Игорь Семёнов более сорока лет проработал в Курганском аэропорту
Игорь Михайлович Семёнов более сорока лет проработал в Курганском аэропорту, прошел путь от рядового пилота до командира звена, а после выхода по возрасту из летного состава стал инструктором тренажера родного авиапредприятия. Но известен он в Кургане не только как пилот, но и как летописец истории курганской авиации и хранитель памяти о достижениях зауральских авиаторов. Вспомнить своего друга, коллегу в областной библиотеке имени Югова собрались ветераны Курганского аэропорта, специалисты Курганского областного центра медицины катастроф (санитарной авиации), сотрудники музеев и жители нашего города.
С мечтой о полете
Игорь Семёнов родился в 1949 году в творческой семье. Его отец Михаил Григорьевич был из рода казаков. Фронтовик, в 1941 году он участвовал в параде на Красной площади. После войны работал главным архитектором Копейска и совмещал множество талантов — был скульптором, художником, историком, археологом. Впоследствии стал одним из основателей краеведческого музея Копейска. Мама Валентина Парамоновна была старшей медсестрой военно-санитарного поезда в годы Великой Отечественной войны, хотя по профессии она музыкант и хореограф. После войны руководила творческими коллективами. Игорь Михайлович унаследовал от своих родителей эрудированность, увлеченность, работоспособность, желание творить и служить Отечеству.
Детство Игоря и его брата Юрия прошло среди книг — в семье была обширная библиотека. «Два капитана» Каверина, «Мертвая петля» Нестерова, «Ночной полет» Сент-Экзюпери, рассказы советских асов Кожедуба и Покрышкина были зачитаны ими до дыр. Потом сюжеты этих книг нашли свое отражение в многочисленных рисунках юного Игоря.
Хотя отец мечтал, что сын пойдет по его стопам и займется творчеством, Игорь Семёнов выбрал авиацию. В 1967 году он поступил в Бугурусланское летное училище, через три года его окончил и был направлен в курганский летный отряд.
Вот как об Игоре Семёнове вспоминает его бывший коллега, пилот 296-го летного отряда Александр Кочнев: «У него были отличная теоретическая подготовка и техника пилотирования, поэтому он долго не засиделся вторым пилотом. Его быстро повысили до командира экипажа, а потом и до командира звена. Игорь Михайлович рано получил все допуски к работе на самолете Ан-2: авиационно-химические работы, поиск и спасение людей, санитарная авиация с подбором площадок с воздуха».
Руководство Курганского аэропорта главной задачей перед пилотами ставило безопасность, а не рекорды полетов, и Игорь Семёнов помогал эту задачу выполнять. «Используя свой талант художника, Игорь Михайлович красочно оформлял каждое нарушение экипажей по схемам, собирал всех летчиков отряда и подробно всем объяснял, какие ошибки в каждом случае допускали экипажи. Мы на них учились и не допускали своих. 296-й летный отряд у нас был самый передовой не только по Уральскому управлению, но и по всему Союзу. В этом была заслуга и Игоря Михайловича», — вспоминает Александр Кочнев.
«Немногие летные отряды, как наш 296-й, могут похвастаться тем, что за всю историю их существования не произошло ни одной катастрофы, ни одна жизнь не оборвалась по вине летного состава», — вторит ему штурман самолета Ту-154, ветеран аэропорта Андрей Нохрин.
Летописец курганской авиации
Творческая натура Игоря Семёнова постоянно искала разные пути к созиданию. И когда в 1985 году вышло постановление Министерства гражданской авиации СССР о создании при летных отрядах музеев боевой и трудовой славы, именно Семёнов с жаром принялся за дело. К созданию музея он привлек пилотов — ветеранов Великой Отечественной войны во главе с Михаилом Николаевичем Левицким, «курганским Маресьевым», лишившимся ноги во время Великой Отечественной. Они поделились своими воспоминаниями о работе в отряде в годы войны, принесли награды, знаки, летное снаряжение, уникальные фотографии. Все это Игорь Семёнов творчески оформил в экспозицию.
В дальнейшем музей поддерживало руководство аэропорта и Курганской области: директор аэропорта, бывший замполит авиаотряда Виктор Важенин; директор компании «СИБИА», бывший кадровый курганский пилот Геннадий Широносов; а с 2009 года — директор аэропорта Дмитрий Коваленко.
Первую экскурсию в музее Игорь Михайлович провел 5 ноября 1985 года для учеников Большегусинской школы Петуховского района. Вскоре экскурсии пошли потоком.
Но на этом он не остановился. Как можно объяснить ребенку все великолепие полетов по воздуху, если не показать ему настоящий самолет? Так возникла идея создания экспозиции авиационной техники, и в Курган на свою последнюю стоянку начали собираться самолеты конструкторских бюро Илюшина, Туполева, Сухого, Антонова, Микояна, Яковлева. Игорь Михайлович лично связывался с авиапредприятиями страны, находил списанные воздушные суда, договаривался об их транспортировке. Каждый самолет нужно было разобрать, привезти в Курган и восстановить до прежнего облика. Даже в полуразобранном виде экспонаты авиамузея занимали всю ширину проезжей части. Крылатые машины поступали из Курганского аэропорта, Курганского высшего авиационного училища, Курганского авиаспортклуба ДОСААФ, Троицкого авиационно-технического училища. Свой вклад в пополнение экспозиции внесла и семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту Светлана Капанина, дружившая с Игорем Семёновым. Курганский авиационный музей входил в десятку лучших авиамузеев страны.
«На экскурсиях Игоря Михайловича дети ходили с открытыми ртами. А уж когда он сажал их в командирское кресло и объяснял, как взяться за штурвал, их восторгу не было предела», — рассказывает Александр Кочнев.
В 2016 году музей принял стотысячного посетителя. Многие гости специально приезжали из других городов, чтобы увидеть уникальную экспозицию самолетов под открытым небом.
Но Игорь Семёнов хотел поделиться своей любовью к небу и рассказать о достижениях зауральских пилотов не только посетителям музея. Он написал несколько книг и серию статей об истории российской и курганской авиации. Совместно с сотрудниками Курганского областного музея создал базу данных от первых полетов до сегодняшних дней. Оказывается, именно через Курган прошли первые межконтинентальные и кругосветные перелеты. Прославленные зауральские хирурги Гавриил Илизаров и Яков Витебский трудились среди первых врачей санитарной авиации Курганской области. Во время Великой Отечественной войны курганские пилоты-инструкторы подготовили сотни курсантов для участия в боевых действиях и полетов в тылу.
Все его книги можно найти в библиотеке имени Югова. А на вечере памяти дочь Игоря Семёнова Юлия подарила в фонд Юговки еще одно издание — документальное исследование о санитарной авиации Курганской области «Сходящие с небес».
«Судьба Игоря Михайловича неразрывно связана с созданием авиамузея и трогает души людей своей высокой миссией — воспитывать подрастающее поколение и сохранять память об истории авиации, о поступках, о мужестве и преданности делу. Мы хотим, чтобы Курганский авиационный музей, детище Игоря Михайловича, продолжал жить дальше. Чтобы дети мечтали стать пилотами, узнав истории прославленных зауральских летчиков. Чтобы каждый школьник знал, что наш аэропорт внес большой вклад в развитие авиации всей страны, — говорит дочь пилота Юлия Семёнова. — Поэтому ветераны аэропорта обращаются к руководству аэропорта и Курганской области с просьбой восстановить экспозицию музея и сохранить память об энтузиастах, отдавших десятилетия для создания и поддержки уникального объекта».
Фото из личного архива Юлии Семёновой.
Теги: авиамузей, аэропорт, история, память
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости