По «сценарию» Виктора Сафронова

В художественном салоне-студии открыта выставка «Художники Кургана в портретах»

В Кургане при известной активности художественной жизни и выставочной деятельности давно не было портретной выставки. Портрет — редкий гость на традиционных весенних и осенних, а также на персональных выставках курганских художников, на экспозициях, посвященных каким-то датам. И наконец свершилось! В художественном салоне (не путать с художественным музеем) на ул. Пролетарской, 19 открылась выставка с названием «Художники Кургана в портретах». Это событие такого масштаба, присутствие на котором посчитал необходимым глава города Сергей Руденко. Да и без подчеркнутой необходимости хорошо то, что наши руководители ходят по выставкам.

Две стены центрального зала салона занимают сейчас живописные и графические портреты курганских художников. Большинство из полусотни экспонируемых работ — автопортреты, но есть и картины, когда один художник изображает другого. Они смотрят на нас через Время, вглядываются в нас, а мы — в них. За каждым лицом (нет, ликом!) — судьба, божественный дар, душа художника.

Идея проекта принадлежит художнику Виктору Сафронову, и считается, что проект осуществлен через 15 лет после рождения идеи.

На самом деле не совсем так. В моей небольшой личной коллекции живописи есть несколько работ (в том числе портрет курганского художника Виктора Сёмина) замечательного живописца из Иркутска Владислава Кузнецова. Влад и Сафронов крепко дружили. И вот как-то раз за рюмкой «чая» в багетной мастерской салона Кузнецов, большой эрудит, обмолвился о том, что в итальянской Флоренции галерея Уффици еще со второй половины 18-го века собирает автопортреты знаменитых художников. «Почему бы и тебе не попробовать сделать то же самое на курганской почве?» — сказал наш гость и загадочно посмотрел на нас. А вопрос этот, между тем, запал в душу Сафронову, и потихоньку он стал заказывать автопортреты своим коллегам. Это и было началом проекта, который осуществлен сегодня, не через 15, а через все 20 лет. К великому огорчению, ни Виктора Сафронова, ни Влада Кузнецова уже нет в живых, так что, поверьте мне, свидетелю этого разговора.

Идея идеей, но ее развитие, концепция проекта и в конечном итоге его реализация, конечно, остаются за Сафроновым. Как сказал выступивший на вернисаже художник Валерий Хорошаев, вернисаж устроен по «сценарию» Виктора Сафронова. Кто же он?

Виктор Иванович Сафронов (1942-2003), художник, ювелир, галерист, общественный деятель, родился в Курганской области, учился в «Мухе» (высшее Ленинградское художественное училище им. Мухиной). Участник многих региональных и нескольких зарубежных выставок. Инициатор и один из создателей художественного салона-студии, его директор в течение десяти лет. До Сафронова салон был обыкновенной торговой точкой с «художественным уклоном», где продавались серийные штампованные сувениры и изделия некоторых народных промыслов. Сегодняшний юридический статус салона — областная общественная благотворительная организация «Художественный салон-студия».

Круг общения Сафронова был огромен. Конечно, он был знаком не с одной сотней художников. А также с журналистами и врачами, профессорами и рабочими, юристами, чиновниками Минкульта и областной администрации, спортсменами и бизнесменами, писателями и банкирами, музыкантами, актерами и учителями, инженерами и искусствоведами. Его знали участники Великой Отечественной войны и молодые ветераны Афганистана и Чечни. Постаревшее курганское хулиганье начала 60‑х при встрече с Сафроновым почтительно приподнимало свои восьмиклинки, а многие работники правопорядка отдавали честь. Кажется, в Кургане его знал и любил каждый дом, переулок, камень, дерево. В 2002 году Виктор Сафронов стал лауреатом городской премии «Признание».

Но вернемся на выставку. Кстати, она открывается установленным на подрамнике портретом Сафронова (сангина), который в 2004 году сделал один из лучших наших рисовальщиков Геннадий Иванчин.

Большинство экспонируемых работ являются собственностью художественного салона-студии или самих авторов и их семей. Представлены несколько произведений из фондов областного художественного музея, а также из частных коллекций. К последним относится, например, блестящий и ироничный автопортрет Сергея Мальцева 2007 года (в камзоле и шляпе петровской эпохи) из личной коллекции известного промышленника депутата областной Думы Сергея Муратова, который, увлеченно интересуясь искусством, собрал значительную часть творческого наследия Мальцева.

В коротком газетном обзоре невозможно назвать всех авторов этой удивительной выставки. Но те, кто знает и любит художников, а таких людей в Кургане много, наверняка встретят своих любимцев.

Молодой Вячеслав Пичугин (курганский «Ален Делон» 60‑х годов) и отмечавший когда-то 70-ю весну Николай Годин; Вадим Наконечный, несущий на себе подрамник, как крест; Виктор Архипов со своим двойником и Анатолий Зыков, изобразивший себя в шляпе с пером; «Персона» Ирины Арослановой и Юрий Вещиков, застрявший в жизненном тумане и дожде; Герман Травников, натянувший тетиву лука, чтобы достать до звезды; Виктор Ветров с палитрой в руках и «сработанный» под средневековую живопись лик Андрея Ванькова — всё это автопортреты. И вдруг художник становится моделью другого художника, иногда соседа по мастерской. И тогда Борис Орехов тушью делает портрет Валерия Хорошаева, Людмила Гасанова создает портрет художника Андрея Садова, Герман Травников словно приходит в гости к своему старшему товарищу и пишет семейный портрет художника Николая Ромадина («У телевизора», 1975 год). Какие имена, какие лица, какие таланты! Но…

Французы, известные гурманы и в жизни, и в искусстве, говорят, что из-за стола надо вставать с легким чувством голода. Но на нашем вернисаже в художественном салоне перенасыщение не грозило, чувство «голода» не удовлетворено. Не хватало портретов Валериана Илюшина, Александра Петухова, Юрия Козьминых, некоторых других художников. Возможно, портретный проект по «сценарию» Виктора Сафронова расширится, поводом для чего может служить, например, предстоящее в следующем году 50-летие Курганской организации Союза художников.

Виктор Сафронов мечтал превратить салон в дом художников и для художников. И вот после десятилетия творческого спада в деятельности художественного салона, кажется, начинается оживление. На вернисаже нынешний директор салона Надежда Рябова рассказала о ближайших экспозиционных планах: на очереди — выставки «Пейзажи Зауралья», «Мой город Курган», «Цветы для любимой».