Испытание прочностью: Александр Благонравов — легендарный конструктор БМП

курган новости

БМП-3 «Курганмашзавода» — 35 лет на вооружении российской армии.

«Не бывает великих дел без великих препятствий», — писал один классик. История Александра Благонравова — главного конструктора БМП-3 — еще одно тому подтверждение. Самым сложным в создании гениальной боевой машины был не поиск технических решений — в этом Благонравов не просто грамотный, но и очень увлеченный человек. Самым сложным было донести и убедить вышестоящее руководство и коллег в том, что успех приходит тогда, когда не боишься делать то, в чем уверен, и то, что до тебя никто и никогда не делал.

Звезды сошлись

курган новости

Александр Благонравов — технарь до мозга костей. Было в кого: отец прекрасно разбирался в технике (в Белоруссии служил заместителем командующего армии по технической части) и привил этот интерес сыну.

Александр окончил инженерный факультет Военной академии бронетанковых войск. Пока учился, увлекся наукой и остался при академии младшим научным сотрудником. Через четыре года защитил кандидатскую диссертацию, посвященную теории поворота гусеничных машин. Затем год служил заместителем командира батальона 4-й танковой дивизии в Нарофоминске. Когда отца не стало, Благонравова вернули в Москву, где он продолжил работу в академии уже в должности старшего научного сотрудника и одновременно был руководителем группы трансмиссий.

В академии в качестве хобби увлекся механическими бесступенчатыми передачами, что и сыграло решающую роль в его судьбе.

«Мой отец тоже занимался этой темой, и меня втравил туда же с восьмого класса. Отец не успел найти решение, да и некогда ему было, а я потом в своей докторской диссертации такое решение нашел. Сделал то, что не удалось отцу, выполнил своего рода завещание», — писал он в своих мемуарах.

Как-то лабораторию, в которой работал Благонравов, посетил министр оборонной промышленности Сергей Зверев. Ему показали макетный образец бесступенчатой передачи.

«За пять лет сможете сделать такую трансмиссию?» — спросил министр Благонравова. — «Сделаем», — уверенно ответил тот.

По тем временам идея с бесступенчатой трансмиссией выглядела фантастически. Но не для Благонравова. В 1971 году он защитил докторскую диссертацию по этой теме и предложил ряд конкретных технических решений. Воплотить их в жизнь он мог одним способом — стать главным конструктором и создавать новые машины. С Волгоградского тракторного завода как раз собирался уходить главный конструктор Павлов, под руководством которого была спроектирована боевая машина десанта БМД-1. Эту должность готовы были предложить Александру Благонравову.

«Со мной побеседовали директор и секретарь парткома, они согласились, что я буду главным конструктором, мы обговорили даже, где я буду в Волгограде жить, был известен адрес. Но потом дело затянулось. Больше года исполняющим обязанности главного конструктора был А. В. Шабалин. Мне как-то передали, что на одном из совещаний директор сказал, что ему нужен такой главный конструктор, который бы в течение пятнадцати лет ничего не изобретал. Я понял, что это не про меня», — вспоминал Александр Александрович.

Однако в 1974 году ему все же предложили должность главного конструктора на выбор — в Кургане на КМЗ или на свердловском «Уралтрансмаше», где делали самоходки. Заниматься самоходной артиллерией ему было неинтересно, а вот боевые машины пехоты привлекали.

«Это была война»

курган новости

Когда Благонравов приехал в Курган, вовсю шла работа над БМП-2. Под его руководством машина была существенно доработана и в 1981 году принята на вооружение.

При всех своих хороших показателях БМП-2 не давала нашим войскам существенного преимущества над зарубежными БМП. Министерство оборонной промышленности поставило новую задачу — создать БМП, которая на протяжении многих лет сможет уверенно превосходить по своим боевым и техническим качествам зарубежные аналоги. Для этого нужно было усилить огневую мощь, защиту и подвижность. Она должна была быть плавающей, причем плавающей быстрее, чем БМП-1 и БМП-2.

Работа над БМП-3 всерьез началась в 1977 году. Нужно было существенно повысить уровень броневой защиты для плавающей машины, и это, признавался Благонравов, было самой сложной задачей. Для ее решения требовалось значительно увеличить вес лобовой брони, но при традиционной компоновке БМП, когда двигатель и трансмиссия расположены спереди, сделать это было нельзя: машина плавала бы носом вниз.

Благонравов предложил вариант с поперечным расположением двигателя и размещением обслуживающих систем в малоценных объемах надгусеничных ниш. Бюро компоновки СКБ, которое тоже проектировало новую машину, предлагало вариант продольного расположения двигателя и его систем по оси машины с коридорами для десанта по сторонам.

«В 1978 году перед отпуском я собрал совещание с компоновщиками. Рассматривали два проекта расположения двигателя — поперечное и продольное. Мне надо было выяснить отношение к этому вопросу. Я предложил проголосовать — и счет оказался 7:3 не в мою пользу. Но я никогда не считал, что если человек имеет мнение, отличное от моего, то он враг и я с ним работать не буду. Считал, что в этом деле должна быть какая-то оппозиция, без которой будут застой и болото. Я заявил, что как главный конструктор принимаю решение о поперечной компоновке двигателя. Сам уехал в отпуск на море, дней десять приходил в себя. На нервной почве у меня открылся пародонтоз — распухла десна. Пришел к врачу, она спрашивает: «Вы с Севера приехали?» Но потом нервное напряжение спало, и все прошло. Приезжаю из отпуска — ни одной линии не проведено по моему варианту», — вспоминал Благонравов.

Дело осложняло и то, что «ВНИИТрансмаш» — головной институт бронетанковой отрасли — настаивал на продольном расположении двигателя, да к тому же челябинского. Отношения с институтом строились сложно, поддержки не было. Как признавался Александр Александрович, с «ВНИИТрансмашем» постоянно приходилось воевать.

«Учреждение огромное, пять тысяч человек работали, но часто предлагали ерунду. Институт был против предлагаемой нашим КБ компоновки машины, по вооружению — против, по двигателю — тоже против, почти во всем против», — рассказывал он.

В итоге решили создать макетную комиссию под председательством заказчика. Сделали в опытном цехе из фанеры два макета задней части машины. Комиссия рассмотрела их с точки зрения удобства входа, выхода и размещения десанта. Утвердили вариант с поперечным расположением двигателя.

курган новости

Практически каждое свое решение Благонравову приходилось отстаивать с боем. Вот что он об этом писал: «Пока создавалась БМП-3, ругани и нападок довелось пережить достаточно. На коллегии министерства, в ВПК, в ЦК КПСС приходилось защищать машину. Меня, к примеру, упрекали, что для новой БМП взят не тот двигатель. Мол, нарушено постановление ВПК. Или говорили, что оружие взяли не то. Приедешь, бывало, на совещание в министерство, на котором присутствуют и представители «ВНИИТрансмаша», которые тоже предлагали свои варианты по БМП, — их человек семь, а я один. Приходилось отбиваться. Это была постоянная война. Я считал главной задачей отстаивать свое направление разработки новой БМП. Правда, пришлось корректировать свою точку зрения в отношении вооружения. В то время министром обороной промышленности был Сергей Александрович Зверев, очень грамотный человек. Я удивлялся, как он легко схватывает суть многочисленных сложнейших вопросов в области вооружения».

Александр Благонравов никогда не причислял себе всех заслуг и всегда говорил: БМП-3 — это коллективная работа. Но если бы не было его — принципиального, твердого, знающего, абсолютного новатора и умеющего брать ответственность на себя, не было бы и легендарной боевой машины, которая на протяжении тридцати пяти лет остается лучшей в своем классе.

«Весной 1987 года, когда после моего доклада на коллегии Министерства обороны БМП-3 была принята на вооружение, я, помню, устало шагал по мартовской Москве, и на душе у меня было ощущение необычайной легкости, будто свалилась с плеч огромная привычная ноша. Вот это ощущение легкости, наверное, и есть счастье, очень кратковременное и трудноуловимое», — вспоминал легендарный конструктор.

В 1978 году была изготовлена первая опытная БМП-3. В 1986 году машина успешно прошла государственные испытания. 8 июля 1987 года завод приступил к серийному изготовлению БМП-3.

курган новости

Благонравов на КМЗ свою миссию выполнил и решил посвятить себя новому: занялся разработкой двигателя внутреннего сгорания новой схемы, хотел перейти в Научно-исследовательский институт двигателестроения директором или как минимум заместителем директора по опытным работам. Но не получилось.

В 1989 году Александр Благонравов стал заведующим кафедрой гусеничных машин в Курганском машиностроительном институте. Создал научную школу в области теории, расчета и конструирования транспортных машин, стал автором 125 научных работ, четырех монографий и 70 изобретений. Преподавательскую деятельность завершил в 2019 году. Александр Александрович скончался 1 января 2020 года в возрасте 86 лет.

В честь выдающегося конструктора 21 февраля 2022 года в Курганском государственном университете открыли аудиторию имени Александра Александровича Благонравова. Это первая именная аудитория в университете.

При подготовке публикации использованы материалы из книг «Броня и люди.

История ОАО «Курганмашзавод» в воспоминаниях современников», «Под грифом «секретно», выпущенной к 50-летию СКБМ.

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus
  1. кэп

    Сан Саныч, конечно, глыба. Но и он не устоял против совпарадигмы -«бабы ещё нарожают» — боезапас располагается в башне вокруг стрелка — рациональное решение, но не…башня улетает при детонации боезапаса, стрелок — в пар…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *