Сто часов счастья, или Сезон чудес, открытий и свершений

Заключительный концерт сезона 2017-2018 Зауральского симфонического оркестра и солистов Курганской областной филармонии.

Каким был филармонический сезон — 2017/18

Говорят, что счастье долгим не бывает: оно как вспышка летящей звезды, как праздничный фейерверк, который рассыпает спящие искры, озаряя светом и землю, и небо, и человека. И… гаснет. Но есть у древних греков загадочное божество по имени Мнемозина, и она обладает волшебным даром возвращать человеку то, что он пережил однажды. Я перелистываю календарь и вспоминаю самые лучшие, самые волшебные концерты, программы, вечера, самые драгоценные минуты счастья, объединяющие нас, как в старинном японском стихе:

«Меж нами нет чужих —
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».

Как в финале Девятой симфонии Бетховена, как в оде Шиллера «К радости».

Вспомним начало этого концертного сезона, второй музыкальный фестиваль «Элисо Вирсаладзе представляет», проходящий при поддержке Министерства культуры России в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Свет этой звезды магнетически привлекает коллег и самых талантливых молодых учеников и наследников традиций. Настоящий праздник подарила нам народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе, уникальный художественный руководитель фестиваля. Надо было видеть, с каким волнением за каждого солиста из уже знаменитого ныне квартета имени Давида Ойстраха она слушала их концерт. Как мудро и точно была составлена программа, чтобы слушатели смогли оценить и блистательный ансамбль, и индивидуальность каждого музыканта. Просто незабываемым был заключительный концерт фестиваля, буря эмоций захлестнула зал.

Смотрите фоторепортаж Александра Алпаткина

Я знаю, что в нашем городе есть множество людей, которые понимают, о чем я говорю. Эта музыка — для нас, но она принадлежит нам только тогда, когда мы ее знаем, слышим и чувствуем. Это настоящее, невыдуманное сокровище, которое досталось нам в наследство. Так познакомьтесь со своим наследством, дорогие мои сограждане! И еще — билеты на концерты классической музыки, за очень редким исключением, стоят раз в десять, а то и в двадцать, меньше, чем на программы поп-«звезд» и рок-групп. И, кстати, уникальную рахманиновскую программу в исполнении Михаила Плетнева курганская публика и слушатели других городов, включенных в этот тур, смогли услышать благодаря инициативе нашей филармонии.

Федеральная программа «Большие гастроли» буквально осчастливила более тысячи наших земляков — поклонников оперного искусства, предоставив им редчайшую возможность увидеть на сцене большого зала филармонии масштабную постановку классической оперы А. Бородина «Князь Игорь» в исполнении великолепных солистов, хора и оркестра московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова.

Совершенно неотъемлемой частью музыкальной жизни города стали концерты, которые прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны. Абонемент «Звезды ХХI века». Молодые, профессионально блестяще подготовленные, дерзкие или очень серьезные — они разные, объединяет их всех одно — они музыканты до мозга костей, они несут музыку в себе, щедро и сокровенно даря свое понимание, свою интерпретацию — искреннюю и порой непривычную — музыкальной классики и музыкального авангарда.

Еще одна замечательная тенденция ярче обозначилась в последние годы — возвращение из забытья музыки отдаленных времен. Вспомним, что Бах, Вивальди и Перселл тоже были некогда забыты, а ведь это была бы катастрофа вселенского масштаба, если их не вспомнили бы — совсем недавно, чуть больше стал лет назад… Так вот, молодые виртуозы, лауреаты множества конкурсов считают своим счастливым долгом расширять не только свой репертуар, но и наши горизонты, включая редко исполняемую или забытую музыку в свои программы. Поэтому мы с надеждой и радостью, уже как настоящих друзей, встречаем Айлена Притчина, Юрия Фаворина, Александра Рамма, Филиппа Копачевского, Андрея Гугнина.

Заключительный концерт сезона 2017-2018 Зауральского симфонического оркестра и солистов Курганской областной филармонии.

Настоящий прорыв совершил в минувшем сезоне Зауральский симфонический оркестр (художественный руководитель — Антон Шниткин). И не последнюю роль в этом сыграли приглашенные дирижеры Михаил Архипов (Москва) и Фред Бутткевиц (Германия). Каждый из них имел свою программу и был ориентирован на работу с профессиональным оркестром — и оба концерта прошли с триумфальным успехом. Моцарт и Бетховен, Шуберт и Вебер, Чайковский и Мендельсон, сложнейший виолончельный концерт Дворжака с солистом из Москвы Иваном Сканави — все было исполнено с азартом и блеском (не позволим мелким тучкам отдельных замечаний затмить общий, сияющий лазурью, небосвод). Конечно, нет предела совершенству и есть куда расти, но оба наши дирижера — художественный руководитель оркестра Антон Шниткин и Михаил Мишуков — вместе с музыкантами постоянно работают и над расширением репертуара, и над качеством звука…

Отдельный поклон камерному залу — и просветительские программы, и детская филармония, необыкновенное открытие литературного театра (к 80-летию Виктора Потанина актрисы театра драмы Любовь Савина и Татьяна Гомбоева показали спектакль по повести «Легкая»), и абонемент «Музыка барокко» — нельзя не восхититься и концертом Цви Меникера, клавесиниста из Германии, который вписался в этот абонемент.

А ближе к завершению сезона, к маю, были подготовлены праздничные программы, посвященные Великой Победе, «Мы этой памяти верны» и «Я буду сегодня с тобой говорить» (по стихам Ольги Берггольц).

В рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» как всегда успешно прошли концерты абонемента «Звезды ХХI века» — Филипп Копачевский (фортепиано) и Александр Рамм (виолончель) и абонемента «Фортепианный» — молодой пианист Александр Ключко представил курганской публике свою программу.

Настоящим сюрпризом в конце сезона оказались гастроли ансамбля современного танца «Дэйтон Данс Компани» из США. В творчестве коллектива подкупает уникальный сплав афроамериканского фольклора, элементов классического балета и современной пластики. Редкое сочетание абсолютной пластической свободы, музыкальности и врожденного чувства ритма позволяет артистам транслировать в зал не только бешеную энергетику, но и заряд оптимизма, заразительное чувство весенней молодости мира.

В этом сезоне артисты филармонии подготовили два заключительных концерта. Первый состоялся в последний день весны, 31 мая, — это был концерт камерных ансамблей и солистов филармонии. Программа была творческой, интересной и впечатляющей. Но, конечно, особенно торжественно и обещающе звучала программа большого заключительного концерта с зауральским симфоническим оркестром (художественный руководитель — Антон Шниткин).

Нельзя не отметить качественный рывок, который сделал в этом сезоне наш оркестр, как расширился его репертуар, как много значимых для него работ с приезжими дирижерами, стиль и опыт которых открывает новые возможности перед коллективом, готовым к мобильной работе с гастролирующими дирижерами.

Заключительный концерт сезона 2017-2018 Зауральского симфонического оркестра и солистов Курганской областной филармонии.

Первое отделение концерта было посвящено оперному жанру. Дирижировал оркестром Михаил Мишуков, и надо отметить деликатность, с которой оркестр поддерживал голоса солистов, не перекрывая, но оттеняя мелодическую линию в оперных ариях. А в исполнении увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила», к опере Верди «Травиата» и особенно сложного по звучанию, напряженного и лаконичного вступления к опере Чайковского «Пиковая дама» оркестр отличают большая свобода, динамика и эмоциональность. Голоса вокалистов, обогащенные звучанием оркестра, дополнительной игрой оркестровых тембров, воспринимались особенно, «по-оперному» ярко и еще более индивидуально окрашенными. Так прозрачно звучит лирическое сопрано Ксении Трофимовой в романсе Джульетты из оперы одного из самых известных мелодистов своего времени Винченцо Беллини. Нельзя не отметить выразительный, мягкий, необычно теплый для сопрано, почти грудной тембр голоса Оксаны Ивановой в арии Лауретты из оперы Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» — произведения столь же драматичного и сложного, сколь и популярного. Мастерство оркестровой характеристики лирического героя — одна из сильных сторон французского композитора Шарля Гуно. Арию Валентина из оперы «Фауст» исполнил молодой солист филармонии Павел Табаков, выпускник Московской консерватории. Радует, что диапазон оркестровой стилистики в нашем оркестре неуклонно расширяется.

Второе отделение концерта было целиком построено на симфонической музыке — увертюра Бетховена «Кориолан», увертюра Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера», «Итальянская симфония» Мендельсона (II и IV части) и увертюра Вебера к опере «Вольный стрелок». Место за дирижерским пультом занял художественный руководитель оркестра Антон Шниткин. В выборе программы прочитываются классические и романтические предпочтения коллектива. Лаконизм и внутренний накал страстей характерны для трагической музыки Бетховена. Пейзажно-лирический романтизм Мендельсона в симфонической музыке широко раскрывает колористические возможности оркестра, что в сочетании с мелодической ясностью Мендельсона и классической композицией создает эффект гармонии с миром. Из всей программы самой романтической по настрою была увертюра Вебера, а самой контрастной — в сопоставлении — II и IV части итальянской симфонии Мендельсона. Финал ее — яркая темпераментная сальтарелла — вызвал восторг публики, и оркестр должен был бисировать увертюру Глинки к опере «Руслан и Людмила». И только после этой мажорной, в высшей степени оптимистической классики оркестр и зрители расстались довольные друг другом, расстались на лето, до начала следующего сезона. Юбилейного сезона, который обещает нам фестиваль Дмитрия Шостаковича.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: