Легендарный «Король и Шут» попрощался с курганскими поклонниками

IMG_3727

Фанаты устроили кумирам трогательный флэшмоб и засыпали сцену розами

Окончен бал, завершилась сказка… Как и следовало ожидать, конец не предполагал хэппи-энда: «Вот я был, и вот меня не стало…».

Уход лидера культовой группы «Король и Шут» Михаила «Горшка» Горшенева стал огромной потерей для поклонников группы, для близких, друзей и коллег Михаила.

Он был трогательным и смешным, добрым и наивным, резким и упрямым, увлекающимся и цельным, задирой, весельчаком и романтиком… Мне часто приходилось общаться с Михаилом и ребятами, и эта страница моей личной рок-истории была одной из самых живых, веселых и насыщенных событиями. В мае 1997 года я посетила панк-фестиваль в Москве, где среди прочих выступал тогда еще мало кому известный панк-коллектив из Питера. Мы стояли с музыкантами на одном балкончике в Горбушке, и Яша Цвиркунов случайно облил меня пивом. После чего я, поворчав, отправилась в гримерку послушать ребят, что они расскажут журналистам о своем творческом пути и грандиозных планах на будущее. А первый приезд «Короля и Шута» в Курган обернулся приятным знакомством с музыкантами и большим веселым застольем, состоявшимся благодаря хлебосольству организатора концерта Натальи Петровны Долгодворовой. Потом были еще концерты и встречи, посиделки за кружкой пива и задушевными разговорами…

Последний раз мы общались с Михаилом после концерта в КЦ «Академия» в 2011 году. Он, как обычно, увлеченно говорил об истории России, об анархии, до хрипоты спорил с журналистами и держался во время разговора за запястье моей руки, как будто ища поддержки, чувствуя во мне «своего человека». Таким немножко сентиментальным и беззащитным большим ребенком он мне и запомнился…

Перечитала свою статью о том концерте, и в моем последнем интервью с Михаилом внимание приковала последняя его фраза: «Я понял, что для меня есть только один путь, который спасет меня от смерти в 40 лет, – это театр. И этим я намерен заниматься и дальше». Смерть в 40 он, конечно, чувствовал…

Во время прощального концерта в ДКМ музыканты оставили свободным центральный микрофон на сцене. И, честное слово, казалось, я видела там поющего Миху – стоило только прикрыть глаза, как все его устрашающие панк-гримасы и театральные движения тут же всплывали в памяти. Но… концерт начался с минуты молчания, и Михаил присутствовал в зале только в виде большого портрета на заднике сцены.

IMG_3609

Пока еще «Король и Шут», а в будущем группа «Северный флот» в составе Александр «Ренегат» Леонтьев, Яков Цвиркунов, Павел Сажинов, Александр «Поручик» Щиголев и Александр Куликов потрясающе мощно отыграли свою последнюю партию. Поклонники не менее достойно попрощались с любимой группой: весь вечер стоя подпевали, выкрикивали слова одобрения, устраивали флэшмобы (ввысь взлетали листки с надписями «Спасибо за сказку», «Только вперед!»), возлагали алые розы на сцену в память об ушедшем кумире.

Арии из зонг-оперы «TODD», старые добрые «страшные истории» – «Невеста палача», «Мертвый анархист», «Старый дом», «Путник», «Паника в селе» – подхватывались хором, в котором все как будто слились в одну большую рок-семью. Вокал Ренегата очень напоминал голос ушедшего в вечность Горшенева, так что «Король и Шут» сохранил свое звучание не только в инструментальной основе. Правда, выступление в Кургане Александру далось особенно тяжело – музыкант серьезно простудился в дорожном автобусе и на сцену вышел с температурой под сорок.

IMG_3644

Поклонникам группы музыканты посвятили «Собрание», а заканчивали новой песней «Стрелы» (она открывает дискографию их новой группы). И последний «бис» – «Северный флот» – одна из любимых песен Михаила. Ему бы понравилось все происходящее на сцене и в зале…

Концерт окончился, но мощная энергия рока еще долго держала многочисленных фанов у сцены.

За кулисами я поговорила с гитаристом Яковом Цвиркуновым – в последний раз как с участником пока еще действующей легендарной группы.

– Яша, чем удивляют фанаты, самые запоминающиеся моменты этого прощального тура?

– Их много, таких моментов. В каком-то городе сделали огромный баннер в длину 10-12 метров. В Питере был огромный баннер, поклонники устраивают множество флэшмобов. К нам особенное отношение в этом туре, безумная поддержка со стороны зрителей.

IMG_3753

– При этом вы все равно заканчиваете историю группы. То есть решение окончательное, и Князь, например, не вернется?

– Князь не вернется, у него своя группа и он вполне всем доволен. Не вижу причин и необходимости ему это делать. Возможно, будут какие-то памятные события, когда Андрюха будет к нам присоединяться и исполнять какие-то вещи. Но это будет очень точечно, если он будет готов, и сейчас это рано обсуждать.

– У Миши были какие-то предчувствия, как он представлял свой уход? Он никогда не говорил об этом с вами?

IMG_3634

– Да, говорил! Эта тема почти постоянно обсуждалась, мы часто ее задевали. Мы твердили ему: «Миха, побереги себя, попытайся взять себя в руки! Что будет, когда загонишь себя окончательно?!». Но он выбрал этот путь единожды и не намеревался с него сворачивать. К сожалению, уговоры не очень действовали.

– А как он относился к своему возможному уходу – философски, легко или как-то иначе?

– Не думаю, что кто-то может настолько легко к этому относиться. Он пытался бравировать: «У меня столько-то смертей клинических было, я хожу по грани!». Подчеркивал, что он со смертью на «ты». Что он на самом деле переживал, я не знаю. Вряд ли он с кем делился настолько личным.

– Сейчас я слышала, поклонники деньги собирают на памятник ему в Воронеже…

– Сейчас уже несколько таких историй. Желающих много, но сама идея памятника довольно неоднозначна, на наш взгляд. Миха всем своим образом жизни, своим существованием пытался быть максимально далеким от памятников, от официоза, от пафоса, от каких-то там речей. Все это было не его, он был контркультурным человеком. Если в конце его жизненного пути ему поставят памятник в героической позе на главной площади города, это будет, мне кажется, совсем не той историей, которую бы он хотел видеть. Хотя сейчас столько людей развелось, которые от его имени пытаются говорить. Я не возьму на себя эту смелость.

– А что это за фильм «Король шутов», который анонсируется в сети?

– К этому фильму мы не имеем никакого отношения. Режиссер пытался выходить на нас еще тогда, когда только Миха умер, практически сразу. Хотел сделать интервью с родителями, с группой. Но мы считаем, что, во-первых, рано этим заниматься. И никто из группы сознательно участия в этом не принял. И, во-вторых, пиариться на этой истории мы не хотим.

– Вы собираетесь писать альбом, который был начат с Михаилом…

– Он не был фактически с ним начат, это были только наметки. Мы только-только начинали процесс репетиций. Записали пару ритмических ходов, не более того, то есть, нет ни одной готовой песни. Так что весь материал, который мы будем делать, он совершенно новый, принадлежит авторству, в первую очередь, Реника. Мы ему стараемся помогать. И название группы мы меняем на «Северный флот» сознательно, чтобы до конца наших дней за нами не шла слава людей, которые пытаются спекулировать на былой славе.

IMG_3599

– С какими чувствами вы проводите концерты этого прощального тура?

– Каждый раз по-разному. В первых городах тура было очень тяжело. Сейчас уже как-то попривыкли. Но иногда все равно бывает, что комок к горлу подкатывает. До сих пор нет ощущения, что Миха ушел. Это осознание иногда происходит – услышишь песню, голос его, и тогда наваливается тоска. А в основном ощущение, что он по каким-то причинам не здесь и все. Вот в другой момент откроется дверь и он войдет.

– В «Северном флоте» песни будут писать Ренегат?

– В основном да. Но по текстам мы пока не решили. Тексты могут писать и драматурги «Тодда», это очень сильные авторы.

– «Тодда» вы собирались ставить только, если найдете нового солиста…

– Там уже идут репетиции. Уже два или три человека репетируют, это театральные актеры, которые умеют петь и играть. Театральный спектакль предполагает большую свободу, он более живуч, чем группа. И даже без главного артиста, под которого все было заточено. Все-таки это труд 60 человек, из которых 40 человек на сцене. Сама история и музыка, шоу – все это само по себе интересно и любопытно. Мне кажется, что спектакль будет жить.

– В чем, если подводить итог, причина такого бешеного успеха группы «Король и Шут» и причина такой большой и искренней любви к Михаилу Горшеневу?

– Просто Миха был офигенным. Столь талантливые люди рождаются нечасто, их немного. А тут все совпало – его желания и его возможности, и родился он в нужное время. Мы очень рады, что мы были рядом все эти годы, что участвовали во всем этом. Это для нас большая честь.

И в финале – слово зрителям. Лариса Якимова, курганская поклонница группы: «По-моему, лучше, чем сегодня, проститься с музыкантом и почтить его память, было нельзя, потому что сильно чувствовалось, что этот концерт – последний, что больше группа «Король и Шут» не приедет в Курган, и не будет такого угара, эмоций и драйва. Радость и печаль объединили в этот вечер Курган. Спасибо за всё: за память, за слезы… Спасибо Михаилу за его вечную и неповторимую музыку, за такое неподражаемое исполнение песен… Спасибо организаторам, музыкантам, техническому персоналу и, конечно же, всем тем, кто в этот вечер был в зале, за достойное прощание с группой, ставшей для нас целой эпохой».

Фоторепортаж Ксении Майтама.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: