Получилась поэтическая скоморошина с уникальной музыкой
Курганские родители могут выбирать, на какую сказку Пушкина вести ребенка во имя культурного просвещения: о мертвой царевне и семи богатырях в голубом зале (6+) или о царе Салтане (6+) — в большом. Обе с иголочки новые, но вторая прямо с пылу с жару: премьера состоялась 18 декабря.
На этот раз прикоснуться к творчеству нашего всего не побоялся Антон Зольников из Екатеринбурга. Впрочем, чего ему бояться? Опыт работы с классическими произведениями уже немалый, причем не в одной ипостаси: играл в постановках по Лескову, Гоголю, Булгакову, Островскому, ставил моноспектакли по Чехову и Шукшину — и получал престижные награды.
С курганским театром режиссер раньше не сотрудничал. Как и предшественники, остался в восторге от труппы. Говорит, с такими актерами можно ставить любой спектакль.
К тексту Пушкина Зольников отнесся с искренним уважением, но без ненужного благоговения, которое обычно только парализует. Добавил от себя несколько реплик, ввел новых персонажей. Так обычная сказка превратилась в поэтическую скоморошину: «Рассказчики — скоморохи — попадают в пространство пушкинской поэзии, приобщаются к другому языку».
Помимо скоморохов в спектакле появился кот ученый. Именно рассказчиком его назвать трудно — первая реплика прозвучит за пару минут до финала — но и молча персонаж создает немалую часть атмосферы. Даже умудряется немного подыграть положительным персонажам: успевает передать в еще не засмоленную бочку икону, чтобы берегла царицу и ребенка. И Михаил Байкалов прекрасно мяукает.
Ключевым элементом истории Зольников называет воссоединение семьи: «Царь Салтан мечтает о семье, из-за лжи семья разлучается. Гвидон мечтает увидеть отца и проходит через огромное число испытаний. И в конце они все встречаются — Салтан, Гвидон и царица. Это главное чудо, которое перекрывает остальные».
Почти всю постановочную группу Зольников привез с собой. Из наших только концертмейстер Елена Скворцова, да еще курганская актриса Евгения Речкина по традиции занялась хореографией. Остальные представляют Москву, Новосибирск и Екатеринбург — причем уральцы лидируют.
Композитор Евгений Бунтов специально для спектакля записал 15 древнерусских инструментов, включая гусли, варган, просвирелку, калюку и казачий колесный гудок. На всех играл сам. «Не думаю, что где-то еще можно услышать такое сочетание», — реплика звучит как приуменьшение века: думается, абсолютно точно нигде больше нельзя.
Разными говорами скоморохов оснастила педагог по сценической речи Татьяна Перминова. Ее стараниями Владимир Рахманов, Андрей Карагодин, Никита Мезенцев, Елизавета Костина и Юрий Терентьев зазвучали как настоящие восточные купцы и казаки.
По мнению Татьяны Борисовны, у курганских актеров развит фонематический слух — настолько, что они иногда не сразу выключали говор после занятий.
Иван Шалиманов в рамках роли с произношением не экспериментирует: Салтану такая фишка ни к чему. Персонаж получился почти трагическим. «Пытался по обыкновению добавить немного веселья, но мне сказали: нет, Салтан — драматический герой, проживай все на самом деле. Прямо по Станиславскому», — говорит актер.
К роли правителей Шалиманову не привыкать, играет их же в «Коньке-горбунке» (6+) и «По щучьему велению» (6+). Сюда же, наверное, можно отнести Пугачева из «Капитанской дочки» (12+). Самозванец, конечно, но определенно лидер.
Ирина Унагаева в театре уже совсем освоилась. Причем начала с основных ролей: сначала Маша Миронова — теперь вот царевна Лебедь. Признается, что играть положительную героиню непросто. Переборщи немного с хорошестью — получишь картонку, зритель начнет зевать.
Поэтому Ирина сговорилась с режиссером и добавила героине простых человеческих эмоций: «В какой-то момент Лебедь обижается на Гвидона, потому что он приходит с проблемами и даже не благодарит за помощь, только пользуется». Но любовь в итоге победила, все уних сложилось хорошо.
Роль Гвидона поделили Илья Майсадзе и Алексей Березовский — зрители вновь получили уникальную возможность увидеть под одним и тем же названием разные спектакли.
Черномора сыграл Владимир Рахманов: «Он озорный веселый старичок, любит царевну и служит ей. Царевна влюбляется в молодого человека — берет под опеку и его. В сказке можно хулиганить. Но только со знаком плюс, потому что добро должно всегда побеждать. Мы разучились замечать хорошее, сказки напоминают нам, как это делать».
Трио из ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи — это Анна Сараева, Софья Куралесина и Анна Липская. Героини нереально хороши и коварны. Спаивать гонца не стали, вместо этого огрели по лбу поварешкой. Тут волей-неволей грамоты перепутаешь.
«Сказку о царе Салтане» театр драмы показывает дважды в день, но все равно лучше позаботиться о билетах заранее.
Фото: Курганский Театр Драмы

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости