Курганский госуниверситет включился в работу по созданию научно-образовательного центра мирового уровня

курган новости

Интервью с врио ректора Надеждой Дубив и проректором по информатизации Татьяной Змызговой

Курганский госуниверситет включился в работу по созданию научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые промышленные технологии».
Центр организуется в рамках нацпроекта «Наука» на базе Уральского федерального университета силами Свердловской, Курганской и Челябинской областей. Что готов предложить курганский вуз и как он выглядит на фоне других, что изменится в университете с приходом нового руководителя — в своем первом большом интервью рассказали врио ректора Надежда Дубив и проректор по информатизации Татьяна Змызгова.

С НОЦ в будущее

— Для чего создаются научно-образовательные центры и какая роль отводится Курганскому госуниверситету?

Надежда Дубив: Создание научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня — глобальный проект в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука». До 2022 года в стране будет создано не менее пятнадцати центров, в том числе, мы очень надеемся, в Уральском федеральном округе. Руководители Свердловской, Челябинской и Курганской областей уже подписали соответствующий документ, и мы включились в работу.

новости курган

Проект нацелен на прикладные исследования и дальнейшее внедрение научных разработок в производство в соответствии с приоритетами научно-технологического развития страны и приоритетами развития региона. Применение этих разработок позволит предприятиям выпускать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию региона и закреплению молодых кадров. Курганскому госуниверситету в соответствии с подписанным соглашением отводится роль координатора программы Центра на территории Курганской области и участника.

В качестве участника университет предложил пока два проекта. Первый — проект Владимира Курдюкова и Марины Давыдовой «Цифровые технологии при металлообработке». Второй, я считаю, очень значимый и полностью соответствующий заявляемому НОЦу, — проект профессора кафедры «Гусеничные машины и прикладная механика» Игоря Тараторкина о методах разработки алгоритмов управления быстроходностью гусеничной машины.

Безусловно, мы анализировали много проектов. Но речь идет о передовых промышленных технологиях, а это совершенно другой уровень, что существенно сужает выбор. Кроме данных проектов в КГУ должны разработать образовательные программы, обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров соответствующего уровня. В настоящий момент ведется работа по общей стратегии программы НОЦ, с которой Уральскому федеральному университету весной следующего года предстоит пройти конкурсный отбор на создание Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня и получение государственной поддержки. Для разработки программы и управления ею в университете будет создан проектный офис, и есть проректор, который курирует это направление.

— Что было сначала — спрос или предложение? Какие предприятия уже готовы внедрять ваши научные разработки?

Татьяна Змызгова: Инициатором вхождения Курганской области в НОЦ является правительство Курганской области, курирует проект региональный департамент промышленности и транспорта и департамент образования и науки. Курганскому госуниверситету отводится роль сетевого интегратора. С рядом предприятий, которые могут выступать заказчиками новых разработок, уже достигнута предварительная договоренность, в их числе «Курганприбор» и Курганмашзавод. Наш университет готов обсуждать комплексные проекты и с другими заинтересованными предприятиями реального сектора экономики.

— Вы будете продавать предприятиям свои разработки?

Надежда Дубив: Мы ничего не будем продавать. С заинтересованными предприятиями, готовыми вложить в свое развитие ресурсы на условиях софинансирования с регионом, мы будем создавать комплексный проект, куда войдут и научные разработки. Их применение позволит улучшить действующее производство или создать новое предприятие, чья продукция сможет конкурировать на мировых рынках. Продавать будут уже они — свою продукцию.

— Зачем тогда это нужно университету?

Надежда Дубив: Здесь речь о взаимовыгодных условиях. Проект создается на основе интеграции и кооперации участников НОЦ. Вуз обладает значительным научным потенциалом и заинтересован в его развитии. Кроме того, КГУ крайне заинтересован в развитии региона: в результате реализации проекта будут созданы более комфортные условия для жизни, молодые люди, выпускники, молодые ученые найдут работу с достойной зарплатой и останутся в Курганской области.

Татьяна Змызгова: В рамках НОЦ рассматриваются именно те проекты, которые будут конкурентоспособны на мировом уровне, и каждый из них оценивается по четырем векторам развития. Это так называемый ромб: исследования, инновации, рынок и технологии. По какому-то из этих направлений у компании могут быть нулевые показатели, а по какому-то, наоборот, точки роста. Если промышленным или другим бизнес-предприятиям не хватает разработок, идей, инноваций, которые могут позволить совершить технологический рывок либо просто поднять производство на новый уровень, то вступает наш вектор — наука. То есть это комплексное мероприятие. Поэтому я на всех встречах делаю акцент на том, что нужно разговаривать с каждым предприятием отдельно и обсуждать, что необходимо для реализации или продвижения их товаров, услуг или технологий. Нам, представителям науки, это, безусловно, будет интересно.

— Создание НОЦ — дело общее, но при этом каждый захочет стать лучше. Не возникнет ли здесь перетягивания научно-производственного «одеяла»?

Надежда Дубив: В данном проекте нет конкурентов. Каждая область обладает своим уникальным потенциалом. И здесь нужно работать сообща. При этом силами Екатеринбурга мы не решим задачу увеличения и улучшения качества производства Курганской области.

А вот среди предприятий области конкуренция может быть, так как региональное финансирование будет выделяться на конкурсной основе.

Татьяна Змызгова: НОЦ — это не набор проектов, где подразумевается гонка за деньгами. Это общая площадка для обмена мнениями, научными знаниями, взаимодействие заинтересованных структур и работа на результат, так как гранты будут предоставляться получателям на основании акта Правительства РФ по итогам рассмотрения результатов реализации программ деятельности центров.

— Как выглядит КГУ на фоне других университетов?

Татьяна Змызгова: Я бы не стала приукрашивать ситуацию, потому что наш университет требует достаточно смелого и решительного развития. Мы хотим быть включены в НОЦ не потому, что это имиджевое дело для классического университета. Курганский университет в перспективе должен стать равноценным участником и партнером. В этом направлении нам необходимо работать, как и всей области в целом, потому что без участия региона эти проекты не могут быть реализованы.

Образование онлайн

— Надежда Викторовна, вы человек новый в университете и смотрите на него другими глазами. В чем преимущества и где пробелы?

Надежда Дубив: Курганский госуниверситет — вуз с историей и научным потенциалом. КГУ предлагает широкий перечень технических и гуманитарных специальностей. И это меня очень порадовало. Здесь каждый абитуриент найдет для себя то, что ему интересно. Есть специальности, которым обучают в немногих университетах России, например «Транспортные средства специального назначения».

По ряду категорий университет входит в хорошие рейтинги, в частности это касается машиностроения и народного образования. По некоторым направлениям, конечно, есть пробелы — это информатизация и цифровизация. Недаром мы попросили Татьяну Рудольфовну Змызгову, специалиста в области информационных технологий, стать проректором по информатизации. Это то, без чего мы сегодня не можем обойтись.

— Цифровизация и подготовка кадров для этой сферы — как раз одно из стратегических направлений развития страны. Поставлена задача за пять лет увеличить количество специалистов с 30 до 270 тысяч. Как будете работать в этом направлении? Появятся новые специальности, оборудование или станет больше бюджетных мест?

Татьяна Змызгова: В КГУ реализуется несколько направлений ИТ-подготовки бакалавриата и специалитета. На 2020 год контрольные цифры приема по ним увеличены на 20‑25 %.

новости курган

Аккредитовано направление магистратуры по «Программной инженерии», на 2020 год выделены бюджетные места. Так что рассчитываем на рост научного и исследовательского потенциала по информационным технологиям уже со стороны магистрантов.

В рамках реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» мы развиваемся в плане информатизации образования, внедрения новых образовательных технологий, сетевых образовательных платформ. Подали один из проектов на участие в конкурсе «Вовлечение 2019 II» Фонда содействия инновациям. Заканчиваем оформление коллективной заявки на предоставление грантов Российского Фонда фундаментальных исследований.

Сейчас в университете проводится аудит информационных систем: их несколько, но они раздроблены, обмен данными не автоматизирован, а некоторые требуют как минимум актуализации и адаптации. Планируем разработать автоматизированную информационную систему университета, которая интегрирует модули всех подразделений, в том числе образовательного процесса. Но это многолетний проект.

Одно из направлений, которое развиваем с коллегами, — искусственный интеллект и безопасность информации. Обсуждается идея создания лаборатории цифровых решений.

Безусловно, одна из основных проблем подготовки кадров — доступность образования.

В следующем году мы намерены разработать свою сетевую образовательную платформу, куда будут интегрированы модули по дополнительному образованию школьников, по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

— Что значит сетевая образовательная платформа? Как это будет работать?

Татьяна Змызгова: Мы создаем ресурс, на котором пользователь сможет получить доступ к различным образовательным программам и удаленно пройти обучение. Есть такое понятие, как индивидуальная образовательная траектория, когда человек сам выбирает, какие ему пройти курсы, и тем самым формирует свои цифровые компетенции, навыки и приоритеты. Мы начинаем плотно сотрудничать с Центром занятости населения. Сегодня есть запрос на профессиональную переподготовку кадров, особенно на фоне увеличения пенсионного возраста.

— Сфера IT-технологий развивается стремительно. То, что актуально сегодня, послезавтра устареет. Успевает ли вуз за этими новшествами?

Татьяна Змызгова: Я думаю, что успеть за информационными технологиями в принципе невозможно. Это постоянная гонка. Мир совершенствуется каждый день, постоянно изобретаются новые технологии и алгоритмы. Эпоха информационных технологий стимулирует нас учиться, следить за научными достижениями, читать популярные блоги, быть в курсе новинок, в том числе в области цифровых технологий. Все время догонять — это нормально. Здесь как на беговой дорожке. Как только думаешь, что догнал, достиг чего-либо, значит, ты стоишь на месте или уже отстаешь.

Что касается нашего вуза, не буду говорить, что в университете нет проблем. Многое, в том числе программное обеспечение, вычислительная техника, требует обновления. По подготовке IT-кадров у нас хорошая, интенсивная образовательная программа. С 2019 года мы обновили все соответствующие учебные планы. В частности актуализировали направление подготовки «Прикладная информатика», изменили профиль «Прикладная информатика в дизайне» на «Интеллектуальные информационные системы и технологии».

В одной связке

— Какие направления в этом году были самыми востребованными у абитуриентов?

Надежда Дубив: Самый высокий конкурс был на журналистику. Востребованы, конечно, и традиционные направления — юриспруденция, экономика.

Конкурс на гуманитарные направления всегда гораздо выше, чем на технические. Это легко объяснить: школьникам проще сдать русский язык, историю и обществознание, нежели физику и математику. На технические специальности идут те, кому это действительно нужно.

— Благодаря ЕГЭ можно подать документы одновременно в несколько вузов. Умного и способного ребенка примут в престижный университет, и, скорее всего, он уедет. Как выдерживать конкуренцию?

Надежда Дубив: Абитуриент выбирает не просто специальность, университет и город, но даже логистику, что, например, значимо для сельских детей. Не каждый вуз стопроцентно обеспечивает первокурсников общежитием, а это тоже важно. Курганский университет предоставляет жилье — это плюс.

Но эта тема гораздо шире, и тут вопрос не только к университету, но и к региону. Да, студент к нам поступил, но следующий вопрос — где он будет работать. Соответственно, мы должны быть в связке с теми же промышленными предприятиями и IT-компаниями. Работать нужно с трех сторон: университету — власти — бизнесу.

— То есть имидж вуза неразрывно связан с имиджем самого региона? Как его повышать?

Надежда Дубив: Однозначно связан. Мы обсуждаем проект «Университет — региону», в котором прописали большой перечень социальных и просто интересных мероприятий. Одно из них — лекторий: будем приглашать с лекциями специалистов из Кургана и других городов, в том числе по техническим и IT-направлениям. Рассматриваем возможность проведения всевозможных фестивалей и проектов вроде Science Slam (ученые рассказывают о главных научных идеях современности и собственных исследованиях максимально доступно и остроумно в течение 10 минут, потом лучшего определяет публика, — прим.). Сейчас прорабатываем совместный проект с инициативной молодежью города. Есть проект для предприятий — предлагаем организовывать именные аудитории своей компании, чтобы рассказать о себе и своих возможностях, так что мы открыты и готовы работать.

— Есть специальности, которые постепенно вымирают. В ближайшей перспективе планируете от каких-то отказаться?

Надежда Дубив: Каждый институт в структуре КГУ предлагает широкий перечень направлений, и все они решают те или иные задачи. Взять педагогическое образование — от него мы просто не можем отказаться. Наоборот, думаем о дополнительных направлениях, которые могли бы быть востребованы в регионе. С директором института гуманитарных наук обсуждали идею педагогического образования с двумя профилями — история и иностранный язык. Это могло бы решить кадровую проблему в малокомплектных школах, где одному преподавателю приходится вести несколько дисциплин.

Также обсуждаем возможность открытия магистерских программ «Фармацевтическая химия» и «Инженер по медицинской технике».

— В регионе в принципе есть потребность в инженерах. Кто-то из руководителей промышленных предприятий выходил к вам с предложением готовить для них кадры?

Надежда Дубив: Я поучаствовала в нескольких совещаниях, где промышленники высказывали свою боль и озабоченность по этому вопросу. Мы действительно не закрываем даже тот рынок, который есть в небольшой Курганской области. Но здесь получается замкнутый круг. Как я уже сказала, гуманитарные науки более востребованы, потому что ученику проще сдать историю, русский язык и обществознание. А так как школьники не сдают физику и математику, они не заявляются на технические специальности. Соответственно, конкурс на них небольшой. Плюс отсев студентов: учиться трудно, не все справляются. В итоге инженеров выпускается мало, поэтому профориентационной работой, популяризацией таких предметов, как физика и математика, нужно заниматься не в выпускном классе школы, а гораздо раньше.

Татьяна Змызгова: Но и от промышленных предприятий нужна инициатива. Университет открыт к сотрудничеству, всегда можно выйти на заведующего кафедрой, которая готовит выпускников нужного профиля либо смежного, взять студентов на учебные производственные практики, заинтересовать, курировать дипломные и курсовые работы. Всегда есть решение, было бы желание. Приходите в наш университет, и мы будем вместе решать эти вопросы.

— Тут есть другая проблема. Работодатели часто говорят, что молодых специалистов после вуза нужно заново учить…

Надежда Дубив: Начну с примера. Немцы придумали дуальную систему. Работает она так: четыре дня студент учится в университете, один день полностью проводит на предприятии. На следующей неделе, наоборот, четыре дня он на предприятии и один день на учебе. В итоге предприятие получает специалиста, которого само же и подготовило. Поэтому здесь все зависит от желания работодателя. Мы в течение полутора месяцев старались встретиться со многими руководителями и обсудить с ними возможность перехода на дуальную систему. Это не просто прийти и прорекламировать себя. Работодатель должен выделять своих лучших специалистов, отдавать их университету на весь день, наши студенты будут на предприятии постоянно, и там с ними тоже надо работать. При этом выгоду работодатель получит не быстро, потому что это долгосрочная, кропотливая, ежедневная работа. Мы со своей стороны готовы к проработке такого подхода и к изменениям. Готовы ли они?

— Готовясь к интервью, наткнулась на неожиданную статистику: в этом году меньше половины выпускников школ планируют получать высшее образование. Как думаете, почему?

Надежда Дубив: Было время, когда практически все после школы шли в институты и университеты за высшим образованием, независимо от того, может человек там учиться или нет. Отношение было такое, в том числе в школах, что, если не поступил в вуз, значит, ты второго сорта. Так что эти цифры изначально были завышены. При этом статус среднего профобразования сильно занижался, и эти направления не популяризировались вообще.

А что сейчас? Посмотрите, какая идет популяризация среднего профессионального образования, повышения престижа рабочих направлений. На это направлено движение WorldSkills. Сегодня колледж или техникум может подготовить к поступлению в вуз не хуже, чем школа. При этом выпускник ссуза получает определенные преимущества: конкурс в учреждения среднего профобразования всегда ниже, чем в вуз, и стоит обучение гораздо меньше. После окончания ссуза у человека уже есть профессия, и он может начать работать. В свое время я работала и в университете, и среднем профобразовании. И, кстати, дуальную систему в Германии и все ее преимущества увидела, когда возила туда своих студентов из колледжа — автомехаников, операторов станков. Этот проект реализовывался специально для среднего профессионального образования, и на выходе мы получили специалистов высокого уровня.

— Надежда Викторовна, планируете заявлять свою кандидатуру на пост ректора и остаться в Кургане?

Надежда Дубив: Договор со мной заключен на год. Выборы ректора состоятся в 2020 году, думаю, я буду в них участвовать. Но для этого еще предстоит пройти аттестацию в Министерстве науки и высшего образования РФ. Не хочется каких-то неожиданностей, поэтому я изучаю все, что есть в университете, — материально-техническую базу, научный потенциал, точки роста. Очень рада, что у меня сформировалась команда, с которой мне комфортно, все они — специалисты в своей области.

Для справки

Надежда Дубив назначена на должность врио ректора Курганского госуниверситета 20 июня 2019 года приказом Минобрнауки. Ранее Надежда Викторовна возглавляла Центр российско-немецкого сотрудничества Тюменского госуниверситета. Имеет степень кандидата педагогических наук.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *