История зауральской семьи, воспитавшей 24 приёмных ребенка

Многоголосое счастье

«Так, сегодня к папе с мамой едем? Чего молчите? Договариваемся, во сколько встретимся?», — в чате семьи Петрушковых такое сообщение появляется в конце каждой недели. Через несколько часов, после железного «На вокзале в шесть!», в село Колташево приезжают первые дети Ольги и Юрия Петрушковых. Всего их 25, но собраться всем за одним столом не так просто.

Ольге 59 лет, ее супругу – 61. Больше двадцати лет пара воспитывает приемных детей, но для них не существует деления на «кровных» и «не кровных», да и слово «приемные» они не любят: «Все – наши». Изначально у них было двое ребятишек – Олег и Анна, но с 2004 года семья стала стремительно разрастаться.

«Давай подружка будет жить с нами?»

Ольга Федоровна с детства мечтала о большой семье, но если бы ей кто-то сказал, что у них с мужем будет 25 детей, ни за что бы не поверила.

«Я родилась в маленькой деревушке, с нами по соседству жила неблагополучная семья, и я дружила с их дочкой. В школе мы учились в одном кабинете: в одном ряду – мы, первоклашки, в другом – второклассники. Помню, посреди урока к нам зашли какие-то женщины и забрали Наташу. Сначала я не поняла, что произошло, а когда мне объяснили – это была потеря…» — вспоминает Ольга.

Второклассницу увезли в Варгашинский детский дом. Маленькая Оля часто уговаривала маму: «Давай заберем? Пусть живет с нами…» В семье тогда подрастали еще двое детей и забрать к себе девочку у них не было возможности. Несмотря на расстояние им удалось сохранить дружбу – общение подруги поддерживают до сих пор.

Спустя годы судьба вновь намекнула Ольге: в будущем у вас с мужем должно быть много детей. Это случилось в роддоме – у Петрушковых родился сын, а у женщины в соседней палате – дочка.

«Ко мне подошли санитарки: «Мать вышла в магазин за вещами и не вернулась… Заберете девочку?» Как только меня выписали из роддома, сказала мужу: «Юр, такая ситуация…», он согласился, но за это время ребенка успела удочерить бездетная пара», — говорит Ольга Федоровна.

Шли годы, в семье родилась Анна. Казалось бы: есть сын, есть дочь – у них полная семья, что еще нужно для счастья? Нужны были еще дети.

«Это знак»

В 2004 году в Курганской области горело село Чаши. Из местного детского дома экстренно эвакуировали напуганных ребят: одних старались устроить в семьи, вторых – в социальные учреждения, третьих брали на патронат сами воспитатели. Увидев новости по телевизору, Ольга с мужем подумали: «Это знак… Как придут дети со школы, обсудим с ними».

Анна с Олегом были не против, чтобы у них появились братик или сестричка, только возникло разногласие: Юрий с сыном хотели мальчика, а Ольга с дочкой – девочку… Все решили сотрудники органов опеки: «В курганском доме ребенка сейчас находятся два малыша – девочке два, а мальчику четыре. Если их разлучат – все. Потеряют друг друга». Петрушковы поехали знакомиться и в тот же день привезли домой Дашу и Женю.

Родственники ничего не знали, и даже старший брат Ольги, придя в гости, удивился:

— Это чьи дети? Гости какие-то приехали?

— Нет, это наши.

И малыши, правда, сразу стали своими. Старшие не ревновали – просто вмиг семья стала на два человека больше. Олег часто засыпал на диване, а Дашка – у него под боком. Женька же непроизвольно перенимал черты характера брата – всюду ходил за ним хвостиком, так же размахивал руками и старался говорить похожей интонацией.

Через какое-то время подрастающая Даша начала говорить: «А мне игра-а-ать не с кем! А мне друж-и-ить не с кем! Аня взрослая… Купите мне сестричку?» На семейном совете супруги и старшие дети решили: они справятся, нужно снова обратиться в опеку.

«Девочек нет, возьмите двух мальчишек?»

Петрушковы написали заявление, что хотят взять в семью подружку-сестричку для Даши. Но супругам ответили: «Девочек нет, есть два мальчика. Очень хорошие!»

«Прошло полгода. Нам постоянно говорили про этих мальчишек, но мне тогда казалось: если согласимся, у нас будет сразу шесть детей… Это много» — смеется Ольга.

В базе данных все же хранилась анкета одной девочки, правда, было несколько «но». Во-первых, она не одна, а с братом, а во-вторых, их никто не хотел брать в семью из-за биографии родителей – боялись, что с возрастом гены возьмут свое. Мама малышей сидела в тюрьме за убийство мужа. Петрушковых это не напугало – решили поехать в Куртамышский детский дом и познакомиться. Там же находились и те самые мальчишки.

Вспоминая тот день, по коже Ольги бегут мурашки: «Заходим – ребятишки сидят на скамеечке, как разноцветные колобочки (тогда детей показывали потенциальным приемным родителям, сейчас – нет). Вдруг двухлетний мальчик встает со скамеечки, ложится перед моими ногами, заглядывает в глаза и поет: «Куг! Куг!». Это был Максим и его любимая песня «Солнечный круг». Рядом с ним – трехлетний брат Коля. Улыбка до ушей и точно так же заглядывает через глаза прямо в душу».

В соседней комнате в кроватке стояла девочка. Ноябрь, окна открыты, дикий холод, а двухлетняя Таня с короткой стрижкой под каре – в трусиках и маечке. Ее годовалого брата вскоре принесли нянечки, честно предупредив: «Он здесь с двух месяцев, кроме нас никого не признает. Даже не знаем, как вы с ним будете…»

— Это – наши. Забираем.

— А мальчишек?

Тогда Ольга подумала: «Про них уже полгода нам говорят. Откажемся, уйдем – они останутся в детском доме… Сейчас у них есть шанс попасть в семью», и сказала: «Всех четверых забираем».

Петрушковы часто вспоминают ту ноябрьскую поездку до дома: в машине была ясельная группа – Сережке годик, Тане и Максимке по два, Коле три. Семья приложила колоссальные усилия, чтобы детям было комфортно и спокойно, чтобы они почувствовали: это – их дом, их крепость, их самые родные родители.

«Прекрати, ты всех не соберешь!»

Семья Ольги и Юрия разрасталась: было два ребенка – стало четыре, потом восемь, а вскоре появились еще двое – Аня и Саша. Знакомые говорили: «Оль, прекрати, ты ведь всех не соберешь, всем не поможешь…»

«Я видела объявления о детях, которые остались без родителей, и говорила друзьям: «Почему не возьмете?» У меня была навязчивая идея – рассказать об этих ребятишках всем, чтобы хоть кого-нибудь их них взяли в семью. Сейчас понимаю, что была не права и уже говорю: «Подумайте хорошо, потому что взять и «пожалеть сиротку» — это совсем не то. Ты должен быть готов поменять свою жизнь на 100%. У меня такая судьба – я живу жизнью ребятишек, мне это дорого, важно, это мой смысл жизни», — рассуждает многодетная мама.

Для них с Юрием тогда был трудный период – старший кровный сын погиб в автомобильной аварии. Через какое-то время в социальных сетях супруги увидели новость – семилетний мальчик ищет родителей. По коже вновь пробежали мурашки – очень похож на Олега. Анкета Степы еще несколько раз попадалась на глаза Петрушковым: «Это неспроста. Собираем документы».

Спустя еще несколько лет в семье появились Лилиана, Артур и Денис, а потом в городской газете «Курган и курганцы» Ольга увидела заметку о четверых детях: двойняшки Милана с Мирославой и погодки Дмитрий с Евгенией: «Это ведь тоже наши!»

Позже семью пополнили Даша, Гена и Егорка, потом Вениамин, а еще через несколько лет Наташа, Сережа, Галя и годовалая Анюта. Всего Петрушковы воспитали 26 детей, 24 из которых – приемные.

Невыносимая тишина

В село Колташево семья переехала пять лет назад из Макушино: здесь и газ подведен, и школа больше, и к городу поближе. Дом построили своими силами, и сейчас сюда слетаются на выходные и праздники все дети и внуки (их у Ольги и Юрия уже семь, ждут восьмого).

Каждая встреча – это уютные посиделки с песнями под гитару и воспоминаниями из детства: как маленькие Серега и Максимка ночью в мороз собрались искать клад, как Даша любила петь песню про гусей, как по очереди водили всех малышей в баню…

В зале на стене висит огромная связка медалей – за волейбол, лыжи и легкую атлетику. «К спорту они начали приобщаться через турник, а потом старший, Женя, стал заниматься волейболом. Тут же подтянулись остальные: ездили на соревнования, привозили пачками медали и грамоты», — рассказывает Юрий Сергеевич.

В этом году у Петрушковых сразу несколько выпускников – кто-то окончил девять классов, кто-то – одиннадцать, двух сыновей летом проводили в армию. Сейчас у них тринадцать школьников и пятилетняя малышка Анюта. Супруги честно признаются: не всегда все было гладко – адаптационный период и переходный возраст у каждого ребенка проходил по-своему. К каждому искали подход и ни разу не допускали и мысли, чтобы кого-то «вернуть».

Некоторых младшеклассников заново учили читать и считать, объясняли, как делать уроки, показывали, как играть в игры. На помощь приходили старшие дети – своим примером мотивировали и заражали так, что от былых хулиганских поступков не оставалось и следа. А если у кого-то не задавалось с учебой, объясняли: главное – не оценки, а чтобы человек был хороший.

Бывало, кто-то упрекал семью деньгами, на что Ольга пожимает плечами: «Разве остается что-то с этих пособий? Заплатить за питание в школе, дать на парикмахерскую, купить средства личной гигиены, заплатить за телефон… А когда нужно купить хорошую спортивную обувь или пуховик на зиму, то от этих выплат ничего и не остается. Я общаюсь со многими приемными родителями по всей России и не знаю ни одного, кто бы разбогател на детях, как думается некоторым».

В семье нет секретов друг от друга: старшие знают, что они не кровные, но при этом ни на секунду не сомневаются в том, что они – самые родные и самые любимые. Маленьких к этому подготавливают постепенно – сначала объясняют, что аисты, приносящие детей, могут ошибаться; потом – говорят так, как есть. «Лучше уж мы сами расскажем правду, чем какой-то «доброжелатель» с улицы», — считают родители.

Ольга Федоровна сейчас на пенсии, муж работает главным инженером на сельскохозяйственном производстве. В их доме всегда шумно и весело, и к этому супруги привыкли настолько, что не представляют иной жизни. Говорят: «Не можем, когда у нас стоит тишина. Если представить, что детей не будет, что мы будем делать? Ну, день отдохнем. Может, два. На третий начнем болтаться по дому, а потом сходить с ума… Это уже будет не наша жизнь».

На вопрос: «Откуда в вас столько любви?», Юрий смущенно улыбается: «От природы», а Ольга добавляет: «И от самих детей. Они дают нам стимул жить, они – наше многоголосое счастье».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *