Музыка нас связала…

Невероятно, но факт: мировой известности симфонический оркестр проведет в Кургане II Международный фестиваль

_MG_1458

Несомненно, избранность обязывает. А кто избранные-то? Да мы с вами, уважаемые читатели, ценители классики и просто любители качественных филармонических концертов. Поскольку, задавшись целью осчастливить своим долгосрочным пребыванием один из не очень  экономически благополучных российских регионов, выдающиеся московские музыканты-просветители по статусу и воспитанию  остановились на Курганской области.

Причин, тому поспособствовавших, немало, и они глубинны. Во-первых, золотыми буквами вписанная в историю зауральской культуры дружба именитого Мстислава Ростроповича с местной музыкальной элитой; во-вторых, давнее плодотворное знакомство Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова с нашими концертным залом, роялем, публикой; наконец, согласие художественного руководителя и главного дирижера оркестра, народного артиста РФ Марка Горенштейна стать почетным председателем Попечительского совета Курганского благотворительного фонда поддержки филармонической деятельности.

Всё вместе позволило организовать в 2008 году первый фестиваль прославленного коллектива в Кургане и начать подготовку к проведению второго. Экономический кризис слегка подкорректировал, но не изменил планы, и вот уже определена окончательная дата следующего праздника: 19‑24 сентября 2010 года. Серьезность намерений подтвердили недавние гости филармонии: директор оркестра Виталий Катков и директор Русского концертного агентства, «распорядитель» гастролей Дмитрий Гринченко — люди весьма компетентные, солидные и при этом удивительно обаятельные, общительные, с тонким чувством юмора.

Они пожаловали в Курган, чтобы уточнить детали, сориентироваться на местности, встретиться с прессой. Газетчиков и телевизионщиков интересовали состав, репертуар, настроение оркестрантов.

— Прежде всего, — заявили наши собеседники, — хотелось бы передать вам привет и поклон от руководителя оркестра Марка Борисовича Горенштейна, поблагодарить губернатора Курганской области, управление культуры, администрацию Курганской филармонии и выразить надежду на успешное проведение фестиваля. Конечно, важно, что классическое искусство из региона не уйдет, что лучшие образцы классической музыка жители области услышат в живом и, главное, выдающемся исполнении. Настроение оркестрантов самое приподнятое. Еще во время первого фестиваля их поразили горячий прием, зрительская отдача, отношение к происходящему — подобное не может не воодушевить, не вызвать у артистов ответной благодарной реакции, глубокой заинтересованности.

Оркестр приезжает в полном составе — 109 человек, график выступлений крайне плотный.

20 сентября состоится открытие праздника, в котором примет участие народная артистка РФ, великолепная виолончелистка Наталья Гутман. Прозвучат произведения Шостаковича, Чайковского, будут и сюрпризы. Обязательно пройдут концерты в Шадринске и еще на двух концертных площадках области. В программе: три пьесы из балета Глазунова «Раймонда», сюита из балета Чайковского «Спящая красавица». Дирижер — заслуженный артист России Александр Слуцкий, второй дирижер оркестра.

Количество мастер-классов в областном музыкальном колледже будет определено совместно с руководством колледжа и зависит от состава студентов. Например, в прошлый раз выяснилось, что есть лишь один альтист-первокурсник, которому нужно еще подготовиться, и только два трубача… Не возникает вопросов по поводу скрипачей, виолончелистов, пианистов. Ребята получат бесценные уроки, кстати, сразу вслед за ними увидят своих «учителей», востребованных профессоров Московской консерватории, на сцене. Наверняка завяжутся какие-то полезные знакомства…

На четвертый день фестиваля запланирован камерный концерт с участием солистов госоркестра, а также нашего коллеги из Великобритании, замечательного пианиста Дмитрия Алексеева. И 24 сентября масштабная акция завершится американской программой: попурри на темы мюзикла «Вестсайская история» Бернстайна, концерт для фортепиано с оркестром Гершвина, солист — Дмитрий Алексеев; «Дивертисмент» Бернстайна и симфоническая картина из оперы Гершвина «Порги и Бесс».

— Чем запомнились вам два прошедших года? Судьбоносными выступлениями, встречами?

— Для оркестра каждое выступление судьбоносно, не-важно, проходит ли оно в маленьком городе или столице европейского государства. После каждого концерта неизменно производятся подробный анализ, выявление нюансов, которые, возможно, ускользнули от слушателей, но не от дирижера. Мастерство постоянно совершенствуется, шлифуется.

— Где вас чаще можно увидеть: на Родине или за рубежом?

— Сегодня ситуация несколько изменилась. Нет уже такого стремления вырваться за границу. При советской власти это давало, что греха таить, чуть ли не единственный способ подзаработать, посмотреть мир — выездным коллективам завидовали. В 2002 году Президент России ввел систему грантов, и ведущие оркестры страны обрели достойное существование, в том числе Большого театра, Мариинки, под управлением Темирканова, Федосеева и наш госоркестр. Теперь задачи заработать нет, но остаются вопросы имиджа, конкуренции. Поэтому к зарубежным поездкам мы относимся избирательно. Вот только что вернулись из действительно триумфального турне по Швейцарии. И поскольку оно пришлось на время извержения исландского вулкана, нас встречали как героев.

— Вы показываете отечественной и зарубежной публике одни и те же программы?

— Нет конечно. Учитываются специфика зала, ожидания зрителей. На Западе в исполнении русских, разумеется, хотят слышать преимущественно русскую музыку, но в Америке мы, допустим, играли концерт Бартока для оркестра, который есть в репертуаре нью-йоркских коллег. Все удалось, и критики дали высокую оценку.

— А каковы музыкальные пристрастия россиян?

— Сложно сказать однозначно. Зависит от менталитета населения того или иного региона, от традиций, воспитания, вкуса. Бесспорно, большинством признаны и любимы 40-я симфония Моцарта, Реквием Верди, 6-я симфония Чайковского. Однако в любом случае необходимо соблюдать баланс, совмещать популярные произведения с новыми, малоизвестными, чтобы развивать аудиторию, но мягко, постепенно, не отпугивая тех, кто, может быть, посетил филармонию впервые.

— Проводят ли фестивали, подобные вашему в Кургане, другие крупные отечественные коллективы?

— Да, но они очень разные по направленности, идеологии, музыкальной составляющей: в Сочи и Ярославле — у Башмета, в Саранске — у Федосеева, в Перми — у Спивакова и, наверное, будет в Кисловодске… Для западных оркестров гастроли — скорее исключение, чем правило. Здесь причины исторического толка. Они создавались в долгом кропотливом процессе на средства жителей конкретных городов. Там, соответственно, и работают. Покидать родные пределы для них — стихийное бедствие, своего рода стресс. Перед поездкой в Москву американских оркестрантов трижды собирали на беседу, чтобы успокоить, психологически настроить на поезд и прочие дорожные неудобства.

— Ну наши-то профессионалы мобильнее?

— У наших менталитет другой, страна огромная, оркестров больше…

— Известно, что ваш коллектив по приезде в Курган опять расположится в Лесниках…

— А мы уже проведали их, поностальгировали. В прошлый раз гениально получилось: когда обнаружилось, что на территории дома отдыха есть место, где можно жарить шашлыки, уже на второй день пребывания закупили 200 кг мяса и жарили несколько часов без перерыва. Природа, свежий воздух. Красота!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *