340 признаний в любви к Кургану

новости курган

Юрий Прожога считает наш город идеальным местом для творчества

Юрий Прожога – член Союзов журналистов и фотохудожников России, дизайнер, иллюстратор и карикатурист. К 340-летию Кургана Юрий Анатольевич задумал сделать 340 разнообразных по стилистике рисунков. Проект «Метакурган» – метафизика Кургана в картинках, скетчах (зарисовках – прим. ред.), иллюстрациях – уже почти готов.

– Расскажите, пожалуйста, о проекте к 340-летнему юбилею Кургана. Как вам пришла в голову эта идея?

– Идея пришла во время салюта в честь 339-й годовщины города в 2018 году. Решил попробовать сделать за год 340 картинок, связанных с Курганом, к празднованию следующей годовщины в августе 2019 года. И отметить её виртуальной выставкой. На сегодня осталось сделать пять картинок.

– Почему проект называется «Метакурган»?

– Курган – идеальное место для творчества. Центр у нас великолепен. Думаю, площадь Ленина смело можно переименовать в площадь Гофрата (архитектор, по проектам которого в Кургане построены Дворец пионеров, гостиница «Тобол», комплекс зданий на площади имени Ленина – прим. ред.), который вкупе с работниками Ленинградского государственного института проектирования городов воплотил всё это в 50-е годы прошлого века.

Центр я бы назвал внешним городом. Но если удаляешься от центра – попадаешь в город внутренний, переносишься в пространство другой «эстетики», где с годами возникает своя внутренняя метафизическая красота. И в этой метафизике Курган прекрасен.

– 340 скетчей – это только начало?

– Да, концептуально проект шире. Он формально привязан к 340-летию города, но это верхушка айсберга, разминка рук, легкая пехота. За ней пойдут гоплиты, конница и боевые слоны.

Планирую сделать дизайн книжек «Азбука/Алфавит Кургана» (примерно как у Александра Флоренского, но в другой стилистике). Потом – несколько тематических наборов открыток: «От Дворянской до Советской», «Ребятам-курганятам», «Курган, который был», «Декабристы-оптимисты».

В планах – создать концептуальный календарь «Курган вертикальный»; и архитектурный календарь Kurgan Landmarks с образцами прекрасного местного зодчества. Начал накидывать 340 векторных иконок с достопримечательностями города. И, конечно, нужно задизайнить бесконечное количество принтов на футболки. Возможно, отпечатаю пару скетчбуков для друзей в подарок. Многое не успею в этом году, продолжу в следующем. Ещё там Курган анимированный будет, как говорится, Остапа понесло.

Каждый проект займет достаточно много времени. Допустим, в серии «От Дворянской до Советской» хочу создать последовательность домов, которые в виде открыток будут раскладываться в чётную/нечетную сторону вышеозначенной улицы. От начала и к концу улицы будут меняться времена года и эпохи – от дворянской до советской.

– Откуда берутся сюжеты для «Метакургана»?

– Приходят спонтанно. Когда сажусь за очередной рисунок, не знаю, что там будет через полчаса: дом, место, сюжет. Что-то вспоминается уже из ныне несуществующего, допустим, за пять копеек по выходным в Детском парке для ребятишек показывали три мультфильма за сеанс в заезжем вагончике. Это я отражу в серии «Ребятам-курганятам».

– Как называется техника, в которой созданы эти рисунки?

– Для панорамных скетчей использовал карандаши, соус, маркеры, сангину (красный мел), линеры (капиллярные ручки), пастель, гуашь, тушь, брашпены (ручки-кисточки). Цифровая живопись – пальцем на айпаде в графических редакторах. Портреты домов – акварель, подпорченная фотошопом. Красоты архитектуры — чистый вектор.

– Какие места, на ваш взгляд, знаковые для Кургана, выражают дух города лучше всего?

– «И в небо ввинченный ночное бурав пожарной каланчи». Каланча выражает дух старого Кургана, а башня на площади – советского. Улица Климова, рисуй – не хочу. И две девушки «Подруги» вечны. Козыреву респект!

– Что можно сказать о цветовой гамме города? Вообще, как видит Курган художник?

Колористический дресс-код Кургана: охра красная, охра золотистая, умбра натуральная, «сизюльная» разбеленная, белила цинковые, волконскоит (краска оливкового цвета – прим. ред.). Всё перемешать, добавить пихтовый лак по вкусу, налить в баночку, повесить этикетку «Краска курганская оригинальная» и объявить эталоном (шучу). Но, по существу, палитра города очень широкая, теплая, неконтрастная и на сближенных тонах.

– Какие места в Кургане лично вам дороже всего и почему?

– Центральный парк культуры и отдыха, там прошло детство. Это была дикая, индейская территория (Фенимором Купером бредили все), небольшой лесной оазис. В Битёвке купались, пляжик был у Нептуна. Потом бетонный мост на входе построили. После облагородили парк. Появилась лодочная станция, где катамараны и лодки выдавали под залог паспорта. Зимой играли в хоккей на центральной площадке, и горка была у пивзавода офигенная, сверхкрутая, адреналиновая. По весне на льдинах катались. Джоггинг – много лет бег по утрам по внешнему кругу, по краю воды. Все друг друга знали, это было братство бегающих по утрам людей.

Я там по утрам перед школой в шесть тридцать после пробежки подтягивался на боковой ветке тополя на центральной аллее, сейчас эта ветка – на уровне четвертого этажа. Потом детскую железную дорогу построили, из-за этого бежать приходилось на двести метров меньше, по асфальту.

– Как на ваше творчество и судьбу повлияла жизнь в Кургане?

– Не устану повторять, Курган – идеальное место для творчества. Тихо и спокойно, как в келье.

– Расскажите о себе сегодняшнем – над чем работаете, чем живете, о своих увлечениях.

– Прожигаю жизнь дизайном. Это примерно то же самое, что и точить сложные детали на заводе: сколько нафрезеруешь – столько получишь.

За прошедшие четыре года нарисовал более 1300 футбольных карикатур, выложил тысячу постов на «Спортс. ру», сотрудничал с клубами Российской футбольной премьер-лиги. Сейчас рисую узконаправленно для испанского «Эйбара» из Примеры, как представитель официального фан-клуба в России, который организовал мой сын. Яблоня от яблока недалеко падает.

Литература – святое увлечение для нашего поколения, для тех, у кого Холден Колфилд или Грегор Замза – старые друзья. Сейчас не читаю, а слушаю. Конкретно – «День опричника» Владимира Сорокина и «Тайную историю» Донны Тартт (читает Сергей Чонишвили), той самой, написавшей «Щегла».

Кроме того, я – киноман. В год просматриваю триста-четыреста фильмов/сериалов.

Во время работы над книжками курганской детской филармонии погрузился с головой в классическую музыку, и пришёл к выводу, что Кургану впору гордиться своей музыкальной культурой. В музыкальном плане Курган запределен!

Кроме классики, люблю рэп. Как апологет русского языка, считаю, что наш рэп, стихи Бродского и песни Бориса Гребенщикова, безусловно, расширили семантику великого русского языка. Каждый русский рэпер без исключения внёс свой протон или нейтрон в атомное ядро этой семантики.

– Ваше кредо как художника?

– Искусство как игра. Играем в цветоформы, радуемся и других радуем.

– Есть ли у нашего города будущее? И какое оно?

– С детства жду будущего Кургана, но пока Курган почему-то остается прежним. Сплошная метафизика, никакой диалектики. Ванговать не буду. Буду ждать.

– Ваши рисунки пробуждают симпатию к Кургану. А что может сделать обычный человек, не обладающий творческим даром, чтобы помочь своему городу?

– Не могу решать за других. Каждый сам должен ответить на этот вопрос.

Фото: Николай Белобородов, коллаж: Юрий Прожога.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *