Наша землячка сегодня поет на лучших оперных сценах Европы и Америки
Много лет назад симпатичная девушка Женя сильным и нежным голосом выводила джазовые вензеля на местных вокальных конкурсах. Ее имя тогда было известно лишь жителям Кургана. Но пролетели годы, и на родину с сольным концертом в областную филармонию приехала оперная прима лучших сцен Европы, солистка Баварской оперы Евгения Сотникова.
Вроде бы можно загордиться – ей рукоплещут в Германии, Франции, Голландии, Испании, недавно Нью-Йорк восхищался талантом русской певицы! Но Женя осталась все той же удивительно милой и скромной девушкой, простой и доброжелательной, как всякий обладатель истинного таланта. Она похожа на Золушку из сказки, доброту, красоту, артистизм и волшебный голос которой могут по достоинству оценить даже короли. Настоящая принцесса оперы, Евгения покорила курганцев своим хрустальным вокалом, хрупкой женственностью и очарованием искренности. Сколько цветов, криков «браво» и оваций досталось ей в награду за великолепный концерт, не сосчитать.
Нам определенно повезло, ведь на оперы с ее участием в той же Германии, которая стала вторым домом для нашей землячки, билеты для своих друзей и близких порой даже сама исполнительница достать не может – они разбираются в мгновение ока.
В 2003 году певица закончила дирижерско-хоровое отделение Курганского музыкального колледжа имени Д. Д. Шостаковича (класс преподавателей заслуженной артистки РФ Лидии Алексиевской и заслуженного учителя РФ Марины Муртазиной). В 2008 году закончила вокальное отделение Санкт-Петербургской консерватории (класс Е.К. Перласовой). После участия в XIII международном конкурсе имени П. И. Чайковского была приглашена в труппу театра «Новая опера», где исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин». На конкурсе «Competizione dell’opera» в 2009 году в Дрездене получила специальный приз и была приглашена в Оперную студию Баварской оперы в Мюнхене, а затем и в саму труппу.
Среди других громких достижений — первая премия на конкурсе «1st Global Internet Vocal Competition» в Москве, выход в финал телепроекта «Большая опера» на канале «Культура», «Приз фестиваля 2014» Баварской оперы…
Сейчас Евгения выступает в Европе в разных театрах как приглашенная солистка. Свой дом в Мюнхене она в шутку называет «базой»: «Я приезжаю, перепаковываю вещи и уезжаю дальше. Мы с моим супругом (Андрей Стойчев, тоже курганец, певец, музыкант, композитор – прим. авт.) много ездим по разным проектам, в основном по Европе, и вот в этом году недавно случилась поездка в Америку – я дебютировала в Нью-Йорке, пела в современной опере «Материя» целое отделение – получился такой моноспектакль. Хотелось бы больше петь и работать в России, сейчас этим и занимаюсь, исправляюсь (смеется). Начала с родного Кургана, потому что это особенный для меня город. Бываем здесь раз в год, у нас тут живут родители. Хотелось бы чаще приезжать, но не получается.
Два года назад я приезжала сюда с концертом на юбилей Лидии Владимировны Алексиевской, специально чтобы поздравить моего замечательного педагога».
– Работая в Европе, вы приобщились к современному оперному репертуару, который в России не очень востребован. Вы как-то будете знакомить Россию с ним?
– Обязательно! Я, например, очень люблю Пуленка. Как раз в прошлом году я пела партию сестры Констанцы из оперы «Диалоги кармелиток». Хотя произведения Пуленка уже нельзя назвать современной музыкой, ведь они существуют давно, но его музыка звучит очень современно и интересно. А в Нью-Йорке я пела сочинения Луи Андриссена, современного голландского композитора, его хорошо знают в Америке.
– Пожив в России и в Европе, уже можете обозначить различия в отношении к оперному искусству у нас и на западе?
– Везде публика, любящая оперу, одинакова, но в одной только Германии существует более 100 оперных театров! В каждом маленьком городе есть свой оперный театр. Сложно достать билеты для своих же – такой огромный спрос на оперные спектакли на западе.
– Женя, сотрудничаете ли вы с мужем, ведь он у вас тоже музыкант?
– Андрей работает немного в другой сфере – пишет популярную музыку, музыку кино. Конечно, мы стараемся сотрудничать, делаем проекты «Классика кроссовер» — это известные оперные произведения, которые мы совмещаем с современной обработкой. Хотя мне кажется, это очень сложно, ведь это две совершенно разных области. Пока это для души, но я надеюсь, что у проекта будет продолжение, мы, по крайней мере, трудимся над этим.
В Курган оперная певица привезла французскую и русскую классику, и немного Моцарта. Редко исполняемые мелодии Форе, знаменитая ария Маргариты из оперы Гуно «Фауст», «Кармен» Бизе, Шоссон в первом отделении – дань большой любви Евгении к французскому языку и культуре Франции. Ария графини из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» тоже принадлежит перу французского драматурга Бомарше, так что ее появление в контексте Франции
вполне логично. И есть еще один нюанс – Евгения сейчас работает над оперой «Свадьба Фигаро» и поспешила разделить радость этой работы со своими земляками.
Второе отделение, состоящее из романсов Римского-Корсакова и Рахманинова, а также включившее большую партию Татьяны Лариной из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, показало нам Евгению как уникальную артистку, умеющую передавать тончайшие оттенки чувств своей героини.
Партию фортепиано исполнила замечательная пианистка Татьяна Сотникова из московского театра «Новая опера». «Но мы не родственники! — смеясь, уточнила Евгения Сотникова. — Хотя подозреваем, что у нас могут быть общие корни, так как мои бабушки и дедушки приехали из-под Орла, а Татьяна родом из города Орел. Татьяна делает огромные программы и постоянно сотрудничает с известными певцами – Василием Ладюком, Родионом Погосовым, выступающим в «Метрополитен-опера»… Я счастлива с ней работать и всегда многому у нее учусь».
Курганский преподаватель Евгении Сотниковой Лидия Алексиевская признается, что тоже учится у своей ученицы: «Четыре года мы совместно плодотворно работали во время ее учебы в колледже, а после этого стали просто друзьями. Мой консерваторский педагог всегда говорила: «Научи ученика, у которого было бы можно поучиться!». Так вот я считаю, что я выполнила свою миссию (смеется). Я научила ученицу, вкусом и профессиональными качествами которой восхищаюсь, и, конечно, с радостью и гордостью слежу за ее судьбой».
Другой педагог Сотниковой, Марина Муртазина добавляет: «Женя — очень тонкая натура, душевный, чуткий, очень деликатный человек. Я знаю ее как очень воспитанную девушку с возвышенными идеалами. В музыку она очень глубоко проникает, всегда старается дойти до сути, достать самую глубину. Много читает, изучает много языков, и это чувствуется. Она очень много работает над собой, все время движется, никогда не стоит на месте – это качества настоящего таланта!».
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости