-34°CКурган
Среда, 14 января 2026 г.

С Кобзоном по жизни

В Курган Иосиф Давыдович Кобзон приезжал неоднократно. Как он говорил: «Объездил Курганскую область всюду, пел даже в холодных залах. А это, знаете, непростительно для горла вокалиста! Но что поделаешь, если меня ждут зрители!»

26.09.17
С Кобзоном по жизни

Все эти поездки были осуществлены благодаря заслугам прежнего руководителя областной филармонии Валентины Шухман. Она была его другом и… советником.

Это с его легкомысленного предложения (об этом Кобзон рассказывал лично мне), директор филармонии задумала построить в Кургане новое здание концертного зала. И эта мечта осуществилась. В беломраморном дворце — одном из лучших на Урале — Иосиф Кобзон дал свой прощальный концерт. Тогда он сумел даже выбить слёзы из глаз зрителей: «Жаль, что больше не придётся петь для вас в этих прекрасных хоромах». А потом не удержался и на радость курганцам вновь приехал на очередную гастроль в Курган. Вот это были аплодисменты!

Вспоминаю смешной случай. Иосиф Кобзон дал согласие на интервью. Я на радостях обещаю подарить ему книжку Марины Цветаевой «Мой Пушкин», которая незадолго вышла в Челябинском книжном издательстве. Приезжаю с магнитофоном в филармонию. И застаю знаменитого певца… в трусах, но в белоснежной рубашке и бабочке. Это я потом узнал, что Иосиф Давыдович таким образом берёг брюки, чтобы ненароком перед выступлением не измять их.

В таком непривычном одеянии народный артист России играл со своим коллективом в нарды (в просторечье «шашбеш»). От многочисленных движений фишкой игральная доска, кажется, раскалилась. А тут я — как чёрт из табакерки! «Привёз Марину Цветаеву?» — не глядя на меня, спрашивает Кобзон. «Забыл, Иосиф Давыдович» — печально отвечаю. «Ну, что ж, отправляйся за книгой!». Смотрит на часы и к моей радости произносит: «Впрочем, интервью дам. А потом — за книгой!». Моя дорогая Марина Ивановна сегодня украшает огромную библиотеку Иосифа Давыдович, чему я, конечно же, бесконечно рад.

Иосиф Давыдович всегда легко встречался с журналистами. Интервью — пожалуйста! Мне кажется, он всегда высоко ценил труд газетчиков и радио-тележурналистов. У каждого из нашей пишущей братии сохранились фотографии — «один на один с кумиром». История одного из таких снимков памятна мне на всю жизнь.

Фото Сергея Толстикова.

70-е годы. Осень. Выпал первый снежок. Картина из приятных, если учесть, что снег прикрыл всю городскую слякоть. В Кургане «сверкают» афиши с портретом Иосифа Кобзона. Его гастроли должны пройти не только в Кургане, но и в ряде населённых пунктов. Артиста всюду ждут.

Я звоню директору областной филармонии Валентине Ароновне Шухман и прошу ее организовать встречу с Иосифом Давыдовичем — для интервью на радио.

— Кобзон готов встретиться с тобой в гостинице «Москва», — сообщает Валентина Ароновна. — Встречай его ровно в 14 часов у входа в гостиницу. Не задерживай его долго. Ему надо еще отдохнуть.

В просторном двухкомнатном гостиничном номере Кобзон на скорую руку раскладывает свои вещи, одновременно рассказывая мне о превратностях жизни артиста. И также беспрерывно отвечает на телефонные звонки. Один из них — от жены: «Неля, не волнуйся, я не простыну. Да, обедаю вовремя. Прекрасно высыпаюсь. До встречи!».

Перед микрофоном моего «Репортера» Иосиф Давыдович признается в любви к нашему городу, где, как он выразился, «ему всегда легко дышится». Здесь всегда сердечные зрители, прекрасный концертный зал с отличной акустикой (И.Д. говорил о старой филармонии. Новый концертный зал — еще собирались строить). Это не первый его приезд в Курган. С кем он лично знаком в нашем городе? Признается: «С хирургом Илизаровым. Гавриил Абрамович — мой друг, прекрасный врач с мировым именем».

Потом вместе с Кобзоном едем в книжный магазин, где для него отложены альбомы по искусству. К радости, кое-что из книжного дефицита перепадает и мне. И напоследок договариваемся о встрече на завтра. Иосиф Давидович готов дать большое интервью после вечернего концерта.

Вот так — быстро, сверхоперативно. Я успеваю сдать короткое интервью знаменитого гостя в вечерний блок новостей областного радио.

На следующее утро звонок из филармонии. Валентина Ароновна сообщает новость: поздно ночью Иосиф Кобзон и его конферансье заслуженный артист России Владимир Долгин попали в аварию при подъезде к Кургану, когда в новой служебной «Волге» возвращались с концерта из Шадринска. Я успеваю выдохнуть: «Живы?». Шухман успокаивает меня: «Не волнуйся — живы! И хотят видеть тебя». Оказывается, Иосиф Давыдович решил запечатлеть себя в разбитом авто — на удивление и счастье! Не погибли же, хотя машина основательно помята. Значит, долго будут жить!

Я беру с собой нашего фотографа Сергея Толстикова и мчусь в филармонию. Кобзон и Долгин уже во дворе — выкатывают из гаража «Волгу». У машины печальный вид: капот разбит, нет лобового стекла. Оказывается, авария случилась на трассе перед Курганом. Кто-то из водителей в ночное время неосмотрительно бросил на дороге прицеп. Вот в него и влетела «Волга».

Сладко спящий на заднем сидении Владимир Наумович Долгин совершено не пострадал. Кобзон слегка ударился грудью о переднюю панель. Но сильно дернул шеей. Врачам пришлось даже поставить уколы, чтобы погасить боль.

Иосиф Давыдович шутит: «О ЧП уже знают повсюду. Валентина Ароновна устала отвечать. Какая же сорока на хвосте разнесла эту весть!».

Мой друг фотографирует Кобзона в машине. Смешное фото: артист сидит в разбитой «Волге», да ещё и смеётся через разбитое лобовое окно!

А на прощание мы фотографируемся и вместе закатываем побитую машину в гараж. Вечером Кобзон даёт концерт. Голос звучит превосходно!

На главном фото — Иосиф Кобзон выступает в Кургане в октябре 2004 года — на 20-летии Курганской областной филармонии.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.