Актриса Екатерина Горяева отметила творческий юбилей

goryaeva3

Любимая курганцами актриса празднует 30-летие своего служения в Курганском театре драмы

«От судьбы не уйдешь!» – примерно так, с позиции фаталиста и вместе с тем оптимиста, знающего цену случайностям и благодарного за любые дары небесной канцелярии, определяет свой жизненный и творческий путь актриса Курганского театра драмы Екатерина Горяева. Уже 30 лет она щедро делится своим талантом с курганскими зрителями, ни разу не изменив сцене Курганского драматического театра.

Екатерина Геннадьевна – одна из самых вдумчивых, требовательных к себе, непостижимо трудолюбивых и талантливых актрис театра, одинаково блестяще играющая шекспировские страсти, комические недоразумения и драматические коллизии своих героинь. В списке сыгранных ею образов есть подлинные бриллианты, предмет зависти любой актрисы (мечтать о таких ролях для иных – уже фантастика) – Васса Железнова из одноименной пьесы Горького, Соня из «Дяди Вани» Чехова, Лаура из «Стеклянного зверинца» Тенесси Уильямса… Есть чем гордиться, но как раз говорить о себе Екатерина не любит, искренне убежденная в том, что за актера всё скажут его роли. Шумиха, слухи, тусовки – это не про нее. Тихий домашний уют, крепкий семейный очаг, полная самоотдача в профессии и удивительная скромность, мягкая интеллигентность – вот штрихи к портрету нашей героини, с которой мы побеседовали в гримерке театра между репетицией и спектаклем.

Звонок от Никиты Михалкова

То, что она свяжет свою жизнь с театром, будущая актриса знала с младых ногтей. Маленькая Катя проводила свое свободное от учебы время в гримерках, за пыльными кулисами и за играми на театральных подмостках.

– Родилась я в Кирове. Моя мама была художником по свету, так что я росла в театре, – рассказывает актриса. – А теперь и старший сын Арсений тоже работает художником по свету.

В детстве Катюша с энтузиазмом принимала участие в спектаклях, но по большей части в массовых сценах. Однажды удача улыбнулась 8-летней Кате и ей досталась роль со словами в спектакле «Белеет парус одинокий» –девочка сыграла мальчика Павлика: «Эти первые ощущения от роли и определили мой будущий выбор профессии – так это меня увлекло!».

Вы тридцать лет на сцене одного театра. Никогда не пытались что-то поменять, уехать в другой театр? Откуда такая верность?

– Верность, наверное, самое правильное слово. Я не люблю скакать. В свое время хотелось доказать, что я что-то из себя представляю. А потом все сложилось – семья, дети, квартиру получили, как-то приросли здесь сердцем. Даже желания не возникало куда-то уехать.

Но, тем не менее, судьба подкидывала вам возможности перемен. У вас был удачный кинодебют в фильме «Снайперы» казахского режиссера Болотбека Шамшиева. И даже роль писалась под вас…

– Фильм готовили к 40-летию Победы в 1985 году. Был госзаказ, актеров для фильма искали по всему Советскому Союзу. Приехали и к нам в театральный институт ассистенты режиссера. Одна из них пришла к нам на урок танца, на который я за все четыре года почему-то в первый раз не явилась. Ассистентка искала девушку с говором, и моя подруга пообещала: «Я вам сегодня ее приведу!». Тут сыграл роль мой вятский говор, вятские корни.

Потом я поехала в Алма-Ату для знакомства с режиссером. Мы с ним сели перед камерой, и он начал задавать мне вопросы, а я от лица героини с ним разговаривала. После этих проб он был так впечатлен, что решил написать целый эпизод с девушкой-снайпером прямо под меня.

Вас после удачного дебюта искал сам Никита Михалков, но сотрудничество со знаменитым режиссером так и не сложилось. А почему?

– Видимо, такая судьба. На то время Михалков был моим любимейшим режиссером. У меня в комнате в общежитии над кроватью все было завешено его фотографиями. Шамшиев был тоже известным режиссером, а режиссеры всегда общаются, он и рассказал Михалкову: «Вот у меня такая девочка интересная есть». Тот ответил: «Мне ее надо!».

И однажды мне кричат: «Беги быстрее к декану! Тебя Михалков ищет!». Поскольку я до того любила Никиту Сергеевича, то я первый раз поняла, что такое «подгибаются ноги» (смеется). Выскочила в коридор с большими глазами, ничего понять не могу. Звонила мне ассистент со Свердловской киностудии, попросила у меня фотографии, чтобы показать их Михалкову, а я, как назло, незадолго до этого на какие-то праздники ездила и маме отвезла все до единой фотографии. Позвонила маме, а она не поверила – отвечает, что надо мной просто подшутили. Пока я получила эти фотографии, поезд уже ушел.

О случае этом Екатерина Геннадьевна вспоминает с легкой грустью, но замечает философски: «Каждый должен пройти свой путь. Значит, это была не моя дорога».

Роли и дети

Возвращаясь к театру, какие самые дорогие для вас роли, что в первую очередь вы вспоминаете?

– В первую очередь, конечно, это Лаура из «Стеклянного зверинца» Уильямса. Мечта ее сыграть была со студенческих лет, это из сбывшегося. Но как выделять роли? Вот многодетные мамы, они же все равно каждого своего ребенка любят. А больше всего внимания той роли отдаешь, над которой сейчас работаешь. Конечно, особняком у меня стоит «Wassa»».

goryaeva1

Тут все сложилось: и с режиссером на одном языке разговаривали, и спектакль достиг большого успеха (спектакль был участником внеконкурсной программы фестиваля «Золотая маска» — «Маска плюс» — прим. авт.). Люблю все свои роли. Но если говорить о каких-то этапных ролях, то переход произошел в спектакле «Любовь людей» – в роли Ольги Борисовны. Я очень долго играла всяких девочек-припевочек, а тут чуть ли не впервые сыграла маму взрослого человека.

Вам ближе комические или драматические, трагические роли?

– Больше люблю драму, трагические роли. Сейчас в театре отказываются от такого деления, полагая, что артист должен быть универсальным, но не даром же раньше были амплуа у артистов. Есть определенные рамки у таланта – у кого-то шире, у кого-то уже. Мне кажется, мое амплуа все же больше драматическое.

Муж-хранитель

Екатерина, в нашем театре вы обрели не только любимое место работы, но и личное счастье нашли. Как вы поняли, что это ваш человек? (Муж Екатерины Горяевой – заслуженный артист РФ Сергей Радьков – прим. авт.).

– Я уже работала в театре, когда к нам пришел Сергей Сергеевич. И так получилось, что ему дали жилье в общежитие в Энергетиках, а я жила на Солнечном бульваре. То есть ездили домой вместе после спектакля «Когда лошадь теряет сознание», где играли брата и сестру. И как-то незаметно из «братских отношений» перешли в статус супругов.

Мы вспоминали нашу жизнь и поняли, что нас судьба дразнила – мы могли встретиться и раньше. Он тоже поступал в Свердловский театральный институт, но не поступил, потом мне предлагали перебраться в Мурманский театр, где тогда работал Сережа.

У нас было много общего, мы говорили мы на одном языке, но и ссорились очень много – по три раза в день! Не надо было даже поводов для этого.

А сейчас как?

– Мы же живые, все бывает. Даже самые хорошие пары не ходят и не целуют друг друга в плечико бесконечно.

Тогда в чем же секрет вашего семейного счастья?

– Мне кажется, что как раз стержень семьи – Сережа. Надо просто думать друг о друге побольше. Если я буду думать, как лучше будет ему, а он будет думать, как лучше мне, то нам обоим и будет хорошо. Но в большей степени, я думаю, хранитель нашей семьи – Сергей Сергеевич.

Равнение на Скарлетт

Знаю, что в вашей семье есть традиция домашних чтений. А есть ли у вас любимый литературный персонаж?

– Очень долгое время меня поддерживала, как это ни странно, Скарлетт О`Хара. «Унесенные ветром» был моим любимым романом. У меня дома два экземпляра этой книги: один затертый, другой поновее. Это женщина, на которую я стремилась быть похожей по характеру, но так и не достигла, конечно, этой цели. Как наступали какие-то сложности, бралась за книгу, читала, расправляла спину и повторяла слова Скарлетт: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра!».

Довольны ли вы сложившейся карьерой?

– Артистам всегда чего-то не хватает, они всегда чем-то недовольны в своей карьере. Но даже сын, глядя на список моих ролей, говорит: «Мам, ну чего тебе обижаться?!». У меня и Соня из «Дяди Вани», Лаура из «Стеклянного зверинца», Тамара в «Пяти вечерах»… Может, не самая лучшая из пьес шла у нас — «Везучая». Но я тоже очень любила эту героиню — женщину, заболевшую онкозаболеванием, но не сломленную…

Если это моя роль – ее другой никто не сыграет. Даже если при первоначальном распределении не мне ее дают, потом обстоятельства складываются так, что я ее играю.

Актриса на любит давать советы, но тем, кто все-таки выбирает путь артиста рекомендует спросить себя: «Зачем ты идешь в театр?».

А вы для себя как решили этот вопрос?

– Я просто не могу без этого существовать. Я с детства дышала этим воздухом, и театр меня от себя не отпускает.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *