Первоклассные ожидания
1 сентября — всегда волнительный день: и для тех, кто идет в первый класс, и для тех, кто школу заканчивает. Ежегодно с началом осени зашкаливают эмоции и у родителей учеников. Как сохранить свои нервы и душевное спокойствие у детей, дают советы психологи и специалисты Роспотребнадозра.
Как организовать день маленького школьника?
Подъем — желательно по будильнику, пусть ребенок сам научится его включать и выключать. Что касается дороги в школу, то лучше, если она не будет превышать 0,5 км.
После возвращения из школы, пообедав, первокласснику нужно обязательно погулять. Перед сном отдайте предпочтение спокойным занятиям и подготовке к следующему школьному дню: формы, портфеля и сменной обуви.
Каким должен быть день в школе?
Учебные занятия должны проводится по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Начинаться не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается.
В первом полугодии используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре — октябре — по три урока в день по 35 минут каждый; в ноябре -декабре — по четыре урока в день по 35 минут; январь — май — по четыре урока в день по 40 минут. Обучение проводится без выставления оценок.
В середине третьей четверти при традиционном режиме обучения возможны дополнительные недельные каникулы независимо от четвертей (триместров).
Для первых классов наиболее трудные предметы Роспотребнадзор рекомендует давать на втором уроке. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать четырех уроков и один раз в неделю — пяти уроков за счет урока физической культуры.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 гр.
В группах продленного дня должен быть организован полдник, прогулки и дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II-III классов. Также в продленке предусмотрены самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Как помочь ребенку адаптироваться в школе?
Советует психолог, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии КГУ Елена Алфеева.
Портфель со школьными принадлежностями должен быть у ребенка в свободном доступе дома, чтобы школьник знал, как открываются карманы и что туда можно положить. Новые карандаши, ручки, фломастеры надо опробовать дома. В школе ребенок хочет быть лучшим, по крайней мере — не отставать от других. А тут вдруг выясняется, что новая красивая ручка, которая целый месяц ждала своего часа в пенале, не пишет просто потому, что ею никто не воспользовался. Ребенку это может показаться настоящей катастрофой.
Еще один важный момент — знакомство со школой. В любом случае родителям с будущими первоклассниками надо погулять по школе, пройтись по рекреации, где находится классный кабинет, дойти до столовой и — обязательно — до туалета. Это опять же поможет снизить стрессовую нагрузку на ребенка, ведь еще один большой детский страх — потеряться.
Обязательно проговорите с ребенком ситуацию, когда ему на уроке нужно отпроситься в туалет. Да, это так и будет выглядеть: «Я твоя учительница, меня зовут Мария Ивановна. Ты захотел в туалет, поднимаешь руку и говоришь: «Мария Ивановна, можно выйти?» Кажется, что это мелочь, но она играет большую роль в том, насколько комфортно себя будет ощущать ребенок в школе не только в первом классе, но и в последующие годы.
Если в первом классе не задают домашних заданий, это не значит, что их не надо делать! Уроки выполнять необходимо, хотя далеко не все родители это понимают. В школе и дома формируются разные составляющие учебной деятельности. В классе необходимо уяснить, что от тебя требуется, а дома — вспомнить и повторить задание. Кому-то достаточно, чтобы мама разложила учебники и тетрадки на столе и показала, какое именно задание нужно сделать. А кому-то нужно, чтобы взрослый все время сидел рядом, при необходимости комментировал и помогал. Родитель из этой схемы самостоятельной работы будет уходить постепенно: на пять минут на кухню или в ванную, потом на более длительное время до тех пор, пока ребенок не заметит, что полностью все делает сам.
Первый класс для родителей
Первый месяц в школе — самый важный, в это время процессы адаптации идут очень активно. Даже если ребенок хотел в школу, он все равно не готов к тому, с чем сталкнется в реальности. Поэтому осенью необходимо снизить все посторонние нагрузки на ребенка — как физические, так и психологические. Многие дети с 4 - 6 лет начинают заниматься в секциях, художественных и музыкальных школах. И далеко не факт, что выбранное так рано увлечение будет действительно нужно ребенку в жизни. Истинные интересы начинают проявляться примерно в 8 лет. Так что не надо настаивать, чтобы ребенок уделял равное внимание как школе, так и дополнительным занятиям.
Чем ближе 1 сентября, тем сильнее накал страстей в семье. Ребенок чувствует, что родители напряжены.

Запомните: нагнетать ситуацию, нервничать и пугать этим состоянием своего ребенка недопустимо! Ребенку надо помочь и, как минимум, первые полгода прожить вместе с ним в особом графике.
Система Orphus