Жизнь – фронт

Сергей Жданов главным делом жизни считает помощь российским бойцам в зоне СВО

«Привет! Меня зовут Сергей Жданов. Вы на канале участника специальной военной операции» — приветствует своих подписчиков «ЗОЖник на связи». Позывной «Зожник» Сергей взял с момента участия в специальной военной операции. У него было две командировки в зону СВО. Два ранения. До этого – больше года воевал в рядах ополченцев на Донбассе. Позывной выбрал не случайно. Он всегда был спортивным человеком и приверженцем здорового образа жизни. Убеждён, что это и помогло ему выжить.

Ополчение

В ополчение Донбасса Сергей вступил 25 августа 2014 года. Матери о своем решении ничего не сказал. Она думала, что сын уехал на вахту, и забила тревогу после того, как несколько дней он не выходил на связь. Сергей в это время уже находился в распределительном пункте в Донецке.

— Наша служба связана с опасностью и риском, — без лишних предисловий обратился к вновь прибывшим командир разведки. – Пули свистят над головой, разрываются снаряды. Есть раненые, есть потери. Если хотите службу поспокойнее – мы поймем. В тыловые подразделения тоже нужны руки – грузить, варить, помогать. Но если готовы идти с нами – то вперед.

Сергей вызвался в числе первых. В разведгруппе от полученного ранения погиб боец. Сергея взяли на его место помощником пулеметчика.

Уже на второй день — боевое задание. Группа выдвигалась ближе к ночи. Нужно было добраться до деревни, провести разведку местности. Сергей попросился в головной дозор. Он учился в пограничном институте, по военно-учетной специальности – инструктор разведывательно-поисковой группы, так что опыт был. Понимал: если начнется бой, он примет его первым.

Группа досматривала территорию заброшенного промышленного объекта неподалеку от села Спартак. На подходе к очередному зданию в небо взмывает линия искр. Сергей понял: противник привел в действие осветительный патрон, через считанные секунды с высоты нескольких десятков метров вся территория будет освещена, как днем. Эти осветительные патроны ему уже знакомы — когда проходил службу на границе в Курганской области, он сам их применял для освещения местности, выявления и задержания нарушителя государственной границы.

— Понимая, что наш головной дозор вскоре будет освещен, мы приняли единственно верное решение — залечь в высокую траву. После того как территорию снова поглотила тьма, мы продолжили выполнять задание, досмотрели здание и заняли круговую оборону на этой территории, — рассказывает он.

Несколько дней группа фиксировала каждый шаг и действие противника, передавала координаты и информацию. Потом зашли наши штурмовики, и без единого выстрела взяли всех в плен.

Различных боевых выходов потом были десятки. Но, говорит Сергей, уже через месяц к этому привыкаешь, и каждую новую задачу воспринимаешь спокойно, как что-то обыденное.

Он признается: когда ехал на Донбасс, думал, что проживет дней десять, не больше. Но его тогда это не особо заботило. Перед глазами были лишь искалеченные тела людей, сожженных в Доме профсоюзов в Одессе. Говорит, после этой трагедии и принял решение идти в ополчение. Ему хотелось только одного – чтобы виновные были наказаны.

На грани

В ополчении Донбасса Сергей прослужил больше года и в конце ноября 2015-го вернулся домой. Взгляды на жизнь, говорит, поменялись в корне. Стал регулярно сдавать кровь – на фронте видел много раненых, и знает, что кровь там нужна. Вступил в народную дружину, чтобы вместе с полицией патрулировать улицы, охранять общественный порядок. Делает это и сегодня, особенно помощь дружинников требуется по вечерам, в праздники и выходные. На повязку «народный дружинник» хулиганы и скандалисты реагируют остро, мол, кто ты такой и что тебе надо? Для себя Сергей ответил на этот вопрос, ещё будучи в ополчении. Говорит, понял, что самое страшное начинается с безразличия людей к судьбе своей страны. Трагедия Украины в этом смысле многое показала.

Когда началась специальная военная операция, без колебаний решил ехать. Хотел попасть к своим парням из ополчения, но набор в отряд уже завершился. Поэтому подписал контракт с частной военной компанией.

— Провоевал недолго, всего через семь дней получил ранение, — вздыхает Сергей. Обидно было. Приехал выполнять задачи, а тут… Это случилось под селом Кодема Донецкой области в августе 2022-го. Я сидел в окопе. Шел минометный обстрел. Мина разорвалась на высоте около двух метров о дерево, которое стояло позади моего окопа, и осколки полетели ко мне в окоп. Я получил сквозное осколочное ранение плеча. Все тело пронзила дикая боль. Горячий осколок обжигал все внутри. Жар такой сильный, что хотелось постоянно жаться к прохладной земле.

По его крикам товарищ из соседнего окопа с позывным Бергуша понял, что Сергей ранен. Но выскочить было невозможно – мины летят, разрывая землю в клочья. Новый взрыв. До следующего – несколько секунд. Товарищ мигом выскочил из своего окопа, и нырнул к Сергею. Только запрыгнул, как рядом опять рвануло. Он убедился, что нет артериального кровотечения, разрезал одежду, начал перебинтовывать руку, каждый прилёт мины накрывая Сергея собой.

— Ты меня спасти пришел, а сам погибнуть? Думай о своей жизни, – говорил я ему. – А он молчит и всё бинтует, — вспоминает Сергей.

Следующим в окоп прыгнул инструктор-медик. Осколок попал в подмышечную область, идти сам Сергей не сможет – осколок мог повредить артерию, заключил медик. Решили эвакуировать его на носилках.

Минометный обстрел закончился. В группе – два раненых, Сергей и еще один парень.

— Все понимали: после такого массированного артобстрела противник может предпринять попытку «наката», чтобы добить раненых. Группа начала готовиться к возможному наступлению противника. У меня был автомат. Если, думаю, сейчас начнется контакт, буду отстреливаться одной рукой, — рассказывает Сергей.

Противник не пришел. Началась эвакуация. Носилки соорудили из спальников, на них товарищи несли Сергея около трех километров.

— Шли по лесополосе. Нести раненого на спальниках в принципе неудобно, а тут еще поваленные деревья, которые надо постоянно обходить да перешагивать. Парни, конечно, сильно устали, — рассказывает он.

Сергей говорит: в зоне боевых действий, когда ты с человеком вместе копаешь окоп, обустраиваешь быт, прячешься от дронов, не встает вопрос – спасать его или не спасать, рисковать собой ради него или нет. Он пришел сюда выполнять те же задачи, что и ты – значит, считай, брат.

Сергей и сам выводил из-под обстрелов раненых. Одного с товарищем несли на плечах четыре километра под непрекращающимся обстрелом.

Новый виток

Восстановившись после ранения, Сергей снова заключил контракт.

— В этот раз повезло больше, — шутит он. – Пробыл на службе практически два месяца. Но снова получил ранение и сильно травмировал плечевой сустав. Продолжить службу я уже не смог.

За боевые заслуги Сергей награжден орденом Мужества и медалью «За отвагу».

Сейчас проходит длительное лечение и реабилитацию. Но, даже находясь дома, старается быть максимально полезным для фронта. Сергей освоил новую профессию наладчика станков и устроился на завод. По совместительству трудится в Курганском Доме молодежи специалистом по работе с молодежью и в детском лагере имени Коли Мяготина — в свободное от основной работы время проводит для ребят военные сборы. Он частый гость на уроках Мужества, которые проходят в школах, колледжах и вузах.

— В моем детстве у нас не было уроков Мужества. Не было общения с ветеранами, даже афганской и чеченской войны. В восьмом классе я сам вступил в военно-спортивный клуб «Разведчик», где нас учили тактике, владению оружием, ориентированию на местности в лесу. Именно тогда я понял, насколько это важно. Считаю, что детям нужно иметь представление о том, что такое боевое братство, как работать в команде, и какая на каждом лежит ответственность друг за друга. И, конечно, рассказываю о том, почему важно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Ведь в условиях боевых действий необходима выносливость и выдержка.

Параллельно Сергей учится по инженерной специальности в университете «Синергия», где создан специальный образовательный проект для демобилизованных участников СВО. Хочет развиваться в сфере инженерии и работать в промышленности, чтобы производить нужное для безопасности страны оборудование. Говорит, что во многом найти себя в новой жизни ему помогли в региональном филиале фонда «Защитники Отечества», оказали поддержку и рассказали о возможности получить образование. Из-за полученных ранений он не может быть сейчас на поле боя, но, убежден он, помогать Отечеству можно и в тылу. Именно это он и видит своей главной целью.


Сергей Жданов — лектор Российского общества «Знание».

Финалист Всероссийского конкурса наставников «Быть, а не казаться» (проводится с 2024 года по поручению Президента России Владимира Путина) в номинации «СВОй наставник»

Студент университета «Синергия».


Фото из личного архива Сергея Жданова

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *