Главный архитектор Кургана предлагает опираться на опыт 70-х годов и любит футуристический био-тек

новости курган

Анна Алексейчук подробно ответила на вопросы kikonline.ru

Недавно начальником управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором департамента архитектуры, строительства и земельных отношений администрации города Кургана назначена Анна Алексейчук. С 1 октября 2019 года она приступила к исполнению своих обязанностей. Надо сказать, что должность была вакантной с 2017 года. В чьих руках теперь эстетика нашего города? Мы решили познакомить курганцев с этим человеком. Молодая, продвинутая, энергичная (занимается автотуризмом и сама за рулём путешествует по российским городам) Анна Алексейчук подробно ответила на вопросы «КиК».

новости курган

— Какие полномочия предусмотрены Вашей должностью? Какие первоочередные вопросы Вы намерены решать?

— Главный архитектор отвечает за художественную целостность и стилевое единство городской среды. За застройку территорий, как новых, так и существующих, создание новых зон отдыха для горожан. Это важные задачи, от решения которых зависит развитие города, его целостное восприятие.

— Видите ли Вы какие-либо проблемы в архитектурно-градостроительном облике Кургана?

— В Кургане я работаю пока две недели. Времени, конечно, пока не достаточно для того, чтобы давать какие-то ёмкие и исчерпывающие ответы. Хотя стоит заметить, что со стороны некоторые вещи видятся лучше. Надо сказать, что во многих регионах, в том числе и в Кургане, население по разным причинам сильно недооценивает ту территорию, на которой живёт. Бытует представление: «хорошо там, где нас нет», это неверно. В России, в любом уголке, в том числе и в Кургане, масса всего удивительного и уникального. Правда, это интересует единицы ценителей — большинство тянется на раскрученные места, чтобы «как у всех». Едут в Египет, сейчас, конечно, меньше. А что смотреть в нем, кроме Каирского музея, на мой взгляд?

Когда я приехала в Курган, была очень удивлена тем, что здесь сохранилось огромное количество великолепных памятников архитектуры и целых ансамблей. Всё это культурное наследие необходимо восстанавливать и сохранять. Другой вопрос в том, что у объектов есть собственники, процесс ремонта очень трудоёмкий и затратный, базы паспортов отделки и реставрации объектов, имеющих художественную ценность, не всегда имеются в наличии.

По большому счёту я сторонник такого подхода, что во всём необходимо опираться на собственные силы. Если говорить о вопросах благоустройства и установке малых архитектурных форм, то я, например, считаю, что для их изготовления необходимо использовать, в первую очередь, местные материалы.

Ещё один плюс Кургана в том, что здесь большое количество скверов и парков, благоустройством которых администрация города сейчас усиленно занимается.

Из проблем наиболее остро сегодня стоит проблема с вандализмом. Иногда переделывается уже то, что в своё время уже было неплохо сделано, и это не всегда оправдано. Не хватает целостного видения; в отдельных случаях присутствует обывательский взгляд на эстетику городской среды.

Сейчас на Западе начинают только приходить к тем идеям, которые были найдены в СССР в 70-е годы XX века: необходимо применять простые, легко заменяемые материалы: древесину, бетон, металл. Это не означает, что будет прошлый век — сегодня есть множество современных креативных решений. К примеру, в Кургане увидела, как оформлен фасад одного из ресторанов: обычный металлический уголок и деревянные доски — больше ничего. Это могут быть пространственные конструкции, одним словом, вариантов масса, тем более что дерево и металл — материалы, привычные для Курганской области. Не вижу ничего плохого и в естественной растительности в пределах тех объектов, где проводится благоустройство.

— А какие проекты за свою карьеру Вы успели реализовать? Насколько я знаю, Ваши предыдущие места работы находились в сфере частного бизнеса. Вынесли ли Вы оттуда какие-либо нестандартные идеи, новые подходы, которые можно применить в Кургане, в практике муниципалитета?

— На самом деле моя работа была связана не только с бизнесом. К счастью, я всегда тяготела к социальной сфере: школы, садики, фельдшерско-акушерские пункты, работа с администрацией города и с общественными организациями, такими как «Союз Чернобыль», всегда была частью моих интересов.

Вообще, занимаюсь своей специальностью очень давно, работала даже над рекламными конструкциями: ещё в 14 лет вместо плоттера вырезала буквы для киоска «Соки. Воды» (смеётся). Помимо этого, занималась журналами, участвовала в создании таких изданий, как «Экономика Пермского края», «Деньги Пермского края», «Каталог экспортёров Пермского края» в издательском доме «Политком». Именно тогда, как мне кажется, и был заложен мой интерес к общественной деятельности. Дело в том, что у меня два образования по специальностям: «Художник компьютерной графики» и «Архитектор». По последней специальности работала как на частных заказчиков (строила коттеджи, занималась дизайном ресторанов), так и на общественные организации. Одной из последних моих работ стала новая редакция пермской краевой газеты «Звезда», где по моему проекту были выполнены входная зона, лифтовые холлы и сам офис.

Плюс от этого в том, что я теперь вижу всю ситуацию с разных сторон, и, думаю, мне это поможет понимать нужды частников и бизнесменов и, в свою очередь, уметь объяснить им нужды города, ведь жить в нем – нам вместе.

— Кстати, коль скоро Вы сами родом из Перми и работали там, то, как Вы относитесь к нашумевшему в своё время проекту галериста Марата Гельмана по «перезагрузке» города путём установки там многочисленных арт-объектов, в том числе и гигантской буквы «П» из брёвен?

— Честно скажу, и в Перми, и в Кургане больше нужны не арт-объекты, а мусороперерабатывающие заводы. Конечно, надо заниматься облагораживанием городской среды. Но скажу так. У меня есть настольная книга «101 идея для архитектора». В ней говорится о том, что есть негласное правило: каждый архитектурный элемент должен иметь как минимум двойное применение, чтобы приносить и утилитарную пользу. Например, надпись на берегу Камы «Счастье не за горами!» пользу приносила. Я сотрудничала с Камским речным пароходством и знаю, что рядом с этими буквами часто фотографировались, и всё это было направлено на развитие туризма. Утилитарная польза этого объекта в принципе понятна, да и стоимость его относительно невелика: из материалов там те же фанера и металлический уголок. А что касается буквы «П», то когда я узнала о том, что там только проектные работы обошлись в шестизначную сумму, меня это несколько покоробило, и возникли вопросы.

— Опять же, на мой взгляд, общим местом у нас считается то, что западный опыт — самый прогрессивный и учиться надо именно там. В то же время забывают важное обстоятельство: у нас радикально другой климат. Вот несколько лет назад местный активист, который увлекается урбанизмом, назвал площадь им. Ленина «градостроительной дырой». По его мнению, чтобы сделать её полноценным общественным пространством, необходимо убрать памятник вождю и установить на его месте фонтан. Безотносительно к политическим аспектам, с точки зрения функциональности, зачем нужен фонтан, который будет работать три месяца в году?

— То, что разрабатывалось в своё время «Ленпроектом», это, безусловно, достойные, хорошие вещи, которые надо сохранять. Но это не значит, что их нельзя обжить, привести в более современный вид. Сейчас есть для этого масса способов, например, городская мебель. Всё это можно сделать мобильным, из тех же самых дерева и металла, в стиле «индастриал», который здесь, на Урале, родной. Это дёшево, красиво, удобно.

— Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость изменений, дополнений в городские Правила землепользования и застройки города Кургана, например, в части градостроительного зонирования?

— К сожалению, я ещё не настолько освоилась в Кургане и не вполне владею данной информацией, надеюсь, смогу составить своё мнение по данному вопросу чуть позже. По опыту других городов и на первый взгляд скажу так: конечно, большое количество заброшенных промышленных зон удручает, и не всегда городу нужны новые торговые площадки, а, может быть, намного нужнее новые рабочие места (но это уже за пределами моей компетенции). Вероятно, в Кургане есть и проблема частного сектора, я о ней уже наслышана, но, не увидев своими глазами, не могу делать выводы или вносить предложения.

— Но если говорить о промзонах, то даже при развитии производства, оно уже не будет требовать таких колоссальных площадей, как в прошлом веке. Современные заводы намного компактнее. Таким образом, вопрос о реновации промзон и превращении их в пешеходные зоны с наличием там соответствующих объектов малого бизнеса, на мой взгляд, уже стоит и в Кургане.

— К этому вопросу надо подходить более предметно, я пока ещё не настолько изучила местные требования к зонированию городского пространства, чтобы ответить однозначно.

— А что Вы имеете в виду под проблемами частного сектора?

— Там в настоящее время, разумеется, каждый хозяин домовладения строит и благоустраивает его исходя из своего вкуса и бюджета. Вместе с тем, в идеале хотелось бы и там видеть художественную целостность и стилевое единство.

— Продолжая эту тему, одна из проблем, которую часто называют горожане, — обилие на улицах рекламных конструкций, вывесок, и тому подобных объектов, которые, мягко говоря, не украшают Курган. Большинство делают «кто во что горазд» и наряду с эстетически выверенными объектами очень часто встречаются аляповатые, какой-то непривлекательной цветовой гаммы. Что уже сделано для наведения порядка в этой сфере, какие шаги, на Ваш взгляд, ещё предстоят?

— Да, вывески и вопрос ремонта фасадов частными компаниями, а также возведения новых зданий в странных цветах регламентируется и решается на городском уровне, большая часть этой информации есть в открытом доступе на сайте администрации, а ту информацию, которой там пока нет, мы стараемся добавить. К сожалению, это процесс не быстрый (поскольку закон обратной силы не имеет) и иногда болезненный, поскольку частные интересы, на первый взгляд, противоречат общественным. Если же посмотреть глубже, то в общих интересах — создавать комфортную и спокойную среду, беречь то хорошее, что уже есть, и стараться видеть чуть дальше собственных квадратных метров.

— Как Вы считаете, таких способов учёта общественного мнения курганцев по тем или иным градостроительными вопросам, как публичные слушания и общественные обсуждения, достаточно? Или, возможно, необходим некий менее формальный, но более оперативный способ обратной связи, например, популярные сейчас соцсети?

— Думаю мысль актуальная, но не вполне понимаю что Вы имеете в виду под обратной связью, к сожалению, время не резиновое, и переписка с большим количеством людей — процесс трудоёмкий и времязатратный, а вот форма голосования вполне уместна, форма диалога, наверно, всё же эффективнее при личном общении.

— Завершая разговор, интересно было бы узнать, во-первых, какой у Вас любимый архитектор, а во-вторых, какой город в России или в мире Вы могли бы назвать образцовым?

— Любимый архитектор — это Сантьяго Калатрава. Его авторству принадлежат десятки футуристических зданий по всему миру. Он придерживается стиля био-тек, то есть использования в архитектуре эстетики живой природы. Очень ценю творчество Оскара Нимейера, который осуществлял застройку новой, созданной с нуля в 1950-е годы, столицы Бразилии — города Бразилиа и создавал множество других проектов, в том числе и в Париже. Что касается городов, то есть много примеров, у кого и чему поучиться. Утопический идеал, город-сад, в реальности не существует. Где-то хорошо одно, где-то — другое. Мы город не можем построить с чистого листа, как Бразилиа, всё равно основываемся на том, что у нас сейчас есть. Сейчас нам пока надо сохранять то, что есть, думать о настоящем и строить планы на будущее.

— Спасибо за интервью, Анна Константиновна!

Биографическая справка:

Анна Алексейчук родилась в Перми. В Профессиональном лицее № 1 в родном городе получила специальность «Художник компьютерной графики». Окончила Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества по специальности «Архитектура». Свою трудовую деятельность начала с 1996 года. В разные годы она работала главным дизайнером в рекламном подразделении, художником компьютерной графики в издательском доме, архитектором-дизайнером. С 2014 по 2017 годы была руководителем проектного отдела в ООО «Столичная проектная компания». Преподавала историю искусств в Пермском государственном аграрно-технологическом университете имени академика Д. Н. Прянишникова.

С 2018 года до настоящего времени работала архитектором-консультантом в пермском отделении ООО «МонолитКомплект».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *