Андрей Потапов: «Решение поставленных задач требует профессиональной и предельно ответственной работы»

Новости Курган Андрей Потапов

Руководитель администрации Кургана о новом бюджете города и его приоритетах

Подготовка главного финансового документа города Кургана — бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вступила в финальную стадию. 15 ноября он был внесён в Курганскую городскую Думу и на следующий день рассмотрен профильной депутатской комиссией по бюджету налогам и сборам. По традиции, которая начинает складываться, «КиК» встретился с руководителем администрации Кургана Андреем Потаповым. Мы узнали о том, как будут расти доходы муниципальной казны, что будет в числе приоритетов в расходной части, какие дороги будут отремонтированы и построены, продолжится ли ремонт объектов социальной сферы и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья и о многом другом.

— Андрей Юрьевич, как происходило формирование бюджета в этом году? Что бралось за основу?

— Традиционно при составлении проекта бюджета мы опирались на требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития и основные направления бюджетной и налоговой политики.

В 2019 году продолжится работа по наращиванию налогового потенциала, безусловное исполнение полномочий органов местного самоуправления, выполнение задач, поставленных в «майских Указах» Президента Российской Федерации.

Работа над проектом началась в июле текущего года. При разработке проекта главного финансового документа Кургана мы руководствовались основным принципом — максимальной мобилизацией доходных источников для сохранения социальной направленности расходов бюджета города и улучшения городской среды.

— Применялся ли программно-целевой метод планирования?

Бюджет города Кургана по расходам формируется программно-целевым методом, через муниципальные программы финансируется 83 % от общего объема расходов в 2019 году. Всего планируется действие 31 муниципальной программы. Благодаря такому методу основная часть расходов распределена по программам, которые предусматривают достижение определённых конечных результатов и целевых показателей.

— Какими будут основные параметры бюджета в очередном финансовом периоде? Дефицитным или профицитным он будет?

новости Курган Андрей Потапов

— Основные параметры бюджета города в 2019 году будут такими: доходы в объеме 7524,6 млн рублей, расходы – 7964,6 млн рублей с дефицитом бюджета города в размере 440 млн рублей или 10% от собственных доходов. На 2020 год запланированы доходы в объеме 5186 млн рублей, на 2021 год — 5270,2 млн рублей, и такие же суммы предусмотрены в расходной части, то есть запланирован нулевой дефицит.

— Из чего сформирована доходная часть городского бюджета? Увеличатся или уменьшатся налоговые поступления в общей структуре собственных доходов бюджета? Какие налоги занимают наибольший удельный вес в объёме собственных доходов? Какую долю займут безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов?

— Доходная часть бюджета города сформирована из налоговых доходов, неналоговых платежей и безвозмездных перечислений из бюджетов вышестоящих уровней. Налоговые доходы прогнозируются в сумме 2257 млн рублей, неналоговые – 2146,8 млн рублей, безвозмездные перечисления – 3120,8 млн рублей. Общая сумма доходов -7524,6 млн рублей.

В собственных доходах бюджета города в 2019 году налоговые доходы составят 2257 млн. рублей. А поскольку в 2018 году ожидается получение налоговых платежей в сумме 2098,8 млн рублей, то планируемый рост налоговых доходов составит 7,5 % или 158,2 млн рублей.

В составе собственных доходов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 34,3 %. В 2019 году планируется получить НДФЛ в сумме 1512,5 млн рублей.

Налоги на имущество занимают 10,3 % в составе собственных доходов. К ним относится налог на имущество физических лиц и земельный налог. Их поступление запланировано в сумме 455 млн. рублей.

Налоги на совокупный доход составляют 4,7% от суммы собственных доходов. К ним относятся единый налог на вмененный доход, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения и единый сельскохозяйственный налог. Поступление данного источника доходов запланировано в сумме 208,8 млн. рублей.

Что касается безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, то они составят 41,5% от общего объёма доходов.

— Сохранит ли бюджет свою социальную направленность? Как будут исполняться социальные обязательства муниципалитета перед гражданами?

— Проект бюджета города Кургана традиционно имеет социальную направленность. Общая сумма расходов на эту сферу, которая включает образование, культуру, физическую культуру и спорт, а также социальную политику, в 2019 году составляет 5 407 млн. рублей, или 68 % от общего объема расходов.

Основная часть этих средств будет выделена на муниципальную программу «Основные направления развития образования в городе Кургане». На её финансовое обеспечение в проекте бюджета предусмотрены средства на 2019 год в сумме 4 566,3 млн рублей (57 % от общего объёма расходов). Это общее и дошкольное образование, финансовая поддержка дополнительного образования и воспитания детей, детское и школьное питание, содействие занятости молодежи, отдых и оздоровление детей.

В 2019 году продолжится выполнение «майских Указов» Президента РФ, согласно которым средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений и работников культуры должна соответствовать целевому показателю по региону, утверждённому Правительством Курганской области. Эти показатели нами выполняются.

Стоимость питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Кургана в 2019 году увеличится и составит 60 рублей в день на одного школьника (в 2018 году стоимость составляла 50 рублей).

На финансовое обеспечение муниципальной программы «Развитие культуры города Кургана» в проекте бюджета заложены расходы на 2019 год в объеме 230,6 млн рублей. Расходы на реализацию мероприятий по разделу «Социальная политика» учтены в проекте в сумме 283,6 млн. руб., в том числе на охрану семьи и детства в сумме 168,9 млн рублей. Эти средства будут направлены на содержание детей в приёмных семьях и в семьях опекунов (попечителей) и на выплату вознаграждения опекунам (попечителям) и приёмным родителям.

Также 82,5 млн руб. будут выделены на реализацию программы «Организация проезда отдельных категорий граждан в городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Кургане».

Кроме того, для улучшения здоровья и качества жизни граждан, планируется выделить 95 млн рублей на муниципальную программу «Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане» в сумме 95 млн. руб.

— Сколько денег запланировано на ремонт дорог?

Новости Курган Андрей Потапов

В 2019 году предусмотрено поступление субсидии из дорожного фонда Курганской области в бюджет города Кургана в размере 485,7 млн рублей, из них 435,7 млн рублей будет направлено на ремонт автомобильных дорог и 50 млн. рублей – на ремонт дворовых территорий. Кроме того, из собственных доходов бюджета города Кургана на эти цели предусмотрено ещё 12 млн. рублей.

— Если говорить о конкретных объектах, то продолжится ли строительство магистрали по улице Бурова-Петрова между ул. Куйбышева ул. Гоголя, и на каком участке оно будет осуществляться? Будет ли предусмотрено финансирование ремонта моста ЖБИ в 2019 году?

— По логике вещей нам хотелось бы продолжить работы по строительству автодороги по ул. Бурова-Петрова на участке от ул. Карла Маркса до ул. Советской. К сожалению, администрации пришлось вступить в судебные разбирательства с собственниками расположенных там участков, так как они выставляют за выкуп своего имущества непомерные суммы. Пока тяжбы продолжаются. Конечно, есть возможность в течение 2019 года сделать отрезок от улицы Советской до Куйбышева. Но есть ли в этом экономический смысл? Ведь данный участок будет всё равно тупиковым. На мой взгляд, пока мы дожидаемся окончания судебных споров, лучше потратить деньги на дальнейшее благоустройство уже сделанного участка между ул. Гоголя и Карла Маркса и уже после того, как у нас не будет препятствий, продолжить автодорогу до ул. Куйбышева.

Что касается реконструкции путепровода по проспекту Машиностроителей (мост ЖБИ), то её проект подготовлен и в настоящее время проходит госэкспертизу. До конца года, надеюсь, этот процесс будет завершён. Проведена предварительная подготовка по выделению средств на этот объект из федерального бюджета, речь идёт о сумме 1,2 — 1,3 миллиарда рублей. Получено одобрение. В 2019 году документы будут направлены в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в целях формирования инвестиционной программы на последующие годы.

— Что вы можете сказать о перспективах строительства дороги по ул. Мальцева, которое планировалось уже давно?

— Строительство автодороги по ул. Мальцева от ул. Алексеева до ул. Мостостроителей мы планируем осуществить за счёт средств федеральной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год. В этой программе запланированы средства федерального бюджета на развитие жилищного строительства, в том числе на строительство автомобильных дорог, подводящих к территориям комплексной застройки. В бюджет города Кургана планируется получить субсидию из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей. Для софинансирования этих расходов в проекте бюджета города Кургана на 2019 год предусмотрены средства в сумме 7,5 млн. руб.

— В каких федеральных программах продолжит или начнёт участвовать муниципалитет в следующем году? Насколько известно, Курган включён в федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Можете ли вы назвать сумму, которая будет выделена областному центру? Если да, то предусматриваются ли в городском бюджете средства на софинансирование этой программы, определен ли список объектов, которые будут ремонтироваться или строиться на эти средства?

— Начну с того, что одно из основных направлений нашей работы, которое мы ставим в число приоритетов в последние два года, а именно ремонт объектов социальной сферы — школ, учреждений дошкольного, дополнительного образования, культуры и спорта, финансируется не только на средства муниципального бюджета, но и вышестоящих бюджетов. Мы отправили заявки для получения в следующем году федерального финансирования капитального ремонта двух объектов — школ №11 и №29. Правда, пока окончательного решения по ним ещё не принято, но предварительно наша заявка одобрена, поэтому ждём утверждения федерального бюджета. Очень надеюсь, что эти школы попадут в федеральную программу, и мы на достойном уровне проведём там ремонт.

Подали мы документы и на федеральную программу «Безопасные и качественные дороги». Её совокупное финансирование в городе Кургане в 2019 году планируется в размере 349,5 млн рублей, из которых софинансирование регионального и городского бюджета ориентировочно составит 87,4 млн рублей. В следующем году в программу планируется включить следующие объекты: проспект Маршала Голикова, проспект Конституции, ул. Автозаводская, ул. Пролетарская, ул. Сибирская, которую надо приводить в порядок уже давно. При этом общая сумма финансирования по этой программе рассчитана на пять лет, и составит предварительно более 2 млрд рублей.

Подчеркну, что все дороги будут ремонтироваться с заменой бордюрного камня, чтобы они имели надлежащий внешний вид и грязь с газонов не стекала на проезжую часть. Эту работу мы будем проводить уже за счёт собственных средств.

— Будет ли в следующем году продолжена программа по переселению граждан из аварийного жилья?

— В случае принятия нормативных актов на федеральном уровне эта программа будет продолжена. По предварительной информации, она коснётся домов, признанных аварийными до 1 января 2018 года и будет рассчитана, как и предыдущая, на пять лет. В Кургане в настоящий момент признаны аварийными 189 домов, из них 128 получили такой статус до 1 января 2018 года. При этом по итогам обсуждения на площадке регионального отделения Общероссийского народного фронта, которое состоялось буквально на днях, мы готовим предложения о том, что дома, признанные аварийными уже после 1 января, и дома, не получившие такой статус, но фактически уже пришедшие в негодность, также были дополнительно включены в программу. Речь идёт о тех из них, которые остаются после сноса аварийных кварталов, но по формальным критериям к аварийным домам не относятся. Возникает ситуация, когда на земельном участке остаётся один объект, которому тоже пора под снос, но он по-прежнему жилой и мы не можем ничего здесь сделать: ни отдать эту территорию под застройку, ни разбить сквер.

— Кстати, о скверах. Есть ли оценки того, сколько средств будет выделено городу Кургану в 2019 году на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды»?

— В настоящее время программа находится в стадии подготовки. Формируется перечень объектов, которые будут благоустраиваться в следующем году: дворовых территорий и общественных пространств. Последние, напомню, определены по итогам рейтингового голосования 18 марта 2018 года. Информация о распределении средств на финансирование этих расходов из областного бюджета для города Кургана на данный момент не поступала. Поэтому говорить о количестве объектов пока рано, но можно уже сказать о том, какие новые подходы мы будем применять по опыту двухлетней работы над реализацией федерального приоритетного проекта. В обязательном порядке мы будем делать не только малые архитектурные формы — урны и скамейки, но и небольшие ограждения территорий, причем в едином стиле. Это необходимо для того, чтобы исключить в последующем парковку транспортных средств на газонной части и на детских площадках. К сожалению, такие факты, когда граждане паркуют машины на благоустроенных территориях, есть.

— Вы уже начали говорить о ремонте объектов социальной сферы. В предыдущем и в этом году на данное направление выделялись значительные суммы. Что планируется сделать в 2019 году?

— В проекте бюджета города Кургана на 2019 год в рамках программы «Капитальный, текущий ремонт зданий, благоустройство и содержание прилегающих территорий учреждений социальной сферы» предусмотрены средства в размере 178 млн. руб., что не меньше, чем в 2018 году.

В приоритетном порядке в муниципальную программу будут включены объекты с аварийным состоянием отдельных конструктивных элементов, установленным по актам МКУ «Административно-техническая инспекция», объекты, требующие ремонта по предписаниям надзорных органов (Госпожнадзора, Роспотребнадзора и других ведомств), объекты в отношении которых имеются судебные решения по их капитальному ремонту.

Предполагается продолжить работу по ремонту несущих конструкций зданий (стен, фундаментов, перекрытий), ремонту кровель, фасадов, отмосток зданий. Будут реконструироваться эвакуационные выходы, продолжится устройство пандусов для маломобильных групп населения, ремонт инженерных коммуникаций, энергосберегающие мероприятия (замена окон, входных групп в здания), а также выполнение работ по благоустройству прилегающих территорий и восстановлению нарушенных ограждений образовательных учреждений.

Если говорить о самых крупных объектах, то на проведение реконструкции спортивного стадиона и капитального ремонта здания Детско-юношеской спортивной школы №3 по улице Тимофея Невежина, 7 запланированы бюджетные средства в размере 60 млн. рублей. Эскизный проект, наверное, большинство курганцев уже видело, а подготовку рабочего проекта ведёт челябинская фирма, с которой мы находимся в постоянном диалоге, я уже встречался с их специалистами. Планируется, что к апрелю следующего года он будет завершён, и мы приступим к реконструкции.

Кроме того, в следующем году будет продолжен капитальный ремонт здания Детской школы искусств № 1 (дом барона Розена). На это предусматриваются средства в размере 10 млн. рублей.

Всего в рамках программы в следующем году планируется провести ремонтные работы в 70 муниципальных учреждениях, из них: 68 — учреждения сферы образования, два — учреждения культуры. На благоустройство территорий семи муниципальных образовательных учреждений в 2019 году предусмотрены средства в размере 9 млн. руб.

— Как при принятии бюджета будет выстроена работа с депутатским корпусом и гражданами? Будет ли подготовлен так называемый «Бюджет для граждан», где и когда он будет размещён? Когда пройдут публичные слушания по бюджету?

— В сентябре текущего года в Курганскую городскую Думу для рассмотрения и проработки были направлены проекты вновь разработанных муниципальных программ и предложения о внесении изменений в действующие муниципальные программы, планируемых к включению в проект бюджета города на очередной финансовый год и плановый период. Данные проекты были рассмотрены депутатами, внесены предложения, Администрации города Кургана были направлены рекомендации по доработке муниципальных программ.

Также с депутатами Курганской городской Думы были проведены совместные заседания по наказам избирателей, которые нашли отражение в проекте бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.

Как и прежде, бюджетный процесс будет максимально открытым. Со всеми изменениями текущего бюджета по доходам и расходам, а также более подробной информацией о процессе формирования бюджета можно ознакомиться на официальном сайте Администрации города Кургана в разделе «Бюджет для граждан».

Публичные слушания по бюджету пройдут в начале декабря текущего года.

— Как в дальнейшем вы намерены работать над этим документом, есть ли какие-либо перспективы по увеличению доходной части и сокращению расходов?

— С нашей стороны мы принимаем и продолжим принимать комплекс мер, направленный на увеличение доходной части. В этом году мы поработали неплохо – по итогам 10-ти месяцев текущего года рост собственных доходов бюджета города по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил порядка 110 млн. рублей. Временно исполняющий обязанности губернатора Вадим Шумков оценил это по достоинству — в 2018 году город Курган занял первое место в рейтинге эффективности органов местного самоуправления Зауралья. Если из года в год мы будем идти такими темпами, то будем добиваться ещё более качественных результатов деятельности Администрации города по исполнению возложенных на неё полномочий.

Как происходит эта работа? Например, в текущем году мы проанализировали разрешения на строительство, выданные ещё много лет назад, в начале 2000-х годов и выяснили, что ряд объектов по ним до сих пор не введён в эксплуатацию. Срок действия разрешений уже закончен, и какова же судьба этих зданий? Оказывается, что это либо недострои, либо объекты, которые успешно функционируют, а налоги на недвижимость не платят! Эту работу мы провели в августе-сентябре, таких объектов было выявлено более 180-ти. Сейчас мы проводим сверку с Росреестром, поскольку часть из этих сооружений вводилась по судебным решениям. Создано две мобильные группы из сотрудников Администрации города и налоговой инспекции, они выезжают на объекты, на месте составляют акты. Это станет ещё одним источником пополнения доходной части бюджета, потому что налоги должны платить все.

Кроме того, продолжим работу по взысканию арендной платы за муниципальное имущество и землю и будем действовать в отношении неплательщиков более наступательно — вплоть до расторжения договоров. Будем развивать деятельность Проектного офиса по улучшению инвестиционного климата при Администрации города, надеемся на увеличение количества и масштабов инвестиционных проектов, что приведёт к росту налогооблагаемой базы. Активизируем наши усилия по снижению неформальной занятости.

Что касается сокращения расходов, то одно из направлений, которое стало возможно в последнее время — повышение энергоэффективности муниципальных учреждений. Так, летом этого года мы оборудовали в образовательных учреждениях города Кургана 30 индивидуальных тепловых пунктов, и по итогам зимы можно будет назвать сэкономленную сумму. Эту работу мы будем проводить и в следующем году, чтобы все муниципальные учреждения были оснащены таким оборудованием — этот проект планируется завершить в течение трёх лет. Кроме того, мы прорабатываем вопрос перевода уличного освещения на светодиодные лампы. Этот процесс достаточно сложный, поскольку в отличие от традиционных источников плотность светового потока очень велика и он почти не рассеивается, то есть освещение идёт как бы пятнами. Поэтому необходимо монтировать специальные линзы, настраивать их в зависимости от высоты фонаря, делать кронштейны для регулировки и учитывать много других нюансов. Но резерв для экономии здесь очень велик, поэтому такую работу мы будем продолжать.

Подводя итог, могу сказать, что планируемый период будет непростым. Необходимо найти баланс между безусловным выполнением социальных обязательств, повышением доступности и качества бюджетных услуг и поддержкой развития экономики. Поэтому решение поставленных задач потребует профессиональной и предельно ответственной работы органов местного самоуправления, а также эффективного взаимодействия с региональными органами государственной власти.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *