Екатерина Лазарева
Дружба размером с «Артек»

Ежегодно несколько групп детей из разных уголков Зауралья уезжают на южный берег Крыма – в легендарный «Артек».
В нашем репортаже – жизнь знаменитого детского лагеря, который с возвращением в Россию приобрел статус Международного детского центра. Сегодня «Артек» – это девять действующих лагерей, 3,5 тысячи детей каждую смену, это море, удивительной красоты природа и эмоции,
каждую минуту бьющие через край.
Это место, где рождается дружба.
Место, где дети взрослеют, а взрослые становятся детьми.
Место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Возрождение «Артека»

Попасть в «Артек» мечтали и мечтают тысячи детей. Легендарный лагерь, если быть точнее, Международный детский центр, вернулся под юрисдикцию России в 2014 году. Тогда много говорили о том, что Украина, к которой достаточно долго относился «Артек», ничего не делала для развития лагеря. Это не совсем так.

В свое время украинские власти подарили детям стадион, где проходили все массовые мероприятия (сейчас «артековцы» собираются на новенькой «Артек-арене»). Еще при президенте Леониде Кучме в 2004 году появилась новая школа – светлая, красивая, просторная. И сегодня смотришь на нее и думаешь, как повезло детям, которые учатся
в этих стенах.

«Когда я принял "Артек", он был без хозяина, – вспоминает директор Центра Алексей Каспржак. – Российская Федерация – наша страна – стала для него настоящим хозяином. Сегодня детям всего мира, в том числе украинским детям, есть место в "Артеке". Надо его просто найти».


Алексей Каспржак
директор Центра "Артек"
Конечно, на фоне развернувшегося строительства и реконструкции, которые начались в «Артеке» после возвращения Крыма в состав России, вложения Украины – это крошечная часть. Сколько было сделано меньше чем за год (с осени 2014 по весну 2015 года) – сложно представить. Благодаря финансированию из российского бюджета в «Артеке» была проведена глобальная реконструкция корпусов, где живут дети. Сегодня в комнатах размещаются по пять-шесть человек. В каждой – свой санузел с душевой кабиной, безопасные двухъярусные кровати – все новое и современное.
Оборудован отдельный корпус для вожатых. Ребята теперь живут в комфортных условиях, имеют возможность позаниматься на тренажерах (если, конечно, в течение дня им не хватает постоянных пеших «прогулок» в горку и с горки – местность-то в «Артеке» гористая). Но, пожалуй, самое главное, здесь же, в вожатском корпусе, находится уникальная медиатека, в которую можно прийти, чтобы позаниматься (либо за общим столом, либо в «домике», в уединении). Сюда же приходят дети на занятия по английскому языку.

Реконструированы столовые, спортивный комплекс, бассейны. Одним словом строители за считанные месяцы постарались сделать (и сделали!) все, чтобы летом 2015 года «Артек» снова принял детей и уже никогда больше не пустовал. Кстати, и сотрудники лагеря не остались в стороне. Им тоже нашлась работа, за которую они взялись с удовольствием, – очистка территории «Артека» от сухостоев, непроходимых зарослей разросшихся кустарников и травы. И пусть это не профильное занятие, но каждый из работников лагеря, взяв в руки садовые инструменты, понимал – это работа, это зарплата, это – гарантированное будущее. В результате парковая зона «Артека», а она занимает ни много, ни мало 102 га (почти половину всей территории детского Центра), преобразилась до неузнаваемости.

В 2014 году «Артек» принял 6 тысяч детей. В 2016 году – уже 31 тысячу юных талантов. А в 2020 году в лагере готовятся принять 40 тысяч детей. И это – не фантазии, это вполне реальные планы: сейчас на крымском берегу Черного моря строится абсолютно новый лагерь (в советские годы сказали бы «дружина») – «Солнечный», который совсем скоро распахнет свои двери. Осталось также реконструировать последний из существующих на данный момент лагерей – «Алмазный». Таким образом, к девяти действующим «Озерному», «Морскому», «Янтарному», «Хрустальному», «Кипарисному», «Речному», «Полевому», «Лесному» и «Лазурному» добавятся еще два лагеря.

Мир «Артека»
В начале смены всем детям выдается комплект формы: футболка, ветровка, кепка, бриджи и брюки, а девочкам – платья, теплая кофта. У каждого из девяти лагерей – свой фирменный цвет. Например, у «Озерного» – желтый, у «Морского» – синий, у «Лесного» – зеленый. Форму шьет не кто-нибудь, а компания BOSCO – та же, что производила одежду с сочинской олимпийской символикой. Своя форма есть и у тематических отрядов – туристического, морского, журналистского.

Столовые «Артека» – это одно из самых любимых мест всех детей. У кого бы из «артековцев» вы ни спросили, что больше всего понравилось, каждый ответит – еда.

Столовых в «Артеке» несколько, в основном на два-три лагеря. Пожалуй, самые необычные – это «Теремок» (внутренняя отделка выполнена в русском стиле) и «Круг» (здание в виде круга). В каждой столовой единое меню, разработанное в соответствии с современными нормами СанПиН. Такому выбору блюд можно только позавидовать: на обед – несколько видов салатов, как правило, два вида супа, причем один из них – какое-нибудь национальное блюдо (каждый день новое), выбрать можно и второе (хочешь – картошку, хочешь – макароны или овощи). Вкуснейшие, полные витаминов напитки из ягод и фруктов. Кстати, в «Артеке» примерно на четверть увеличенные порции – все потому, что в течение дня ребята тратят очень много физических сил, да и эмоции порой бьют через край, поэтому подкрепляться им нужно основательно, и пять раз в сутки.

В «Артеке» дети не сдают «на входе» сотовые телефоны и планшеты. Директор Центра Алексей Каспржак объясняет это просто: «В "Артеке" запрещено все, что запрещено в нормальном цивилизованном обществе. Любое дополнительное ограничение – это упрощение жизни взрослым. Я смотрю на телефон и планшет проще: если ребенок сидит в планшете или в телефоне – значит, мы плохо работаем».

Кстати, в «Артеке» есть тихий час. Как, собственно, в любом детском лагере. Покой «артековцев» в это время охраняет рыжебородый невысокий мужичок по имени Абсолют, фигурки которого находятся в разных частях «Артека». Тихим час потому и называют, что в это время должна царить тишина, поэтому дети стараются говорить шепотом, чтобы спустившийся с Аю-Дага дедушка Абсолют, крадущийся по паркам и коридорам «Артека», не заметил, что кто-то не отдыхает.

«Артек» – это еще и удивительной красоты природа.
Гора Аю-Даг (Медведь-гора), скалы-близнецы Адалары,
голубое чистейшее Черное море, экзотическая, наверное,
для 99% территории России флора.


«Артек» – это и память: память о тех, кто освободил детский лагерь от фашистов – обелиск в их честь установлен на территории Центра. Здесь же – аллея пионеров-героев, подростков, которые в довоенные годы отдыхали в «Артеке», а после нападения Германии на СССР стали партизанами и подпольщиками. Защищая свою страну, они погибли совсем юными. Любить свою Родину их научил в том числе «Артек».

Школа жизни.
Но причем тут СОМы?
Процесс обучения в «артековской» школе особенный. Иначе «артековскую» школу и не назовешь – это действительно школа жизни. Директор образовательного учреждения Наталья Царькова рассказывает, что найти «изюминку», сделать недолгое время пребывания в школе «Артека» (всего три недели – именно столько длится одна смена)
было не просто.

Знаете ли вы, что такое СОМ? Первое, что приходит на ум, – рыба. Но понимаешь, что какой-то подвох есть. Любой «артековец» скажет, что СОМ, или сетевой образовательный модуль, – это ничто иное, как урок, но урок с той самой «изюминкой». По другому и быть не может, ведь «Артек» – это международная инновационная площадка общего и дополнительного образования.

По словам директора школы Натальи Царьковой, важно было придумать, как сделать процесс обучения не только познавательным, но и творческим, междисциплинарным. Важно было сделать так, чтобы проводить уроки в классах, где собраны дети, которые в своих школах обучаются по разным программам и имеют разный уровень подготовки. Педагогический коллектив решил, что нужно расширять границы и выходить из стен классов и даже школы.

В конце концов, как говорит Наталья Николаевна, «Артек» – это «семь километров счастья» (такова протяженность береговой линии МДЦ, а вся территория «Артека» занимает площадь 218 га – это больше территории княжества Монако, – ред.). «Мы поняли, что образование в "Артеке" не должно ограничиваться границами школы, классов. В "Артеке" есть музеи (музей истории «Артека», музей «Космос», краеведческий музей, музей Военно-морского флота, музей «Сокровища Черного моря»), есть парки, есть площадки, хранящие память о великих людях, есть свои ферма и теплица – это та инфраструктура, которая дает возможность соединять общее и дополнительное образование, – говорит Наталья Царькова. – Детям сейчас не интересна просто "говорящая голова" учителя – место такого учителя занимают другие источники информации. Нам важно, чтобы учитель мог соединить возможности "Артека" со своими знаниями по предмету».

Так и родились те самые СОМы, правда, не по всем, а только по шести дисциплинам: по географии, биологии, литературе, истории, обществознанию и иностранному языку. «Каждый учитель разрабатывает свой СОМ. Его сореализаторами могут быть педагоги допобразования, сотрудники наших музеев, наши партнеры, – рассказывает Наталья Царькова. – СОМы мощно работают на повышение мотивации к обучению и на развитие познавательных интересов ребенка, частично – на профориентацию. Одна девочка написала мне, что во время СОМа в Никитском ботаническом саду детей пустили в святая святых – лабораторию селекции. Там с ними занималась селекционер Зинаида Константиновна Клименко, которая 23 года работала над сортом розы "Аджимушкай". Ребенок был потрясен этим. Девочка написала: "Я нашла свою профессию". Вот такие мощные вещи происходят».

Внедрение новой технологии обучения шло непросто. По словам Натальи Царьковой, некоторые педагоги ушли из школы, честно сказав, что они не могут придумать модули по своим предметам (это ни много ни мало 11 СОМов, которые должны, с одной стороны, соответствовать учебной программе, с другой – тематике смены в «Артеке»). Новые учителя приехали из разных уголков России, и каждый из них выдержал серьезное испытание – конкурсный отбор педагогов для «артековской» школы был очень серьезный. В итоге сегодня более 80 энтузиастов, учителей от Бога, не работают, а творят на южном берегу Крыма. Они увлекают своими знаниями, своим талантом детей со всей страны.

Вот, например, урок географии. Вернее, СОМ по географии для 6 класса. Его назвали «Неистовые силы земли». Вроде бы и сами по себе вулканы, гейзеры, цунами и другие явления интересны. А если знакомиться с ними под открытыми небом, да еще в присутствии сотрудников МЧС, которые расскажут, как вести себя в случае попадания в опасную ситуацию, вызванную природными катаклизмами, – интерес становится еще больше.

Кто-то считает скучным уроки литературы? Только не в «Артеке». Учитель с огромным опытом Алла Николаевна Волокитина в следующем году отметит 70-летний юбилей. Она не только до сих пор в строю. Она одна из тех, кто с радостью принял новую систему обучения в «артековской» школе. Ее СОМы, по словам директора Натальи Царьковой, фантастические. «Алла Николаевна на одном из СОМов возила детей в Симферополь к мемориалу советским воинам-освободителям. Рядом с ним – кладбище немецких солдат. Это очень сильно подействовало на ребят. При этом Алла Николаевна берет сложные, глубокие произведения, в которые нужно вникать», – рассказывает Царькова.

Вообще, все оставшиеся в «Артеке» учителя, вышедшие еще из советской школы, приняли новую модель. Они говорят, что «в ней есть глубина», а сами педагоги – «почувствовали свободу». Да, придумать сетевой образовательный модуль сложно, но и в «Артеке» работают только сильные умом, телом и духом люди, которым по силам все.

В «артековской» школе можно делать то, за что в любой другой можно получить нагоняй и запись в дневнике – рисовать на стенах. Методику начала внедрять учитель начальных классов Елена Балановская. Она исходила из того, что в учебном процессе должно быть задействовано все, в том числе стены и даже потолок. Скажем, любой ребенок может прямо в коридоре вести на стене дневник наблюдений, раскрашивать стены в соответствии со временем года, изучать небесные тела и определять стороны света и т.д.

Оч. умелые ручки «артековцев»
«Артек» раскрывает скрытые способности у каждого ребенка. Зачастую дети (про их родителей и говорить нечего) даже не догадываются, что своими «золотыми» ручками, не имея никакого опыта, они могут слепить глиняную вазу или шахматные фигуры, сварить мыло или выжечь на куске фанеры удивительной красоты картину, сплести из бисера браслет или создать настоящий шедевр из природных материалов, сконструировать робота или небольшой самолет и воздушного змея, стать настоящим ландшафтным дизайнером. Ребенок, оказывается, еще и замечательный слух имеет и вполне способен научиться играть на гитаре всего за несколько занятий. Это только небольшой перечень того, чем «артековцы» занимаются в свободное от СОМов.

Всего в «Артеке» 45 студий дополнительного образования и детского творчества. Педагоги исходят из того, что дети могут все, их талант просто нужно раскрыть – в этом педагоги дополнительного образования «Артека» уверены абсолютно.

Алевтина Владимировна Толкачева – хозяйка местной изостудии. Достаточно попасть в класс «рисующей школы», чтобы понять: здесь живет творчество во всех его проявлениях, во всех самых ярких красках. Стены кабинета разрисованы. Педагог поясняет: когда была открыта изостудия, стены быстро запачкались красками. Тогда Алевтина Владимировна и подумала: почему бы их не разрисовать. Рисовали, конечно же, сами дети. За образец взяли стиль французской художницы Карлы Жерар. Это получилось сочно, красиво. На одной из стен появилось слово «Артек» – издалека его почти незаметно, а вблизи – название любимого лагеря прекрасно читается.

«Это был ажиотаж, когда детям разрешили разрисовывать стены. Рисовали все классы – всем хотелось прикоснуться к этой красоте, – рассказывает Алевтина Толкачева. – Потом нас пригласили сделать подарок для киностудии "Артек-фильм", мы сделали им красивую стенку. Затем мы расписывали стенку в нашем "артековском" садике. У нас была идея – показать детям времена года. Все это – на лестничном пролете, садик каждый день смотрел и восхищался. В лагере "Лесной" у нас два огромных панно. Никто не верит, что это рисуют дети».

Отдельного упоминания заслуживает «Почта "Артека"». Это совместный проект Детского центра с «Почтой России». «Артековцы» узнают интересные факты о почтовой связи, о технологии обработки и доставки почтовых отправлений. Как раз на этих занятиях некоторые подростки неожиданно для себя узнают о том, что еще недавно все письма писались «от руки» на тетрадных листочках и уходили адресату не через виртуальные сети, а аккуратно запечатывались в конверты, на которые клеились специальные знаки – марки, и сбрасывались в синие ящики с надписью «Почта». А еще раньше, оказывается, люди вообще писали не шариковыми ручками, а перьевыми. Как-то ребятам дали попробовать написать хоть что-нибудь пером и чернилами – что тут было! Это, как выяснилось, целое мастерство, и чтобы избежать клякс и повреждения бумаги, нужно немало тренироваться.

Найдется в «Артеке» место и для тех ребят, кто творчеству предпочитает физические нагрузки. Год назад в «Артеке» построили современный скалодром и веревочный парк. Постоянные тренировки проходят и на местном стадионе.

А еще в «Артеке» есть собственная ферма. Поросята, кролики, лошадь, ослик, козочки, павлин – питомцев, может быть, не так много, но даже покормить их, погладить – большое удовольствие. Наблюдения за животными, изучение их повадок – для этого не нужно далеко ехать, все это доступно на «артековской» ферме. Более того, здесь же, на ферме, можно научиться ездить верхом. Уроки верховой езды дают профессионалы. Удивительно, но всего за несколько занятий ребята учатся уверенно сидеть в седле.

В «Артеке» дети могут жалеть, пожалуй, об одном: времени на то, чтобы попробовать все и научиться всему, катастрофически не хватает. Поэтому… приходится выбирать.
«Они все уедут другими»
В сентябре в «Артеке» прошла смена «Школа размером с "Артек"». Масса экскурсий, походов, опять же – СОМы. Среди большого списка увлекательных мероприятий особо выделялись два – «День равных возможностей» и Первенство России по теннису на колясках.

Дело в том, что как раз на эту смену в «Артек» приехали 16 ребят, имеющих ограничения по здоровью. Для «артековцев» это – уникальные дети. «Для уникальных ребят создать условия проще, чем кажется. Надо просто делать все, чтобы они приезжали в "Артек", – считает директор МДЦ Алексей Каспржак. – На горе Аю-Даг точно не созданы условия для таких ребят, но ведь они туда зашли вместе со всеми детьми. Все ограничения – в головах взрослых. И их, эти ограничения, надо рушить».

Уникальные дети жили вместе с другими детьми в обычных комнатах. Все различия в физическом состоянии здоровья были стерты: ребята, которые могут чуть-чуть больше, помогали своим друзьям. Более того, слова директора «Артека» – не пустые слова: крепкие парни из морского отряда на себе несли ребят-колясочников, поднимаясь на гору Аю-Даг.

В «День равных возможностей» обычные дети могли сесть в инвалидную коляску, чтобы прочувствовать – каково это, быть ограниченным в передвижении. Объяснимо, что во время финала Первенства России по теннису на колясках, который впервые проходил на «Артек-арене», ребят поддерживали так, словно это самый главный матч в их жизни. Победителем соревнований стал Алексей Шаклин из Пермского края. Его соперник Сергей Лысов из Подмосковья запомнился всем своей невероятной волей к победе.

Руководитель программы федерации тенниса России «Теннис в "Артеке"» Галина Каплан говорит, что «глядя на то, как ребята на колясках борются, дети задают себе очень много вопросов». «Они все, все 3,5 тысячи детей (столько приезжает в «Артек» на каждую летнюю смену, – ред.) вернутся домой другими: одни будут по-другому смотреть на таких особенных людей, другие будут знать, что они такие же, как все», – говорит Каплан.

По словам директора «Артека» Алексея Каспржака, благодаря турниру, дети «получают важнейший урок того, что люди, которые взрослыми воспринимаются как люди с ограниченными возможностями, для них являются людьми с уникальными возможностями – людьми, которые могут больше, чем они».
Курганские соловушки
Еще одно яркое событие десятой «артековской» смены – выступление Большого детского хора России: того самого (правда, уже в обновленном составе), что на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи пел Гимн России. Кстати, в «Артеке», на закрытии Первенства России по теннису на колясках ребята, а это – весь лагерь «Озерный», также исполняли Гимн. Исполнили так, что от этого многоголосия просто захватило дух.

Среди лучших юных вокалистов со всей страны – десять учениц курганской школы вокала: Света Корабельникова, Даша Лазарева, Настя Подколзина, Катя Василенко, Яна Паршикова, Маша Бессонова, Алиса Столбова, Маша Рассохина, Алиса Коурова и Лиза Баженова. Делегацию возглавляла педагог ДМШ №3Лариса Аникина.

Несколько дней изнуряющих репетиций (без них, конечно, обойтись было нельзя, ведь хор в таком составе собрался впервые) увенчались большим триумфом. Пятьсот мальчишек и девчонок выстроились на «Артек-арене», чтобы исполнить самые популярные еще с советских времен детские песни. Это было незабываемое зрелище. Голоса, бьющие в самое сердце, звонкие, красивые.

Весь «Артек» дружно подпевал хору. Как раз в такие моменты соперничество, существующее между «артековскими» лагерями исчезает, и, если говорить словами одного из «артековских» приветствий, все «ребята молодцы – "ар-те-ков-цы"!». «Когда мы выступали, на улице уже стемнело, и ребята включили фонарики своих телефонов – было очень красиво. Все нам подпевали, хлопали. Это было здорово», – вспоминают курганские девчонки.

Вожатая отряда, в котором были курганские соловушки, Александра Кожухарь говорит, что расставаться с этими детьми было особенно жалко: певческого отряда в ее вожатской карьере до сих пор не было. Да и девчонки все попались хорошие.

Слезы радости и слезы расставания
Эмоции в «Артеке» не оставляют ни на минуту. Особенно они сильны под занавес смены.

Стоит, к примеру, побывать на финале соревнований по морскому многоборью, чтобы увидеть эмоции, равные, пожалуй, эмоциям на Олимпийских играх. Ребята (причем среди них девчонок не меньше, чем мальчишек), которые учились вязать узлы, семафорить, грести и управлять шлюпками, перетягивать канат, демонстрируют все, чему они научились за две с небольшим недели занятий в Морской флотилии «Артека». Победа на любом этапе встречается слезами радости, проигрыш – горючими слезами. Здесь не стесняются пустить скупую мужскую слезу даже мальчишки, так старавшиеся, столько сил потратившие, но потерпевшие поражение в морской битве. Ну а победители?.. Победителей (на этот раз кубок получил отряд лагеря «Хрустальный») ждет море – по традиции команда триумфаторов дружно прыгает в Черное море. В это время плац уже опустел – остальные отряды разошлись по своим лагерям: кто-то безумно расстроенный, кто-то – радостный от того, что в буквальном смысле вырвал призовое место.

Последнее общеартековское мероприятие каждую смену – это так называемая массовка. Это и дискотека, если говорить на языке детей 90-х, и театрализованное представление в одном. Весь «Артек» собирается на большой площадке около вожатского корпуса. Вожатые дарят своим воспитанникам прощальные номера, вместе с детьми танцуют «Летку еньку», аплодируют «Звездам "Артека"» – самым активным, креативным ребятам, которые в течение смены проявили себя настоящими лидерами. Заслуженную награду лучшим из лучших по традиции вручает директор Центра Алексей Каспржак.

В конце массовки, когда часы отбивают минуты, оставшиеся до последнего на этой смене отбоя, все «артековцы» дают клятву – хором читают слегка перефразированную «Заповедь» Редьярда Киплинга: «Наполни смыслом каждое мгновенье, часов и дней неуловимый бег, тогда весь мир ты примешь, как владенье, тогда, Артековец, ты будешь Человек!»

Вот и все. Клятва – это точка, точка в очередной истории огромного мира под названием «Артек». Хотя… Нет. Это, скорее, многоточие – перерывов в «Артеке» почти не бывает: на смену одним ребятам уже через пару дней приезжают другие. И все начинается снова, но ничего не повторяется – «Артек» никогда не будет одинаковым для всех. «Артек» – это бесконечное развитие и стремление вперед. Для многих «Артек» – это шаг в новую жизнь. «"Артек" должен даже не научить, а создать условия, при которых ребенок начинает верить в себя, в свои силы, может сказать: "Я могу". Это принципиально важно, – говорит Алексей Каспржак. – "Артек" будет продолжать развиваться. Каким он будет – надо спросить у детей: именно они проектируют и события, и "Артек". Нам сложно представить, что на самом деле им нужно. Мы просто должны это подглядеть, увидеть».

Система Orphus