Придумали проект методисты Юговки.
«Дети не хотят читать, потому что читать их не научили, – считает Рина Могутова, куратор проекта «Школа развития читательских компетенций». – Их научили складывать буквы в слова, а слова – в предложения, но это – не чтение! Школьники в большинстве своем не умеют видеть детали, выстраивать с их помощью контекст, находить в тексте нужную информацию и верно ее истолковывать. Речь идет не только о художественной литературе. Налицо так называемая функциональная безграмотность – ребята не умеют ориентироваться в простых алгоритмах, читать карты 2ГИС, заполнять бланки. Не приучены внимательно читать задания и выполнять их по четким критериям, поэтому показывают низкие результаты во время всероссийских проверочных работ». Рина знает, о чем говорит, – несколько лет она преподавала в школе русский язык и литературу, имеет первую квалификационную категорию.
Зачем Герасим накормил Муму?
Проект «Школа развития читательских компетенций» – совместное детище Курганской региональной общественной организации «Ассоциация поддержки библиотечно-информационной деятельности» и Курганской областной универсальной научной библиотеки имени Югова. Придумали проект методисты Юговки.
«У многих современных детей – клиповое мышление, они не умеют анализировать тексты и выделять глобальные смыслы, – говорит Мария Колчеданцева, генеральный директор КРОО «Ассоциация поддержки библиотечно-информационной деятельности». – Мы решили по мере сил исправлять эту ситуацию. На уроках литературы и литературного чтения в школе учителю часто попросту некогда обучать ребят извлекать информацию из художественных произведений, его ограничивают жесткие рамки урока. Нет времени, чтобы разбираться в мотивах поступков героев».
Рина Могутова вспоминает, как однажды задала ученику вопрос: «Почему Герасим накормил Муму перед тем, как её утопить?» Ребёнок абсолютно серьезно ответил: «Чтобы она стала тяжелее, и быстрее пошла ко дну».
«Всё, что вокруг нас, – это текст»
«Школа развития читательских компетенций» начала действовать в 2019 году. Пробные занятия состоялись на базе гимназии №47, в летнем школьном лагере. Увидели, что детям интересно, есть результаты, значит, проект жизнеспособен. В сентябре 2019 года занятия начали проводить в залах Юговки, на них приходили дети четвертых-шестых классов из разных школ Кургана. Были и отдельные занятия для олимпиадников-старшеклассников.
«Чтение – это не только про книги, – поясняет Рина Могутова. – Если ребёнок на уроке физкультуры бежит по площадке с баскетбольным мячом, видит линию трёхочкового броска, бросает мяч и попадает в корзину – это тоже чтение. Когда мы видим зеленый сигнал светофора и понимаем, что можем продолжать движение, – и это самое настоящее чтение. По сути, всё, что вокруг нас – это текст, который надо уметь декодировать».
В 2020 году Курганская региональная общественная организация «Ассоциация поддержки библиотечно-информационной деятельности» приняла участие во втором конкурсе Фонда президентских грантов и выиграла, получив на реализацию проекта около пятисот тысяч. Это позволило с сентября 2020 года проводить занятия непосредственно в школах – средней школе № 23 и гимназии № 32. Сейчас в «Школе читательских компетенций» – 150 учеников.
«Даже если мы приучим к чтению всего пятьдесят или тридцать детей, научим их дочитывать книги до конца, брать оттуда нужную информацию – это уже победа, – уверена Мария Колчеданцева. – Дети вырастут и передадут эти знания своим сыновьям и дочерям».
Рина Могутова разработала специально для проекта читательский дневник – тетрадь «для всех, кто умеет читать и хочет научиться размышлять о прочитанном». Ученикам он выдается совершенно бесплатно. Тексты, которые ребята анализируют на занятиях, не входят ни в одну школьную программу и не пересекаются с учебным планом.
«Мы учим ребят определять тему и идею произведения – это пригодится при поступлении в вуз, – рассказывает Рина Могутова. – Дети чаще всего не видят идею, начинают вместо нее старательно пересказывать сюжет. Учим, как выписывать цитаты, и зачем это делать. Обучаем писать отзывы, рецензии, составлять кроссворды, схематично оформлять любой материал при помощи ментальной карты. Все эти приемы помогут при подготовке к сочинению, пересказу, в научно-исследовательской работе. Все взаимосвязи, которые ребенок держит в голове, можно отразить на листе бумаги. Поощряем высказывать свое мнение и грамотно, аргументированно дискутировать – это очень важно для развития мышления».
«В каждом из нас спит Игорь»
«Библиотечный урок» (так в школе № 23 называют занятия в рамках проекта) ученики четвертого «Б» класса ждут с нетерпением. Рина Могутова начинает урок с игры – разминки для мозга, а потом дети по очереди читают отрывок из книги Владислава Крапивина «Палочки для Васькиного барабана». Рина на примерах поясняет разницу между главным героем и второстепенным персонажем и предлагает ученикам составить два синквейна о главных героях отрывка. Четвероклассников это непривычное для меня слово нимало не смущает, они уже знают, что синквейн – произведение из пяти строчек, пишется по строгим правилам и помогает глубоко, хоть и кратко, раскрыть практически любую тему. Однокоренные слова в синквейне использовать нельзя, надо подбирать синонимы – так и расширяется словарный запас, а дети начинают поневоле вдумываться в оттенки лексических значений.
Темп занятия – достаточно быстрый, чтобы ребята не заскучали. В работу вовлечены все без исключения – надо дать точную характеристику крапивинскому персонажу, Игорю Василькову, начинающему энтомологу, который принес на урок жука. «Мальчик, познающий разных жуков», «юный познаватель», «познавательный юноша» – варианты сыплются, как из рога изобилия, никто не отмалчивается, у всех горят глаза. Наконец, мозговой штурм рождает вполне адекватное определение азартной натуры Игоря – «юный исследователь».
Задания сменяют друг друга, а под конец урока дети находят в читательском дневнике определение понятия «отзыв» и план, по которому этот отзыв можно составить. Это их домашнее задание. «Вам нужно будет сохранить интригу, – объясняет Рина Могутова, – написать без спойлеров, не рассказывая сюжет, чтобы люди, ознакомившись с вашим отзывом, захотели сами прочитать этот текст. Или, наоборот, расхотели. Мне было с вами интересно, предлагаю вам друг друга поблагодарить за занятие».
На перемене классный руководитель Марина Быкова, присутствовавшая на библиотечном уроке, неожиданно показывает ребятам содержимое маленькой коробочки: «Это жук, я когда-то нашла его на гряде с огурцами. В каждом из нас спит любознательный Игорь Васильков. Ищите в себе исследователя Игоря, и жить будет гораздо интереснее».
«Детская книга должна быть утешением»
Как подбирают тексты для занятий «Школы развития читательских компетенций»? Рина Могутова считает: надо, чтобы книжный опыт переплавлялся в жизненный. Школьная программа по литературе и хорошая детская книга – разные вещи. В школьную программу входят произведения, ставшие знаковыми в истории литературы. А детские книги создаются, чтобы служить ребенку утешением, когда он растерян, злится, ревнует, сомневается в друге, задумывается, почему в жизни всё так несправедливо устроено.
«Тексты должны задевать детей за живое – тогда можно будет легко усвоить содержащиеся в них уроки, – говорит Рина. – В рассказе Виктора Драгунского «На Садовой большое движение» мошенник выманивает у детей велосипед. Такая история может произойти с кем угодно и потому вызывает интерес и сопереживание. Произведение Дмитрия Мамина-Сибиряка «Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку» – история, по сути, про школьную травлю. Буллинг, как это явление теперь называют, знаком, к сожалению, практически каждому ребенку – в роли наблюдателя, агрессора, жертвы. В сказке Канарейку травят воробушки, такие же маленькие птички, как она сама, просто другого цвета, а потом – и её недавняя защитница Воронушка, отбившая Канарейку у обидчиков. Не похож по цвету глаз, оттенку кожи, религии, увлечениям – повод для придирок найдется. Любой может стать жертвой агрессии, поэтому сказка детям интересна».
В «Школе развития читательских компетенций» стараются задавать ученикам правильные вопросы, раскрывающие глубинный смысл текста, заставляющие мыслить. Тогда и классические произведения дети воспринимают не как величественные, но скучные памятники культуры былых столетий, а как адресованное лично им послание. Ученица пятого класса пришла домой, начала пересказывать маме рассказ Владимира Короленко «В дурном обществе», написанный, на минуточку, в восьмидесятых годах XIX века – и расплакалась. Это и называется – катарсис, очищающее душу воздействие искусства.
Фото: предоставлено Курганской областной универсальной научной библиотеки имени Югова
Теги: библиотека, книги, чтение
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости