Он сыграл около четырехсот ролей на сцене Курганского драмтеатра
Говорят, жизнь одна. Но талантливые актеры умеют умножать ее. Виктор Шадровский сыграл около четырехсот ролей на сцене Курганского драмтеатра и в прямом смысле слова прошел через столько же жизней. Он перевоплощался мгновенно — менялся взгляд, черты лица, тембр голоса, походка, манера движений, и узнать человека было невозможно. Он не играл, а становился своим персонажем. Как говорит заведующий художественно-постановочной части театра Сергей Чуев, Шадровский ни разу не повторился на сцене. Казалось, все это были разные люди, которые только называются одним именем, знаменитым на весь Курган.
«Я еще в театр не ходила, но знала, что там есть артист Шадровский, потому что о нем говорили везде. Когда я стала старше и сама посмотрела его игру, запомнила на всю жизнь. Он притягивал своей яркостью и профессионализмом. Хотя, как говорил сам Шадровский, в начале карьеры в Кургане ни о каком мастерстве речи не шло, он брал природным талантом, органикой. И постоянно учился у коллег и людей вокруг, чтобы в конце концов стать тем, кем стал. Когда ездил с гастролями по области — общался с людьми и «считывал» их типажи. Например, деда Щукаря из «Поднятой целины» он находил в каждой деревне, запоминал стариковские перлы и добавлял в свою актерскую копилку. Каждая роль становилась отдельной жизнью, которая обогащала опытом.
И в нем всегда было столько энергии, что он просто захлестывал ею зрителей, собеседников — всех, поэтому на него нельзя было не обратить внимание», — говорит Татьяна Андреева, заведующая литературной частью Курганского театра кукол «Гулливер», которая не только смотрела спектакли с Шадровским, но много раз встречалась с актером и писала о нем.
Путь к сердцу артиста лежит через желудок. Виктор Шадровский приехал в Курган в 27-летнем возрасте из краснодарского города Армавира в 1947 году — его позвал друг-фронтовик, тоже актер театра, Василий Федяшев. В послевоенные годы страна жила очень тяжело, особенно это ощущалось в центральной и южной ее частях. Продуктов почти не было, а то, что можно было достать, стоило очень дорого. Курган Шадровского впечатлил. Правда, сначала не с лучшей стороны. Грязные разбитые дороги без тротуаров, никакого освещения, внешне — почти село. Когда он только приехал и поселился в общежитии на улице Климова, вышел вечером подышать воздухом. И его взгляд притянул огромный памятник странных очертаний. Удивился, кому такой монумент. Наутро оказалось, что это пожарная каланча такой привиделась в курганной темноте. Но мрачное впечатление рассеялось, когда молодой актер пришел на местный рынок. Столько еды и по таким смешным ценам! Так он и влюбился в наш город и прожил здесь всю жизнь до 2007 года, наблюдая, как он меняется и растет.
Сам Шадровский рос вместе с Курганом. Он начинал молодым актером без особого опыта. А в 1958 году стал заслуженным артистом РСФСР, в 1975‑м — народным артистом РСФСР, в 1990 году — почетным гражданином города, а в 2006‑м — и области.
«Как актера я знаю Виктора Леонидовича еще со школьных лет: я часто ходил в театр, — рассказывает актёр Курганского театра драмы Анатолий Кононов. — Первый увиденный спектакль с его участием был «Двенадцатая ночь» в начале 50‑х. Сам я пришел работать в театр в 1966 году. С Шадровским мы репетировали «Семью Плахова», потом вместе ездили по колхозам — перед тем, как отправиться на большие гастроли, мы около месяца возили спектакль по области. Это были те еще приключения по нашему бездорожью! Часто и ночевать было негде, спали прямо в сельском клубе. Зато бригада у нас была прекрасная, и впечатлений от встречи со зрителями море. Но я скоро уехал из Кургана и вернулся только спустя 30 с лишним лет. И снова встретился с Шадровским как коллегой. Он очень вырос, стал по-настоящему значительным. Мы играли вместе с Виктором в спектакле «Когда лошадь теряет сознание». Я был хозяином дома, а он — моим слугой. Я ему что-то говорил, а он только молча поворачивался вокруг себя, и тут же раздавались аплодисменты. Это и есть успех. Одно движение, один взгляд — и публика в восторге. Я считаю, что у нас сейчас нет таких актеров. Он не изображал, он был».
Для Анатолия Кононова Шадровский стал не просто коллегой, но и другом — они делили на двоих одну гримерную и после спектаклей часто сидели с рюмкой чего-нибудь крепкого и говорили о сыгранных сценах, замысле постановки, просто о жизни: «Актерская братия не очень дружная — конкуренция, сложные характеры. А с ним было легко. Не надо было переживать, что он воспримет твои слова не так или перескажет кому-то».
Такое впечатление Виктор Шадровский производил на всех, независимо от возраста и опыта.
«Когда я в первый раз его увидел в 1994 году, меня поразили его глаза — добрые, светлые — и располагающий тембр голоса. Он очень по-доброму смотрел на мир, на жизнь, на театр. Это сразу притягивало на каком-то подсознательном уровне, — говорит актер драмтеатра, заслуженный артист РФ Сергей Радьков. — Мы столкнулись с Шадровским в спектакле «Дядюшкин сон», который ставился на его 75-летие. Он отнесся ко мне очень внимательно, много подсказывал: как подать реплику, где не стоит захлебываться эмоциями, а где нужно «поддать». Играть с ним было особенно: нужно было просто довериться и идти за мастером. Благодаря его таланту и теплому отношению я многому научился».
Все, кто работал с Шадровским, вспоминают его как очень доброго, внимательного, всегда бодрого человека с хорошим чувством юмора и умением всех понять. К нему можно было пойти с любой проблемой: детей в сад устроить, решить вопрос с квартирой, занять денег до зарплаты. Если нужны деньги, он доставал лист бумаги и говорил: «Садись, пиши расписку. Это для Клавочки, для супруги» — что поделать, и знаменитости надо с женой договариваться.
Несмотря на свой успех, он никогда не ставил себя выше других ни по отношению к актерам, ни к другим работникам театра, ни к остальным горожанам. Поэтому его очень любили и в театре, и за его пределами. К нему обращались «дядя Витя», «Витенька Леонидович», «Шадрович» даже когда он был в зените славы, и это ему очень нравилось. Вместе с другими артистами он «морозил» под Новый год — ездил на ёлки в детские сады и школы. Толкал увязший в грязи автобус по дороге в очередное село с гастрольным спектаклем. И даже выслушивал критику от детей.
«Однажды у меня чуть обморок не случился. Мы после репетиции выходим, а наш с Сергеем Радьковым маленький сын Арсений говорит: «Виктор Леонидович, вы сегодня не так сыграли!», — вспоминает актриса драмтеатра Екатерина Горяева. — Я напугалась: такое сказать мэтру! Но Виктор Леонидович меня успокоил, отвел Арсения в сторонку, и они долго шушукались вдвоем. И потом после каждой репетиции Шадровский подзывал его и спрашивал, как ему, пока однажды Арсений не сказал: «Ну вот сегодня, Виктор Леонидович, недурственно». Он был так счастлив, когда добился таких слов от ребенка!».
Маленькому Арсению Радькову, который давно вырос и работает в театре специалистом по свету, позволялось заходить в гримерку Шадровского — тот терпеливо объяснял ему, зачем он делает то и другое, когда накладывает характерный грим.
Сама Екатерина Горяева рассказывает о первой встрече с артистом с большим волнением: «Мы познакомились в 1986 году. У него был самый расцвет, он считался небожителем. А я пришла молодой актрисой после института, все было как в тумане. Шадровский очень поддерживал меня. А когда еще узнал, что я из Кирова, с его малой родины, стал относиться ко мне как к родной. Мой первый спектакль назывался «Колея». Виктор Леонидович играл там дедушку моего жениха и после репетиций давал советы. Я удивилась — эпизод небольшой, а он так серьезно ко всему подходил! Это был очень веселый человек, никогда не унывающий. Все у него было с юмором, по-доброму. Я не помню, чтобы он злился».
Не обижался он и на розыгрыши. Татьяна Андреева рассказала, что в одном из спектаклей Шадровский сидел на стогу сена с девушкой и должен был съехать со стога прямо в свои галоши. А артисты взяли и прибили галоши к сцене. Шадровский съехал, подался вперед, а ноги не двигаются. Он упал, но из положения вышел, не растерялся перед зрителями и потом долго смеялся над этим вместе с коллегами.
«Я дольше всех работал с Шадровским, — говорит заведующий художественно-постановочной частью театра Сергей Чуев. — Пришел в 1963 году семнадцатилетним мальчишкой из деревни, слышу по театру: «Шадровский, Шадровский!». Думаю: ну, величина! Так и оказалось. Подражать Виктору после его ухода не смог никто. В нем было столько энергии, тепла, доброты — его не повторить. В театр он приходил собранный, ни на что не отвлекался. В самом начале его работы, еще в старом здании, у него в гримерной стоял фанерный стол. Шадровский перевез его с собой в нынешний драмтеатр, и сколько бы мебели с тех пор ни меняли, он от всего отказывался, до того любил свой фанерный столик. Был у него и вечный стул. Это такие маленькие секреты артиста. Он удивительный актер и человек — прошел Великую Отечественную войну, был ранен и контужен, видел много горя и крови и при этом сохранил себя и нес людям столько теплоты и понимания. Наверное, поэтому его помнят и любят до сих пор, спустя более десяти лет после смерти».
Первый спектакль Виктора Шадровского на курганской сцене назывался «Под каштанами Праги». С тех пор у него были сотни разных ролей. Он играл трогательных, немного наивных старичков, злодеев, военных, характерных персонажей. Очень любил роль деда Щукаря. Пиком в его творчестве считают 70‑80-е годы, когда ни одного спектакля без него не обходилось, его имя знали даже дети. Горожане ходили не в театр, не на спектакль, а на Шадровского.
Фото из архива театра.
Теги: артист, спектакль, театр
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости