Без рубрики

Сохранить совесть народа

Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Екатеринбургскую епархию (16‑18 апреля) в Екатеринбурге состоялась его встреча с молодежью и общественностью Уральского федерального округа.

Состоялась она в субботу, 17 апреля. Дворец игровых видовых спорта «Уралочка» был заполнен до отказа — более пяти тысяч человек приняли участие во встрече со Святейшим Патриархом. Во встрече приняли участие архиереи Русской православной церкви, среди них — архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

В Екатеринбург приехали делегации регионов УФО, в том числе и Курганской области. В состав нашей делегации входили священники Курганской епархии, студенты КГУ, областного колледжа культуры, журналисты.

В зале царила удивительная атмосфера радости, тепла, духовного подъема. Люди стоя приветствовали своего Патриарха. Аплодисменты многотысячного зала были несмолкаемы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Он сердечно приветствовал уральцев: «Я радуюсь возможности встречи с жителями Екатеринбурга и Урала и хочу разделить с вами некоторые мысли, которые возникли у меня, в том числе и во время пребывания в Екатеринбургской епархии, посещения этих замечательных мест».

Патриарх говорил о главном: «В нашей жизни огромное значение имеет преемство. Это механизм передачи информации, знаний, опыта, ценностей от поколения к поколению. Если нарушается преемство, это очень опасно. Когда в результате катаклизмов, политических, военных, разрывается духовное культурное преемство, то последствия для страны, для народа трагические».

Святейший Патриарх подчеркнул, что преемство — это прежде всего передача базисных ценностей. Мудро и доступно он говорил о том, что является истинными ценностями, а что — поверхностными, наносными. «Нужно передавать самое важное, без чего следующее поколение жить не может. Долгое время у нас было убеждение, что самым главным является экономика. В советской идеологии она являлась базисом, а все остальное — надстройкой. Мы теперь ясно понимаем, что это была огромная мировоззренческая ошибка. Экономический устрой демонтируется самим временем. И сегодня у нас нет этой экономической формации, а народ наш существует. С 92-го года у нас не появился новый народ. Это тот же самый народ. Но если у народа исчезают базисные ценности, то он перестает быть народом. Значит, не экономика является базовой ценностью, а что? А базисной ценностью является то, к чему мы часто относимся очень невнимательно. И оцениваем эти ценности по остаточному принципу. Для человека часто ценностями является то, что он может потрогать своими руками, то, что он приобретает, — автомобиль, стиральная машина, телевизор… Но разве мы можем передать это другим поколениям? Нет. Разве только в музей поставить, чтобы показать, как предки стирали белье или передвигались в пространстве.

Все это не имеет отношения к базисным ценностям. А вот то, что нельзя потрогать, почувствовать руками, то, что принадлежит внутреннему миру человека, что формирует личность, это и есть базисная ценность. Базисная ценность — это матрица, которая формирует национальное и личностное сознание человека.

Тогда могут сказать, что и идеология тоже принадлежит к базисным ценностям. Но история свидетельствует, что идеологии, самые сильные, не живут более 3‑4-х поколений. Они исчезают, потому что жизнь меняется.

К духовным базисным ценностям имеет прямое отношение религия. Я говорю об этом не потому, что я Патриарх, а потому, что это тысячелетний опыт человечества. Религия апеллирует к нравственному чувству человека. А нравственное чувство сформировано божественным началом. Никакими естественными причинами нельзя объяснить появление и существование универсальной человеческой нравственности.

Когда марксисты в эпоху Горбачева начали говорить об общечеловеческих ценностях, то я сам себе сказал, что марксизм закончился. Ибо он провозглашает только классовые ценности. А религия признает, что человек, где бы он ни родился, где бы он ни был, какое образование бы ни получил, в его природу самим Богом заложено, что убийство — грех, обман — грех, воровство — грех… Религия апеллирует к самому нравственному чувству человека, не разрушая, а сохраняя и поддерживая его. Мы передаем другим поколениям нравственные идеалы формирования того же самого человека, созданного по образу и подобию Божиему, человека как венца творения»

Развивая тему преемства, Святейший Патриарх много внимания уделил роли и значению труда в человеческой жизни. «Сам Бог, помещая человека в Эдемский рай, повелел ему возделывать райский сад. Нельзя быть в раю, не работая. Если человек хочет быть счастлив без труда, он никогда счастливым не будет».

Отношение к труду, по словам Святейшего, входит в базисные ценности личности. Святой Василий Великий утверждал, что работающий удовлетворяет не только свои потребности, но и трудится для того, чтобы исполнить заповедь Господню. «Бог повелел нам трудиться. В одиночку мы трудиться не можем. Труд есть общее дело. В переводе с греческого литургия — это общее дело. Когда мы совершаем Божественную литургию в храме, мы совершаем общее дело. И это не случайное совпадение слов. Есть такое понятие — литургия после литургии. Если мы свою трудовую деятельность воспринимаем как служение Богу и ближним, то мы общее дело в храме продолжаем на своем рабочем месте. При таком подходе были бы совершенно иные трудовые отношения и другая экономика».

Святейший говорил о деловой этике, поведении руководителей. «Те люди, которые имеют власть над другими, начальники, собственники несут колоссальную ответственность за общий труд. Если им кажется, что результатом труда является получение прибыли, которую затем можно потратить на себя, то эти люди согрешают против Бога и ближних своих. Никогда прибыль, используемая только для себя и ради себя, не принесет счастья и благ.

Все, чем мы владеем, это дар Божий. А Бог проверяет людей на подлинность, честность. Он дает человеку деньги, говорит: «Используй», а человек все себе и себе, щеки надувает, все ему мало, он еще и подножки другим ставит, проводит рейдерские захваты… В результате люди стонут, экономика страдает, а человек голову потерял.

Один мой знакомый муфтий сказал: «Мы ведь все завхозы у Бога». И чем больше у человека власти, чем больше экономического могущества, чем больше у него подчиненных, тем больше его работа должна становиться служением.

Вот часто говорят, что нет авторитета у светских руководителей. Потому что народ чувствует потребительское отношение к себе со стороны этих руководителей. Народ для таких руководителей просто «масса», техническое средство, орудие производства. И люди это чувствуют».

Святейших Патриарх подчеркнул: «Если понятие служения как базисной ценности станет достоянием всех — и руководителей, и рядовых работников, — у нас изменятся экономика и политика. Служение есть величайшая сила, которая объединяет наш народ».

После Первосвятительского слова Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы.

«Что лично для Вас значит праздник Великой Победы?» – «Для меня победа в Великой Отечественной войне — это великое явление героизма всего нашего народа. Это значит, что добра у нас было больше, чем зла. Правды было больше, чем лжи. Несмотря на все сложнейшие политические обстоятельства, несмотря на все катаклизмы, в том числе и идеологическое насилие, дух народа не был сломлен. Мы остались способными на жертву, на подвиг. День Победы — это святой день. Это памятник силы духа нашего народа».

Прозвучал вопрос: «Что Вы ожидаете от преподавания в школе нового курса «Основы религиозных культур и светской этики?»

– «Основы религиозных культур и светской этики» при всем многообразии подходов и мировоззренческих взглядов позволяют сформировать единую систему ценностей. Кстати, инициатором включения светской этики был ваш покорный слуга. Я с самого начала настаивал на том, что неверующие должны иметь возможность воспитывать детей в своей системе ценностей.

Но должен откровенно сказать, что я сегодня глубоко разочарован тем, как выбираются предметы нового курса. На моем письменном столе – информация о том, как власти оказывают давление на директоров школ, а те, в свою очередь, на родителей, чтобы избирался курс светской этики. Не надо нам наступать в очередной раз на те же самые грабли. Нужно дать детям и родителям возможность свободного выбора, потому что, обучая по разным учебникам, мы формируем единую систему ценностей. Но когда происходит насилие над убеждениями людей, когда пугают, что если ты избираешь православие, то имей в виду… Это очень плохо. На Урале, к сожалению, эта проблема присутствует.

«Каким Вы видите молодого современного россиянина?» – «Дай Бог, чтобы современный россиянин сохранил свою духовную и культурную традицию. Я имею в виду православную традицию, мусульманскую, иудейскую, буддийскую традиции, к которым принадлежат граждане нашей многонациональной страны. Очень важно, чтобы совесть в народе сохранилась. Пока живет совесть — человек живет. Я молюсь, чтобы, несмотря на множество искушений и соблазнов, которые обрушиваются на нашу молодежь, она сохранила свою духовную культурную традицию, свое нравственное начало, свою совесть».

В заключение встречи Святейший Патриарх благословил всех ее участников, пожелав добра и счастья уральцам.

Дмитрий Литвиненко,
Курган-Екатеринбург-Курган.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *