Без рубрики

Злоупотребления не исчезнут сами собой

На днях состоялось заседание совета по противодействию коррупции при главе города.

Наиболее обсуждаемым вопросом стала ситуация, складывающаяся на рынке услуг, предоставляемых управляющими организациями.

— Эта проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства действительно обостряется. И члены совета сочли необходимым обратиться к ней сейчас, пока ситуация не стала еще более серьезной, — сказал в интервью нашей газете глава города Кургана Виктор Серков. — Я не преувеличиваю. Из-за неконтролируемого роста долгов, допускаемых управляющими организациями перед поставщиками электроэнергии, под угрозой срыва может оказаться отопительный сезон 2010‑2011 годов. Наибольшую задолженность имеют: ООО «УО «Жилищник» (и. о. директора Г. Г. Вихарева) — задолженность этого учреждения за электроэнергию составляет 2 млн. 321 тыс. рублей при среднемесячных платежах населения 1 млн.300 тыс. руб.; задолженность за электроэнергию ООО «УО «Огонек» — 1 млн.546 тыс. руб. при среднемесячных платежах 800 тыс. руб.; у ООО «УК «Фортуна» (директор Л. А. Лизунов) задолженность за электроэнергию — 4 млн.519 тыс. руб. при среднемесячных платежах 780 тыс. руб.

Представьте, что осенью может сложиться такая ситуация: деньги с жильцов собрали, а энергетики не принимают дома к отопительному сезону. Для исправления положения придется выделять средства из городского бюджета — мы же не можем допустить, чтобы ни в чем неповинные люди замерзали. Но это неправильно: почему город должен платить за тех, кто украл деньги горожан?

Вроде бы не коррупция в прямом смысле — ведь речь идет не о бюджетных средствах. Но я убежден: для нас не должно быть разницы, потому что и в этом случае страдают горожане, которые заплатили за услугу, но не получили ее.

Потому этот вопрос и был вынесен на заседание совета.

— Тема неполучения оплаченных услуг, кстати, очень часто поднимается в редакционной почте. Например, наши читатели ставят такой вопрос: мы ежемесячно платим солидные суммы за содержание жилья, а ремонт в подъездах не проводится десятилетиями; подвалы затоплены; крыши текут…

— Сейчас в городской Думе создается специальная депутатская группа по реализации решения Думы, принятого еще в 2005 году, об активизации работы по образованию территориальных органов самоуправления — ТОСов. Это очень своевременно, потому что необходима осознанная и действенная позиция людей. Должно появиться понимание того, что за них их проблемы никто решать не будет. Ведь, заплатив в магазине за покупки, никто без них не уйдет. Заплатив за коммунальную услугу, горожане также должны добиваться того, чтобы получить ее. А городская власть готова оказать в этом содействие. Надо подключить прокуратуру, органы внутренних дел — совет по противодействию коррупции сможет это сделать.

Возьмем те же управляющие организации. С некоторыми из них происходят странные вещи. Например, «Огонек» активно «размножается», появляются управляющие организации со сходными названиями, в руководстве которых все те же представители «Огонька». Они же и организуют переход жителей на обслуживание домов вновь созданными управляющими организациями. Схожие процессы идут и на территории, на которой расположены дома, управляемые ООО «УК «Фортуна». Здесь появилась управляющая организация «Фортуна-С». Сейчас курганцам непонятно, кому они платят за содержание своих домов и кто в конечном итоге работает на их жилом фонде. О данных фактах администрация города сообщила в городское и областное управления внутренних дел.

Повторю: мы готовы оказать людям помощь, но и они должны проявлять инициативу.

— Но бывает, что люди и пытаются что-то сделать, но не могут пробиться через чью-то безответственность, равнодушие…

— Думаю, официальный запрос должностных лиц городской администрации, депутатов городской Думы поможет все это пробить. Депутатам с избирателями надо плотнее сотрудничать, а избирателям надо знать твердо: они вправе обращаться к своему депутату по любой проблеме и рассчитывать на помощь в ее решении.

Для чего мы активизируем работу по созданию ТОСов? Когда граждане организуются в какой-то орган самоуправления, это уже не просто «много людей», а организация, структура, которая и сама многое может сделать и с которой органам власти можно взаимодействовать.

Организация жильцов может запросить отчет управляющей компании о расходовании средств, поступивших от их дома, и попросить соответствующие органы его проверить и разобраться.

То ли отдельный человек написал: «Мне кажется, мои деньги израсходованы не по назначению…», то ли письмо написано от имени ТОСа: «Мы заплатили за услугу. Где она?». Чем чаще и настойчивее горожане будут задавать поставщикам коммунальных услуг такие вопросы, тем быстрее они станут выполнять то, что обязаны.

— Виктор Владимирович, некоторые управляющие компании появляются, потом исчезают. Как быть горожанам, чтобы не попасть впросак?

— Департамент жилищно-коммунального хозяйства сейчас предпринимает меры к тому, чтобы наладить сотрудничество между управляющими компаниями и администрацией города. Мы же делаем одно дело, живем в одном городе, должны сотрудничать. Часть управляющих компаний это понимает и идет навстречу администрации. Но есть и такие, которые не идут на контакт, не отвечают ни на запросы, ни на письма администрации города. Это вызывает обоснованную, на мой взгляд, настороженность. Подготовить отдельный дом к отопительному сезону в общей структуре энергетики города достаточно сложно. Нужны средства, нужно решать много организационных вопросов. И без администрации города вряд ли можно их решить правильно.

И УО, которые пытаются все сделать сами, либо не знают, что именно надо делать, чтобы по-настоящему заниматься этим вопросом, либо не хотят им заниматься всерьез, а хотят просто собрать деньги.

В администрации есть список УО, которые активно взаимодействуют с администрацией города, и собственники жилья могут с ним познакомиться при выборе УО.

— Вокруг собственников жилья, которое вошло в программу капремонта, начинают кругами ходить желающие стать подрядчиками, исполнителями работ. А здесь как правильно сделать выбор?

— Деньги идут через администрацию города. Поэтому можно связаться с руководством департамента жилищно-коммунального хозяйства и получить исчерпывающую информацию: получены ли деньги, куда направлены. Это все открыто и прозрачно.

Но контролировать использование этих денег, выбирать подрядную организацию — дело самих жильцов. При выборе можно посоветоваться, в том числе с администрацией города, – наши специалисты вряд ли предложат какой-то плохой вариант.

— На заседании совета отмечалось, что процедура контроля за деятельностью управляющих организаций сильно затруднена, а издержки существующего законодательства создают почву для всевозможных злоупотреблений и махинаций. Виктор Владимирович, может ли городская Дума на своем уровне принять какие-то нормативные документы на этот счет?

— В решении совета как раз записано: администрации города, городской прокуратуре, ГУВД проработать вопрос о создании системы контроля за недобросовестными управляющими организациями, разработать правовые нормы, препятствующие деятельности недобросовестных УО на рынке. При этом поставлена задача посмотреть, как это делается в соседних регионах, где уже закончился период «дикого рынка» и остались только добросовестные компании.

— На официальном сайте муниципального образования «Город Курган» действует «горячая линия», на которую можно сообщить о фактах коррупции. Также работает «телефон доверия», позвонив по которому можно передать информацию соответствующего характера. Горожане звонят?

— Нет. Такое впечатление, что люди полагают: коррупция исчезнет сама собой…

— Наверное, не верят, что их обращение даст какие-то результаты…

— Жаль, что люди не верят власти. Но могу точно сказать: любая информация, конечно, не анонимная, которая поступает в администрацию города, проверяется и по ней дается обязательно ответ. Другое дело, что ответ не всегда устраивает заявителя. Я знаю, что у нас есть недоработки в этом отношении, что некоторые ответы даются формально. Но мы работаем над тем, чтобы этого не было.

К сожалению, не всегда можно выполнить то, о чем просит человек. Понимаешь, что он прав, внутренне с ним соглашаешься, но не можешь помочь: либо потому, что закон такой, что невозможно это сделать; либо нет на это полномочий…

Например, мы не можем влиять на цены в аптеках — у городской администрации нет таких полномочий, а ведь люди приходят, жалуются и на это.

Поэтому на заседании совета этой теме также было уделено внимание. Мы решили посмотреть на проблему с точки зрения закупа лекарственных средств муниципальными ЛПУ. Эта система за последние годы несколько раз модифицировалась. Нужно посмотреть, в связи с чем это делается, и выбрать наиболее рациональный способ приобретения на конкурсной основе тех или иных лекарственных средств и им пользоваться. Необходимо более жестко контролировать проведение аукционов по закупу лекарств для медицинских учреждений.

— Виктор Владимирович, еще один «больной» вопрос медицинского обслуживания — платные услуги…

— Убежден, что они должны быть наряду с бесплатной медицинской помощью. Это нормально, когда медицинское учреждение оказывает дополнительно какие-то платные услуги.

Но должен быть определен четкий, прозрачный, понятный порядок оказания этих услуг. Понятный не только персоналу ЛПУ, но и любому больному, который за этой услугой обратился. Ему должно быть понятно, что за такую-то услугу он должен заплатить определенную сумму в кассу ЛПУ, а не в карман врача. Но при этом врач, медицинская сестра должны знать, что и они получат свою долю вознаграждения — на совершенно законном основании.

А главный врач будет уверен, что, используя механизм оказания платных услуг, он, опять же на законном основании, получает дополнительные средства на развитие своего учреждения.

И тогда ни у кого не будет вопросов — ни у населения, ни у правоохранительных органов, ни у выше-стоящих руководителей.

Думаю, это можно установить муниципальными законодательными актами, и мы в этом направлении будем работать. На совете принято такое решение — под руководством моего заместителя Вячеслава Михайловича Тяжельникова создается группа, в которую войдут члены депутатской комиссии по социальным вопросам, работники администрации города. Они разработают положение о привлечении внебюджетных средств городскими бюджетными учреждениями, которое будет вынесено на заседание городской Думы. То есть это будет касаться не только здравоохранения, но и других сфер. Например, дошкольного образования. Не секрет же, что существует такая практика, когда за место в садике предлагают заплатить. Если есть люди, которые имеют возможность и готовы это сделать, пусть все будет на законных основаниях. Чтобы они знали: платят не в карман заведующей, а на счет детского сада, что средства пойдут на его развитие, на благо их детей. И расходование этих средств должно быть очень прозрачным.

В заключение В. В. Серков сообщил, что состав совета по противодействию коррупции при главе города обновился — в него введены должностные лица управления ФСБ. Также планируется, что заседания совета будут проходить не раз в квартал, как было до сих пор, а чаще.

— Цель совета по противодействию коррупции — не «посадить» кого-то, а создать условия, когда заниматься воровством, злоупотреблениями было бы неинтересно. Во всех сферах власти, — подчеркнул глава города. — На этот год сформирован план работы, и я попросил членов совета внести по нему свои предложения и замечания с учетом выполнения этой задачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *