Артист Курганского театра драмы Иван Шалиманов в чётвертый раз стал актёром года

новости курган

Талант артиста отмечают не только зрители, но и режиссеры

В пятницу он был молочником Тевье из бедной украинской деревни. Вчера — блестящим одесским цирюльником с неиссякаемым запасом шуток. Завтра станет внезапно разбогатевшим английским бухгалтером. Сейчас он — Иван Шалиманов, артист театра, в четвертый раз получивший премию «Актер года» по результатам зрительского голосования.

Талант артиста отмечают не только зрители, но и режиссеры — почти в каждом спектакле ему доверяют главную роль. С одной стороны, это возможность раскрыться и показать себя, с другой — титанический труд.

Как ноги подскажут

Премьерой комедии «Смешные деньги» открылся 78-ой сезон в Курганском театре драмы.

Плотность театральной жизни требует огромного количества усилий и феноменальной памяти. Прежде чем выйти на сцену, нужно, как минимум, выучить роль, которая может занимать около сотни страниц. Отходить от текста нельзя — разве что совсем немного, если разрешит режиссер. Иначе мысль автора пьесы исказится, задумка режиссера не воплотится, а партнеры по сцене не будут знать, что им делать. Так что запоминать надо точно. Но это совсем не похоже на то, как мы в школе учили наизусть стихотворения.

«Сначала актеры знакомятся с текстом. Потом приезжает режиссер, разбираем с ним мизансцены и только после этого учим текст. Причем запоминаем ногами. В каждой мизансцене ты куда-то идешь, что-то делаешь, и надо слова и эмоции связать с конкретным действием. Это как спусковой крючок. Тело запоминает положения и ассоциируемые с ними реплики, и на сцене срабатывает ассоциативная память», — поделился секретом Иван Шалиманов.

Причем все это — в сжатые сроки. На подготовку спектакля отводится максимум месяц. И параллельно нужно играть в других постановках.

«Мы должны уметь быстро переключаться с одного на другое, чтобы не сойти с ума и хорошо исполнить роли. Иногда совсем разные. Как молочник Тевье я болею за своих близких, за детей, за Родину — в этой роли больше внутреннего содержания. А когда играешь цирюльника Голохвастова, там акцент на внешнее — блестки, феерия. Но такая у актеров сущность — все подвижно внутри. Говорят, если актер вышел со сцены, где играл собачку, и до сих пор гавкает, увозите его в сумасшедший дом», — смеется артист.

Стопроцентное погружение

Премьера на сцене курганского театра драмы - "Поминальная молитва"

Вот так живешь, перевоплощаешься из одного персонажа в другого. Изредка успеваешь побыть собой. То преступник, то праведник, то Иван Шалиманов. И все роли должны быть любимыми и главными, как дети для родителей, — такое у актеров правило. Но совсем беспристрастным быть не получается.

«Есть роли, которые что-то будоражат внутри, вызывают эмоции. Сейчас это Тевье‑молочник. Для меня важна возможность двигаться, работать с ролью. Делать ее глубже. Каждый раз я должен встать на место человека, который произносит эти слова, испытывает эту эмоцию. Чем ближе к нему приближаешься, тем сильнее, ярче, насыщеннее становится роль. С Тевье‑молочником еще много такой работы. Хочется, чтобы его ставили чаще. Когда спектакль идет редко, роль как бы растрачивается. Приходится вспоминать, что ты делал в этот момент в прошлой постановке. Пытаешься дотянуться до нужной эмоции, а энергии не хватает. Тогда происходит фальшь», — рассказал актер.

Чтобы не было фальши, нужно полное погружение в пьесу и стопроцентное понимание. Поэтому актер не только читает текст, но знакомится с его критикой, интерпретациями. Иван никогда не берет роль, если не понял ее до конца.

Премьера Курганского театра драмы "Старые песни о главном - 2"

«Давно, еще в Казахстане, мы ставили рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Меня в детстве крестили, и я что-то поверхностно знал о христианстве. Но когда начал погружаться в роль, возникло много вопросов. Почему Иисус так поступил? Почему позволил взять себя в Гефсиманском саду и распять, если он все знал и мог избежать смерти? Мы долго разбирали это с режиссером. Я даже заранее роль не учу, чтобы не нагрузить ее не тем смыслом, потому что вместе с текстом я проигрываю свои действия, чувства и все запоминаю».

Ивану Шалиманову больше нравятся серьезные роли, требующие глубокого понимания и внутренней работы. Но и развлекательные постановки требуют большого труда.

 

«В премьерном спектакле этого сезона «Смешные деньги» я играю бухгалтера Перкинса. Он случайно взял чужой дипломат вместо своего, а внутри оказалась огромная сумма денег, целое состояние. Что с делать с деньгами? И как удержать внимание зрителей? Это комедия положений, здесь свои тонкости и условности. Актеру и режиссеру нужно создать индивидуальность персонажа, иначе смотреть спектакль будет неинтересно».

И чтец, и жнец

Ретро-мюзикл "За двумя зайцами"

Понять текст, запомнить его, воспроизвести характер персонажа — этого еще недостаточно для актера. Нужно уметь петь, танцевать, прыгать, кувыркаться. Быстро перевоплощаться в разные образы. Быстро осваивать материал.

«Иногда это выматывает и физически, и эмоционально. Быть актером не так просто, как некоторые думают. Повеселились, покричали, попрыгали — разве это работа? Ты двигаешься, говоришь, взаимодействуешь с партнерами по сцене — совершаешь множество действий одновременно. Все это нужно подать вкусно, чтобы зритель оценил. Идею спектакля донести. Но и это не все. У актера должны быть харизма, энергетика, которые он транслирует в зал. Иначе ничего не получится, даже если будешь знать роль идеально», — приоткрыл театральный секрет Иван.

Таланту в театральном вузе не учат. Харизму с дипломом не выдают. Но даже если все это у тебя есть, без учебы и актерского опыта — никуда. Театр надо почувствовать и понять, вобрать в себя, только тогда можно стать профессиональным актером. С каждой прожитой ролью понимание следующей становится глубже. Так же, как умение абстрагироваться от личных проблем.

«Актеры старшего поколения учили нас: когда перешагиваешь порог театра, ты должен оставить все проблемы на улице, — рассказал Иван Шалиманов. — Но бывает всякое. Случаются семейные проблемы и даже трагедии. Что делать? Артист собирается с силами, работает, и только потом, выйдя из театра, предается печали. Так же и с физическим состоянием. Я как-то заболел, была температура под сорок. А я играл главную роль в спектакле «Эти опасные мальчики». Надо было плясать, прыгать, всех веселить. Я выходил на сцену, отыгрывал эпизод. Заходил за кулисы, падал в уголок, и мне давали нашатырь. Зрители не виноваты, что мы плохо себя чувствуем, у нас что-то случилось в жизни или просто плохое настроение».

Особенные люди

"Слишком женатый таксист" - эксцентричная комедия на сцене Курганского государственного театра драмы.

Зрители — главные герои для актера. Все делается для них и ради них. Через спектакль актеры и режиссер говорят с людьми.

«Каждый спектакль несет какую-то идею, ставится для чего-то. На первой стадии обсуждения пьесы режиссер объясняет, что мы должны донести до зрителей. Иногда произведение Шекспира ставят, чтобы показать, что хотел сказать сам Шекспир. А иногда — что хотел сказать режиссер. Если пьеса хорошая и глубокая, то мысль в ней заложена очень мощная. Мы стараемся играть так, чтобы люди ее услышали, почувствовали, задумались».

Иван уверен, что в театр приходят особенные люди. Они готовы думать, погружаться, испытывать самоиронию. Театр нужен именно для этого. Это искусство, которое заставляет думать и менять привычную точку зрения.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: