Корреспондент «Курган и курганцы» побывал на репетиции
В Кургане участники инклюзивных творческих мастерских «Театральная загадка» ко Дню защиты детей готовят новый спектакль (0+). Этот проект с сентября 2022 года реализуется областной благотворительной общественной организацией «Художественный салон-студия» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В мастерских бесплатно занимаются совершеннолетние люди с ментальными нарушениями. Возраст – от 19 до 46 лет. «Наши ребята», «наши дети» – так их называют в Художественном салоне-студии. Участники проекта, а их более 30-ти, осваивают сценическое мастерство, ходят на вокал, танец и живопись. В январе в художественном музее они показали спектакль из четырёх отрывков из детских сказок «Теремок», «Кошкин дом», «Муха-цокотуха» и «Три поросёнка». Теперь прибавились фрагменты сказок «Буратино», «Красная шапочка», «Айболит» и «Семеро козлят». Премьера расширенной версии назначена на 1 июня.
Куратор проекта Наталья Бакалкина рассказала газете «Курган и курганцы»: «Каждую неделю будет по два спектакля. Всего восемь показов по 40-50 минут, девятый – на выезде. Пригласим обычных детей – воспитанников детских садов и младших школьников. Они будут отгадывать сказки. Это будет постоянный диалог со зрителями. Цель проекта – формирование толерантности. Наши ребята очень хорошо идут на контакт. К тому же, педагоги заранее подготовят своих учеников. Идёт формирование толерантного отношения к человеку другому. Не важно, инвалид, не инвалид, какой цвет кожи и глаз. Человек другой имеет право быть не похожим на тебя. Он просто другой. По-другому выглядит и мыслит».
Я побывала на репетиции в среду. Пришла в самый разгар – артисты были разгорячены, веселы и подвижны. При знакомстве одна из девушек резко вытянула руку к моему лицу, как бы пугая. Сотрудники Художественного салона-студии пригрозили ей: мол, веди себя с гостями дружелюбно. Я отреагировала спокойно и ничуть не испугалась – подобным образом в особо игривом настроении делает моя пятилетняя дочь. В этом есть какая-то безыскуственная простота и непосредственность, которую не все люди готовы принимать.
Другая девушка, с синдромом Дауна, пела песню пауков и Буратино и поразила меня выразительной мимикой и жестикуляцией. Без какого-либо реквизита и костюмов я увидела этих паучков, почувствовала настроение.
Смотрите фоторепортаж Надежды Достоваловой
Наталья Бакалкина позже заметила: «Помимо вокала и сценического мастерства идут занятия по живописи и арт-терапии. Ребята наши сложные, с особенностями. Механически что-то выучить они, конечно, могут. Мы стараемся, чтобы они не просто выучили и, как роботы, что-то воспроизвели. Они должны понять характер этих героев. Поэтому на живописи рисуют картинки по этим произведениям. У нас все занятия логически объединены. На одном из последних рисовали портрет Мальвины и Буратино, старались красками передать характер героев. На арт-терапии положительных геров направляли в одну дверь, яркую, красивую, а отрицательных – в другую, тёмную и страшную. Ребята учатся ещё и анализировать».
Некоторые ребята почти не говорят, но при этом стараются петь. Паша Ермаков фактически не разговаривает, однако замечательно читает текст с открыток, которые делает к каждому празднику и дарит тем, кто ему нравится. Пишет сам. Вот, например, текст одной из последних: «Дорогая Елена Константиновна! Поздравляю тебя с Первомаем! Пусть этот прекрасный праздник Мир! Труд! Май! Первомайская демонстрация отметим первое мая Праздник Весны и Труда!» (авторская пунктуация сохранена).
Елена Константиновна – это мама Насти Соколовой, которая занимается в Художественном салоне-студии уже пятый год, с самого начала (всё это время были другие грантовые проекты). Так и не скажешь, что Насте скоро будет 47. «Здесь мои друзья, общаюсь с ребятами. Люблю праздники, люблю везде участвовать!» – рассказала она.
Девушка играет Мальвину – добрую и в то же время строгую, следящую за чистотой. К выступлению обещали голубой парик. Что касается костюмов, то все артисты традиционно будут в одинаковых бардовых комбинезонах и белых футболках.
Мама – Елена Соколова – сообщила: «Только и думает об этом. Дома сплошная репетиция. Только и слышно: «Буратино, ты плохой мальчик!» Дети наши, как только сюда, впереди мам бегут, а домой едешь – трезвонят, рот не закрывается, всё рассказывают, показывают. Они довольные до невозможности! И скучают по занятиям».
32-летний Даниил Трубин признался, что ему больше всего нравится делать глиняные изделия и рисовать. В спектакле он играет Пьеро и Айболита. «Буду петь немножко. Голос у меня громкий. Буду подсказывать ребятам. Когда они сбиваются, хочется их поддержать, чтобы знали, где можно взять повыше, где пониже», – рассказал молодой человек. Без дела он сидеть не любит. Второй год работает дворником. Жалеет, что не хватает времени на творчество.
Пока ребята учатся петь и двигаться на сцене, родители могут порисовать, сидя за мольбертом. Профессиональный преподаватель всё объясняет и показывает. Уже пробовали натюрморт и пейзаж, до портрета пока не дошли. В ход идут акрил и масляные краски. «Педагоги очень хорошие, с нами как с детьми. Раз мы не умеем рисовать», – говорят мамы. До этого им приходилось сидеть и ждать, коротая время за разговорами и пролистыванием новостей в телефоне. Елена Соколова призналась: «Я всегда хотела рисовать, и тут как раз. Повезло! Рисую с таким удовольствием! Я вот среду жду, чтобы у меня что-то получилось».
Занятия по живописи ведёт её тёзка, тоже Елена Соколова, только Владимировна. Вокал преподаёт Елена Орловская. Режиссёр спектакля – Светлана Карпова.
Ирина Сенькова, мама 24-летнего Никиты, отметила: «Довольные, конечно, когда с нашими детьми занимаются. Если с маленькими детьми-школьниками с ОВЗ есть занятия, то тех, кому 18+, вообще никуда у нас в Кургане не берут. Здесь очередь стоит, чтобы позаниматься. И говорить лучше стали, и общаться, моторика стала лучше. Научились рисовать. Когда пришли, некоторые даже ни карандаш, ни кисточку не могли держать. Вываливалось всё из рук. Одна девочка просто сидела и не поднимала глаза, ни с кем не разговаривала. Сейчас во всём участвует, танцует. Начала отвечать. Обнимаемся, когда здороваемся или прощаемся. Ребёнка можно даже оставить, если у мамы какие-то дела. Мы всегда знаем, что здесь наши дети под присмотром. Накормят даже. Попить дадут, в туалет сводят. Педагоги замечательные».
Мамочки добавляют: «Здесь окружают заботой, лаской и вниманием. Бывает, и ссорятся дети. Мы сюда идём как на праздник. Пока все не переобнимаемся… Мы очень благодарны этому проекту. Тут отдыхаем и душой, и телом».
Руководитель Художественного салона-студии Надежда Рябова отмечает, что в городе нет аналогичных творческих студий, где взрослые люди с ментальными нарушениями могут позаниматься живописью и декоративно-прикладным искусством. «По запросу родителей добавили театральное мастерство, танцы и вокал, чтобы всё было в одном месте, – подчеркнула она. – В наших проектах занимаются с ребятами одни и те же преподаватели. У нас команда крепкая. Места, к сожалению, не хватает. Нам очень помогают соседи – художественный музей».
Изначально общественная организация помогала только художникам и скульпторам, а последние пять лет – людям с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря занятиям, последние не сидят дома, а активно общаются и направляют свою энергию в творчество.
Теги: инвалиды, инклюзивное образование, творчество
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости