«Под счастливой звездой»
Именно так прошли концерты завершившегося в Кургане
Второго музыкального фестиваля Элисо Вирсаладзе
Вечер камерного дуэта Кирилла Кравцова (скрипка) и Дмитрия Каприна (фортепиано), в программе которого за сонатой си мажор Моцарта следовал романтический Григ, а во втором отделении «Романтические пьесы» Дворжака и дивная соната Брамса, был единственным, когда Элисо Константиновна слушала своих коллег из зала, волнуясь и сопереживая прекрасной музыке.
If a building becomes architecture, then it is art
Совершенно, незабываемым был вечер 1 октября в день прекрасного праздника — Международного дня музыки, когда неподражаемая Элисо, представляя индивидуально каждого музыканта из уже знаменитого квартета имени Давида Ойстраха, исполнила с ними дуэты. Сначала с эмоционально увлекающим Алексеем Жилиным (виолончель) — это была соната Бетховена для виолончели и фортепиано. Благородное звучание, возвышенный строй музыкальной речи, классическая ясность и красота формы… А Адажио и Аллегро альта и фортепиано Р. Шумана — с Федором Белугиным, одним из немногих альтистов, ведущих сольную концертную деятельность.
Совершенно, незабываемым был вечер 1 октября в день прекрасного праздника — Международного дня музыки, когда неподражаемая Элисо, представляя индивидуально каждого музыканта из уже знаменитого квартета имени Давида Ойстраха, исполнила с ними дуэты. Сначала с эмоционально увлекающим Алексеем Жилиным (виолончель) — это была соната Бетховена для виолончели и фортепиано. Благородное звучание, возвышенный строй музыкальной речи, классическая ясность и красота формы… А Адажио и Аллегро альта и фортепиано Р. Шумана — с Федором Белугиным, одним из немногих альтистов, ведущих сольную концертную деятельность.
Блестящий замысел Элисо Вирсаладзе позволил каждому музыканту явить свою неповторимую индивидуальную манеру, свою личность в союзе с выдающейся пианисткой, изумительно умеющей слышать и чувствовать своего партнера в едином ритме, в дыхании…
Второе отделение этого изумительного концерта было просто триумфальным. Квинтет Шумана для струнного квартета и фортепиано стал праздником музыкального единения, содружества музыкантов, счастьем неразделимого согласия и на сцене, и в зале. В такие минуты можно не только осознать, но и почувствовать сердцем смысл самого понятия «ансамбль». Когда музыка как единственный в своем гармоническом совершенстве человеческий язык позволяет достигнуть не только понимания, но и приятия друг друга — абсолютного, безраздельного растворения в общей радости совместного творчества.
Еще один вечер. Волновало уже само предвкушение большого концерта, в котором нам предстояло услышать, кажется, впервые, программу, где будут исполняться два концерта для фортепиано с оркестром. Да еще и с замечательным коллективом «Musica Viva», которым уже тридцать лет руководит блестящий виолончелист и дирижер Александр Рудин, знаток и ценитель классики, мастер возрождения забытых шедевров музыки.
Солистка — наша счастливая путеводная звезда в мире музыки, неповторимая Элисо Вирсаладзе. А если вспомнить, что открывала программу вечера симфония Гайдна, первого и старшего из трех классиков венской школы, и, как нам стало известно, одного из любимых композиторов Александра Рудина, то выстраивается просто грандиозный замысел Элисо: три венских классика в одном концерте представлены монументальными формами — симфония и два концерта. Поразительно, но воспринимались они в исполнении наших замечательных гостей на диво легко, органично и радостно.
Позволю себе напомнить, что жизнерадостный и стоический гений европейской классики Франц Йозеф Гайдн одних только симфоний написал 104 (из них широкой публике знакомы, пожалуй, около десятка), — они чрезвычайно разнообразны и прекрасны. Музыканты, исполняющие Гайдна, расширяют и углубляют сознание современного человека, эмоциональную галактику наших представлений, ощущений, переживаний.
Изумительный Гайдн — то жизнерадостно-изменчивый, то стремительный и оживленный, то женственно грациозный, в менуэте, то решительно-поступательный в неком маршеобразном шествии, то полный шепотов и шорохов — в перекличках и тембровой игре флейты, гобоя, струнной группы — разбудил, растревожил наше воображение, очаровал живостью и эмоциональной подвижностью…
Блестящий замысел Элисо Вирсаладзе позволил каждому музыканту явить свою неповторимую индивидуальную манеру, свою личность в союзе с выдающейся пианисткой, изумительно умеющей слышать и чувствовать своего партнера в едином ритме, в дыхании…
Еще не улеглись, не затихли эмоции в зале после Гайдна, когда на сцену вышла бурно встреченная публикой наша обожаемая хозяйка фестиваля, народная артистка Советского Союза, народная артистка Грузинской ССР, лауреат Международной премии Роберта Шумана, лауреат Государственной премии России — одним словом, Элисо Вирсаладзе. И настало время абсолютного счастья, ибо такая музыка — Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром — в исполнении таких музыкантов есть время чистого наслаждения и совершенной гармонии с миром.
Диалог двух равносовершенных стихий — оркестра и фортепиано. То подхватывая друг у друга мелодию, то соперничая в выразительном звучании звенящих пассажей и трелей рояля и взымающей, летящей или танцующей скрипки, то соединяясь в дружном волнообразном движении, они почти гипнотически завораживают зал…
Но нам предстояло еще услышать и Концерт Бетховена — прямого наследника, могучего продолжателя и преобразователя традиций венской классики. В своем 2‑м фортепианном концерте Бетховен еще не столько преобразует, сколько развивает эмоционально-образную стихию музыкальной формы, насыщая ее драматизмом, полифонией, уже ощущаются после почти молитвенного Adagio с чистотой мелодического рисунка, светлой интонацией в III части не только танцевальная легкость, но и энергия повторяющегося «по кругу» движения. Стремительный напор аккордов, и — блестящий финал! Взрыв эмоций и шквал оваций. Грандиозный праздник!
Как я завидую юным музыкальным неофитам, впервые услышавшим эту музыку не в записи, а вот в таком потоке живого концерта, где все ожидаемо, но непредсказуемо. Где музыка рождается у нас на глазах. Это ни с чем несравнимо и не заменяется ничем.
Какое замечательное празднество, какую музыкальную феерию в честь классики развернул перед курганцами этот фестиваль — от самого камерного, почти домашнего «музицирования» до фортепианного концерта и симфонии, самых масштабных и сложных форм. Но я не видела — за все четыре вечера — ни разу чьих-то «непонимающих глаз». Даже самая юная публика жила в эмоционально-приподнятом, праздничном ожидании чуда — и в состоянии растворения в музыке. Бетховен, Гайдн, Моцарт, Шуберт, Шуман, Брамс — они царили не только в филармонии, они заполнили собой пространство города, их мелодии звучали в душах курганцев и в домах. «Чем заслужил Курган такой фестиваль?» — ревниво спросила гостья из другого города. «Так звезды сошлись. Одна счастливая звезда собирает вокруг себя другие звезды». И нам светло и радостно, и мы рады поделиться этим чудом: к нам на этот фестиваль — а он такой с Элисо Вирсаладзе единственный в России — приезжают из Тюмени, Челябинска, Шадринска… И еще — чем хороши такие праздники: растет число друзей у города. Замечательные музыканты, услышав имена Курган и Вирсаладзе, говорят: значит, в этом городе любят и ждут музыкантов, ценят и понимают музыку.
Любовь Кочарина. Фото: Александр Алпаткин.
Система Orphus