МЧД активно применяются в различных сферах
Что такое машиночитаемая доверенность
Машиночитаемая доверенность (МЧД) — это электронный документ, содержащий информацию о доверенности в формате, доступном для понимания компьютером. В отличие от простых доверенностей, она состоит не из текстовой информации, а из кода, который легко может быть считан и обработан программным обеспечением.
МЧД уполномочивает представителя подписывать своей личной подписью документы юрлица или ИП. Она заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя и регистрируется в государственных органах.
Обязательные критерии к МЧД
В России МЧД должна соответствовать ряду требований, закрепленных в законодательстве. Она должна предусматривать:
- Дата выдачи;
- Срок действия;
- Передаваемые полномочия;
- Данные о лице, выдавшем доверенность;
- Данные о получателе.
Что можно подписывать
- Отчеты в ФНС и СФР;
- Счета, реализации, поступления, транспортные накладные;
- Документы для участия в торгах и др.
МЧД активно применяются в различных сферах: государственные и юридические услуги, банковские операции, бизнес и др. Так, в медицинской сфере врач или фельдшер может использовать МЧД для оформления документов от имени медицинской организации, например, актов выполненных работ, договоров, справок и т.д. Это упрощает процесс оформления документации и исключает необходимость в присутствии руководителя. Подробнее: https://fdoc.ru/resheniya/medicina.
Как работает МЧД
Доверенность функционирует в тандеме с электронной подписью. Она формируется в цифровом формате XML и заполняется по установленным правилам, что позволяет системам автоматической проверки данных извлекать необходимую информацию.
Представьте, что директор компании предоставляет сотруднику право подписывать документы от своего имени. В МЧД четко прописываются действия, которые сотрудник вправе выполнять, аналогично тому, как это делается в бумажной доверенности. Ее можно передать вместе с документом или указать ее номер непосредственно в документе.
Порядок работы с ней сводится к следующему:
- Руководитель компании (или ИП) создает доверенность в формате XML и подписывает ее своей КЭП.
- Сотрудник подписывает электронные документы компании своей личной ЭЦП и добавляет к ним МЧД, либо указывает ее номер.
Как выпустить машиночитаемую доверенность для ЭЦП
Это можно сделать бесплатно в сервисе налоговой службы. Для этого нужно указать срок действия, данные доверителя и представителя, полномочия. Сервис создаст файл в формате XML. Его нужно подписать КЭП руководителя или ИП и можно использовать. Пошагово это выглядит вот так:
- Нажмите на кнопку «Создать» и подтвердите свое согласие на обработку персональных данных.
- Определитесь с типом доверенности. Это может быть базовая, единая форма, а также передоверие.
- Заполните сведения: данные о доверителе, представителе и полномочиях, которые он получает.
После завершения этих шагов вы получите готовый к использованию файл.
Как аннулировать разрешение на использование МЧД
Отменить ранее выпущенную МЧД директор компании или индивидуальный предприниматель может в три этапа:
- Создать распоряжение об отмене: составить документ, который подтверждает решение о прекращении действия доверенности.
- Подписать распоряжение: заверить документ КЭП.
- Загрузить распоряжение в реестр: отправить распоряжение в реестр нотариальной палаты. Если МЧД хранится в реестре налоговой службы, то распоряжение необходимо загрузить туда.
После того, как все эти действия выполнены, доверенность считается аннулированной и лишается своей правовой значимости.