Успенскому Далматовскому мужскому монастырю — 380 лет

В Далматово состоялось празднование, посвященное 380-летию Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря

История монастыря, основанного в 1644 году святым преподобным Далматом Исетским, неразрывно связана с историей России. Монастырь стал форпостом русского православия на землях Урала и Сибири.

Монастыри на Руси всегда были хранителями веры, духовной памяти народа, стержнем и скрепами, соединяющими русское пространство и время. Что бы ни происходило на нашей многострадальной земле, как бы ни старались уничтожить дух и душу народа, что, к несчастью, происходит и сегодня, всегда звучала молитва в наших монастырях, спасающая от сокрушения, продолжающая истинный православный путь России. Конечно, монастыри — это и замечательные архитектурные ансамбли, и богатые библиотеки, и чудесные сады, но прежде всего, это место, где Бог ближе, а молитвы монахов слышнее. И молятся они за всех нас, за Отечество, за спасение душ человеческих…

Один мудрый историк как-то сказал: «Не будь в России монастырей — это была бы другая страна, с иной историей». Русские монастыри (в ХVII веке их было более 600, а к 1917 году — 1257) сочетали «отвержение мира» и служение миру.

В самые лютые времена, например при татаро-монгольском иге, монастыри не только сохранили веру и духовную память народа, но и становились центрами сопротивления, а затем возрождения России.

Монастыри были крупными духовно-просветительскими центрами, содержали многочисленные церковно-приходские школы, а богатые монастырские библиотеки были доступны не только для монахов, но и для мирян. Исторически сложилось так, что монастыри вели активную хозяйственную деятельность, нередко становясь центрами экономической жизни.

С. М. Прокудин-Горский. Кольчуга и шлем Преподобного Далмата. 1912 год

Основание Далматовского монастыря и последующая его славная история связаны с именем старца Далмата. Преподобный Далмат — в миру Дмитрий Иванович Мокринский. Родился он в 1594 году. Отец — казачий атаман, мать — из новокрещенных (принявших православие) татарок. Был обучен грамоте, воспитан в благочестивом духе. Сызмала постигал казачье воинское искусство, служил в конных войсках, исправно нес государеву службу. Занимал видный светский пост — был городничим в Тобольске. Была семья, дети. Но после смерти жены происходит перелом. Зрелый, пятидесятилетний, мужчина оставляет все — дом, хозяйство, службу — и уходит в Невьянский Богоявленский монастырь. В тяжелый, неближний путь он берет с собой только икону Успения Божией Матери, которая будет сопровождать его всю жизнь и дарить, Чудотворная, исцеление и благодать людям.

В Невьянском монастыре он принимает постриг и нарекается Далматом. Спустя короткое время монашеская братия, почувствовав духовную силу и крепкий ум Далмата, намеревается поставить его во главе монастыря. Но Далмат не ищет почестей. Узнав об этом замысле, он тайно покидает монастырь.

Двигаясь на восток, Далмат останавливается на берегу Исети при впадении в нее реки Течи. И поселяется здесь — на возвышенном месте, называемом Белым Городищем. Живет Далмат в «пещере» (землянке), посвящая все время молитвам и скромным трудам. Хозяин здешних мест татарин Илигей, испугавшись за свою вотчину, решил уничтожить Далмата. Но этого не произошло. По преданию, явилась Илигею во сне Пресвятая Богородица — благолепная жена в багряных ризах, с бичом в руке — и грозно сказала: «Далмата не убивать, а вотчину татарскую со всеми угодьями отдать сему старцу». Так и случилось. Удивительно, но о пустынножительстве Далмата, одиноко служившего Богу, становится известно не только на Урале и в Сибири, но и в отдаленных краях. Одним из первых пришел к Далмату из Нижнего Новгорода ученик старца Дорофей Иоанн. Приходили монахи, странники, миряне. Построили деревянную часовню, которая и стала первым монастырским построением. Но мирная монашеская жизнь продолжалась недолго. В 1651 году во время набега степных кочевников часовня была сожжена, большинство монахов убито, а оставшиеся в живых уведены в плен. Сам же Далмат был чудесным образом спасен от насильственной смерти. А икона Успения божией Матери обретена на пепелище в полной сохранности. С Божией помощью под руководством преподобного Далмата монастырь креп, развивался. Устраивалась не только духовная, но и хозяйственная жизнь монастыря. Роль преподобного Далмата в освоении зауральских земель трудно переоценить, праведностью своей он освятил наш край, став ходатаем земли Сибирской перед Господом. Умер Далмат в возрасте 103 лет.

После смерти Далмата дело отца продолжает его сын и преемник архимандрит Исаак.

Строится большой каменный храм — Успенский. Строительство шло 12 лет. Освящение нового храма состоялось 13 августа 1729 года. Двухэтажный храм был трехпрестольным. Нижняя церковь — Рождества Христова и верхняя — Успения Божией Матери, а также придел святого Дмитрия Прилуцкого. Храм венчали пять глав. На колокольне были установлены 9 колоколов — от большого (78 пудов) до самого малого — пуд весом. Мощный Успенский храм становится центральным архитектурным сооружением монастыря.

Монастырь продолжает выполнять функции крепости, оберегавшей от набегов кочевников. Но деревянная ограда была ненадежным щитом, поэтому в 1713 году началось строительство каменной ограды «для защиты от воровских воинских людей». С момента возведения каменных стен монастырь фактически стал неприступной крепостью. По описи 1731 года в монастыре числилось 10 пушек. Набеги кочевников становились все реже и реже. Последний случился летом 1737 года

Стены монастыря защищали и от крестьянских бунтов. Во время пугачевского восстания в феврале 1774 года мятежники вели 20-дневную осаду монастыря, но безуспешно — им пришлось отступить.

ХVIII век- это время расцвета Далматовского монастыря, в том числе и в хозяйственной сфере. Он становится самым мощным монастырем восточной части Российской империи.

Далматовский монастырь являлся центром духового просвещения и образования. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 году. К сожалению, библиотека не сохранилась, и остается только надеяться на возможные находки книг из монастырского книгохранилища.

Большую роль играло Далматовское духовное училище, открытое при монастыре. Среди учеников училища немало выдающихся российских деятелей. Будущий настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А.С. Попов; домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт и ученый А.Ф. Мерзляков и многие другие.

Продолжая тему истории, отметим, что ХIХ век для монастыря был временем спокойным и размеренным. Возводится надвратная церковь во имя апостола Иоанна Богослова. С 1871 по 1881 год на месте погребения преподобного Далмата и первой деревянной Успенской церкви строится храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Архитектурный облик монастыря был завершен. На литографии ХIХ века мы видим чудесный монастырь, который сейчас воспринимается как некое видение.

После 1917 года монастырь еще некоторое время продолжал действовать. В 1922 году открывается Далматовский музей-монастырь, уникальный для своего времени, созданный по инициативе известного уральского краеведа Владимира Павловича Бирюкова. Благодаря его трудам удалось предотвратить разрушительные действия по отношению к монастырю. Но в 1945 году на территории монастыря началось строительство завода «Молмашстрой», которое и сыграло роковую роль. Монастырские здания были переоборудованы в заводские цеха. Кроме того, многие монастырские сооружения были разобраны.

Но все возвращается на круги своя. В сентябре 1989 года в Далматово зарегистрирована православная община Скорбященского храма. 6 мая 1992 года решением Священного Синода Русской православной церкви возрожден Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря.

Предстояла огромная работа по восстановлению монастыря. Кругом были руины. Вспоминаю первый свой приезд в монастырь. Встреча с наместником монастыря игуменом Варнавой (Аверьяновым). В 1997 году стал он наместником монастыря. Позднее, в ииюне 2024 года, отец Варнава скажет мне: «Никак не собирался стать наместником. На все Воля Божия». Блестящий выпускник философского факультета Уральского государственного университета, обладатель красного диплома, поступил в аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию по политологии, но защищать не стал — принял монашество. Молитвами и трудами игумена Варнавы, его каждодневным попечением постепенно возрождается жизнь Далматовского монастыря.

За эти годы с Божией помощью совершены славные дела. Полностью восстановлена надвратная церковь (расположенная над центральными воротами монастыря) святого апостола Иоанна Богослова. При церкви открыт замечательный музей, посвященный истории России конца ХIХ — начала ХХ века. Здесь собраны уникальные экспонаты, свидетельствующие об эпохе Российской империи времени Николая II.

Благодаря федеральной помощи почти полностью возрожден храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». Но предстоят еще большие работы по восстановлению частично сохранившихся уникальных настенных росписей храма. Внутри храма находится рака с мощами святого преподобного Далмата Исетского. В августе 1994 года в результате научно-археологических раскопок мощи святого преподобного Далмата Исетского были обретены. Благодаря трудам замечательного зауральского писателя — историка Бориса Карсонова собраны многочисленные свидетельства об исцелениях, чудесных видениях у гроба, а затем усыпальницы святого Далмата, которая ныне достойно благоустроена.

Сейчас продолжается при поддержке федерального центра реконструкция величавого Успенского собора — центра архитектурного ансамбля Далматовского монастыря. Разрушения храма в богоборческие времена были столь велики, что потребуются огромные усилия и затраты для возрождения Успенского собора. Сейчас знаменитый храм стоит в строительных лесах.

С Божией Помощью восстанавливаются стены монастыря, без коих облик знаменитой обители будет неполон.

План реконструкции монастыря

Сегодня Далматовский монастырь стал крупным паломническим центром не только Урала и Сибири, но и всей России. Притяжение велико-тысячи паломников посещают Успенский Далматовский мужской монастырь. Большую роль в жизни монастыря занимает научно-просветительская деятельность. Ведутся историко-архивные исследования, развивается музейная деятельность, связанная с историей монастыря; проводятся научные конференции.

Во время празднования 380-летия Далматовского монастыря состоялась научно-просветительская конференция, посвященная юбилейной дате. Преосвященнейший Владимир, епископ Шадринский и Далматовский поздравил всех с юбилеем. Владыка зачитал приветственный адрес главы Курганской митрополии высокопреосвященнейшего Даниила, митрополита Курганского и Белозерского. Заместитель губернатора Наталья Кирилова зачитала приветственный адрес губернатора Курганской области Вадима Шумкова.

На конференцию была принесена икона святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры, написанная в 1896 году радением Далматовского волостного общества в память коронации их императорских величеств государя императора Николая II Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны.

Перед началом конференции участники ознакомились с уникальными выставками. Была представлена коллекция готовящегося к открытию монастырского музея древнего благочестия в себе Широковском Далматовского муниципального округа. Здесь были представлены уникальные экспонаты старообрядческой культуры Зауралья. Работы известного шадринского фотографа Андрея Хитайленко открыли повседневную жизнь Далматовского монастыря.

О роли Далматовского монастыря в истории России говорил в своем докладе на конференции наместник монастыря игумен Варнава (Аверьянов). Ведущий научный сотрудник института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Ирина Манькова рассказала о жизни и служении архимандрита Исаака (Мокринского), настоятеля Успенского монастыря. сына основателя Далматовского монастыря святого преподобного Далмата Исетского. Известный курганский архитектор Галина Статных, внесшая немалый вклад в восстановление архитектурного облика Далматовского монастыря, познакомила слушателей с особенностями архитектуры монастыря — замечательного памятника русского церковного зодчества. Протоиерей, проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии Пётр Мингалев в своем докладе показал, насколько сложной были история Далматовского монастыря во времена раскола, когда старообрядчество было преследуемым в России.

Празднование завершилось открытием памятника архимандриту Исааку Далматскому (автор — скульптор Ольга Красношеина) — строителю Далматовского монастыря, продолжателю дела своего отца — святого преподобного Далмата Исетского.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *