коробок спичек и всё», – рассказывает Станислав Кежов.
Вдохновения он не ждёт.
«Надо себя концентрировать и работать. Когда начинаешь работать, приходит желание. А так будешь сидеть и ждать. Боженька увидит: сидит художник, дай-ка я ему музу подошлю. Нет. Надо себя заставлять. Бывает, дня три сидишь над чистым холстом. А потом как соскочил, р-р-р! Главное вовремя остановиться, чтобы у работы был законченный вид. Вдруг на другой день помрёшь», – размышляет художник.
Самое сложное, по мнению Станислава Кежова, – из кучи задумок выбрать то, что нужно, что самому к душе да и зрителю на потребу.
СПРАВКА
Станислав Кежов – график, живописец, автор композиций, натюрмортов, пейзажей. Работает в смешанной технике. Окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого в 1980 году. С 1993 года член Союза художников России.
Участник региональных, российских и зарубежных выставок. Работы экспонировались в Италии, Франции, Великобритании и Германии. Произведения хранятся в частных коллекциях за рубежом, в Калининградской художественной галерее, Курганском художественном музее, Омском музее изобразительных искусств.
Теги: культура, общество, художник
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости


















