Курганский гусеничный вездеход ТМ-140 готов работать в самых суровых условиях

Ему не страшны ни жара, ни лютый мороз; ни болота, ни водные преграды; ни снежная целина, ни песчаные барханы.

АО «Курганмашзавод» (входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации «Ростех») — одно из машиностроительных предприятий страны, известных востребованными гражданскими изделиями. В десятках, если не сотнях, российских городов работает юркий мини-погрузчик МКСМ-800 — незаменимая машина для строителей, дорожников, коммунальщиков. А возглавляет линейку гражданской продукции «Курганмашзавода» самое высокотехнологичное и продвинутое изделие — гусеничный плавающий вездеход ТМ-140. Ему не страшны ни жара, ни лютый мороз; ни болота, ни водные преграды; ни снежная целина, ни песчаные барханы.

Комфорт за полярным кругом

новости курган

Поэтому ТМ-140 высоко оценили, например, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России. Недавно «Курганмашзавод» отправил МЧС очередную партию гусеничных вездеходов. Новые машины предназначены для работы в Воркутинском арктическом комплексном аварийно-спасательном центре. И это далеко не первая партия, которая поступает на вооружение спасателей. Поэтому уместно будет вспомнить про историю создания ТМ и рассказать о ее уникальных характеристиках, благодаря которым этот вездеход выбрали для себя многие крупные компании и силовые ведомства.

К созданию ТМ-140 Специальное конструкторское бюро машиностроения и Курганский машиностроительный завод приступили еще в девяностых. Параллельно разрабатывались автоприцепы, получившие в народе широчайшую популярность. А вот мини-трактор, что называется, «не взлетел», несмотря на то, что обладал неплохими характеристиками. Просто российские фермеры стали выглядеть не совсем так, как их представляли идеалисты-реформаторы.

Но вот вездеход — он же не прицеп и не мини-трактор. И даже не МКСМ. Это гораздо более сложное и дорогое изделие — где найти на него покупателя? Тем не менее руководство и конструкторы «Курганмашзавода» решили сделать машину, где бы в полной мере использовались технологические наработки и научно-технический потенциал предприятия.

Надо сказать, что средний артиллерийский тягач АТС, который производился на КМЗ в шестидесятых годах, в своей гражданской версии широко использовался во время начала активного освоения северных нефтяных и газовых месторождений в семидесятых. Но у АТС был существенный недостаток — о каком-то комфорте в этой машине говорить не приходилось.

Итак, перед создателями изделия, которое, не мудрствуя лукаво, окрестили ТМ — «транспортная машина», стояли две основные задачи. Первая — обеспечить уникальные технические характеристики: по проходимости, запасу хода, простоте и удобству управления, надежности, ремонтопригодности. Вторая — совместить все это с современными представлениями о комфорте для эксплуатантов машины. Комфорте не в средней полосе, а в том числе и за полярным кругом.

Уже само перечисление характеристик подсказывает, что ТМ предназначалась в первую очередь для эксплуатации на Севере. И это действительно так. А если говорить о рыночных обстоятельствах, то вспомним, что в эпоху экономического кризиса одной из немногих отраслей экономики, которая оставалась на плаву, был именно нефтегазовый сектор. Поэтому неслучайно ТМ получила импульс для своего создания благодаря инициативе транспортных предприятий ООО «Уренгойгазпром», которые предложили конструкторам создать машину для работы в условиях бездорожья сурового Заполярья. Причем не просто транспортную платформу, а именно машину, удобную для человека, которой смогли бы воспользоваться геологи, нефтяники, газовики и другие специалисты, трудящиеся в экстремальных условиях Арктики.

Машина под индексом ТМ-1 вышла с конвейера КМЗ в 1999 году. За ней последовали ТМ-120, ТМ-130 и, наконец, ТМ-140, которая за время производства неоднократно проходила модернизацию. Расскажем о технических особенностях машины, тем более что они очень необычны и интересны.

Там, где «Ленд Ровер» не пройдет

новости курган

У ТМ-140 достаточно широкие гусеницы за счет специальных уширителей, крепящихся к тракам. Это обеспечивает более низкое удельное давление, что позволяет машине спокойно передвигаться по мягким грунтам или по снежной целине. К слову, уширители — легкосъемные, и, если надо, ТМ-140 может передвигаться и без них. Еще один нюанс — они крепятся к металлической части под углом десять градусов, что снижает сопротивление при движении по твердым грунтам и уменьшает износ резиновых деталей.

Следующее слагаемое проходимости — клиренс (он же дорожный просвет) практически в полметра, а если быть точным — 450 мм. Имеется в наличии мощный двигатель — ЯМЗ-236Б2, ни много ни мало 250 лошадиных сил. Он производится на отечественном моторном заводе и широко распространен в России, то есть, ко всему прочему, проблем с запчастями нет. Конструкция ходовой плюс запас мощности позволяют машине легко передвигаться по пересеченной местности с подъемами и уклонами до тридцати градусов. ТМ-140 преодолевает водные преграды, при этом может иметь на борту четыре тонны груза.

Что касается плавности хода, здесь уместно поделиться собственными впечатлениями. Однажды довелось проехаться на ТМ по той же самой дороге, по которой раньше добирался на обычном кавзике. На автобусе это были настоящие «русские горки», когда на ухабах подпрыгиваешь чуть ли не под крышу салона. А в кабине транспортной машины испытал что-то вроде приятного шока: ощущение, что на «торпеду» можно поставить полный стакан воды — и он не расплещется! Такая плавность хода обеспечивается энергоемкими амортизаторами в корпусе из стали повышенной прочности и большим ходом подвески.

Еще один плюс ТМ-140, который подтверждает, что это машина для человека, — автоматическая централизованная система смазки (АЦСС) ходовой части. Установка подает смазку во втулки балансиров катков дозированными порциями и с необходимыми интервалами времени, что значительно уменьшает износ узлов трения. При этом АЦСС может эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха – 40…+ 40 °С.

Еще на ТМ-140 стоит уникальная гидромеханическая трансмиссия, которая разработана и производится на КМЗ с нуля. На курганской машине водителю не приходится шуровать рычагом КПП и без конца топать по педали сцепления. Передачи переключаются кнопками на специальном блоке рядом со штурвалом, а повороты обеспечиваются планетарными механизмами, которые приводятся в действие удаленно благодаря электромеханической системе. Поэтому транспортная машина подчиняется легкому движению пальцев водителя.

От буровой до VIP-салона

новости курган

Раз уж мы заговорили о штурвале и других устройствах управления, пора заглянуть в 140-ю тээмку изнутри. Итак, мы в кабине, где работу двигателя мы практически не услышим, поскольку моторное отделение находится за ней в отдельном блоке. Там, кстати говоря, предусмотрены автономное отопление и освещение, что позволяет с комфортом ремонтировать оборудование даже тогда, когда снаружи ключи примерзают к рукам. К слову, на Севере местные умельцы размещают в МТО компактный биотуалет — удобство далеко не лишнее, когда за бортом минус сорок.

Сама же кабина имеет звуко- и теплоизоляцию. Она очень просторная, на переднем ряду достаточно свободно могут разместиться четыре человека, а сзади, в спальной зоне, — еще трое.

Коль скоро коробка передач полуавтоматическая, педалей у водителя всего две — газ и тормоз. В целом рабочее место «капитана арктического корабля» практически ничем не отличается от таковых у грузовиков повышенной проходимости: по правую руку — рычаги стояночного тормоза, замедленной передачи и ручка включения привода пуска с буксира.

Приборная панель тоже обычная: спидометр, тахометр, комбинация приборов контроля двигателя (давление масла, температура охлаждающей жидкости, вольтметр, указатель уровня топлива), а также сигнальные и аварийные лампы. А поскольку машина предназначена для эксплуатации в первую очередь на северах, имеется несколько клавиш управления двумя системами отопления, которыми оборудована ТМ-140, — автономной воздушной и зависимой жидкостной.

Кроме того, машина оснащена системой пожаротушения. В различных комплектациях они разные. Например, ТМ-140, представленная на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», оборудована по специальному заданию ПАО «Транснефть». Этот образец, в частности, имеет комбинированную автоматическую систему пожаротушения «Гарант-Т», позволяющую практически моментально устранять возгорание узлов машины без участия экипажа. Специально для этой модели было разработано уникальное решение по использованию комбинации типов огнетушащих веществ — порошкового и газового.

А теперь о не менее важном: какую полезную нагрузку может нести ТМ-140? Курганскую машину отличает уникальный модульный принцип компоновки. В базовой комплектации это просто тентованный кузов. Однако по желанию заказчика в кормовой части можно установить буквально десятки вариантов модулей и оборудования — от мобильной буровой установки, крана-манипулятора и передвижной мастерской до VIP-салона; от простой пассажирской кабины для перевозки вахтовиков до специального модуля для длительных полярных экспедиций. Стандартная машина с пассажирским модулем рассчитана на перевозку четырнадцати или автономное проживание семи человек.

Арктические перспективы

Недавно на стратегической сессии по развитию Арктической зоны России председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул ее значимость практически для всех направлений национальной безопасности — экологического, ресурсного, технологического. Об этом неоднократно говорил Президент России Владимир Путин.

«Арктика — это более четверти всей территории нашей страны, где проживают примерно два с половиной миллиона человек. Это двадцать тысяч километров нашей морской границы. Богатые месторождения природного газа, нефти, платиноидов, меди, титана и других полезных ископаемых. С точки зрения природных и климатических условий, конечно, это сложный регион, но его инвестиционная привлекательность очень высока. В связи с чем по поручению руководителя государства мы реализуем механизмы для повышения предпринимательской активности, строим необходимую инфраструктуру», — подчеркнул премьер-министр.

О том, какое значение придается в нашей стране этому вопросу, свидетельствует хотя бы тот факт, что атомные ледоколы в России выпускаются серийно (!), как говорится, как горячие пирожки. В начале ноября корабелы Балтийского завода ОСК спустили на воду четвертый серийный и пятый по счету атомный ледокол «Чукотка» проекта 22220.

Но, разумеется, невозможно освоение Арктики и без сухопутной техники. При этом в ходе уже упоминавшейся разработки нефтегазовых месторождений в 1970-х годах прошлого века символом этой работы стали различные вертолеты. Но в наше время их широкое применение упирается в два значимых сегодня вопроса — экономики и экологии. Что касается первой, то понятно, что эксплуатация вездехода в десятки раз дешевле, чем винтокрылой машины. Что касается охраны природы, то вертолет вроде бы летает от точки к точке, а вездеход едет по земле. Но сколько воздушное судно при этом потребляет керосина! (Проблема заваленной бочкотарой тундры в свое время обсуждалась очень широко.) А ТМ-140 соответствует высоким требованиям экологической безопасности, за что достойна отдельного уважения. Удельное давление гусениц вездехода на грунт составляет 0,2 кг/кв. см. Этот показатель гарантирует бережное отношение к ландшафту. Какая техника подобного класса может таким похвастать?

Поэтому можно утверждать, что и у ТМ-140, и у ее возможных последователей, более совершенных машин, открываются значительные арктические перспективы.

Экстремальные тесты

И в последние годы курганская машина вновь это подтвердила, поскольку одно дело — коммерческая эксплуатация, пусть и в суровом северном климате, но в штатном режиме и в более-менее обжитых уже местах. А совсем другое дело — длительные полярные экспедиции в экстремальных условиях, где люди и техника подходят к своему физическому пределу.

Одним из недавних экстремальных тестов для ТМ-140 стала прошедшая в 2022 году Арктическая комплексная экспедиция «Умка-2022», организатором которой стало командование Военно-морского Флота РФ.

Экспедиция состоялась в конце сентября, когда в Заполярье самые тяжелые условия. Маршрут был проработан военными топографами и проходил по Чукотке от Анадыря до низовий реки Амгуэма. В походе, кроме ТМ-140, участвовали вездеход на пневмоходу, шестиколесный «Бурлак» (который, напомним, также производится в Кургане), восьмиколесный «Русак», разработанный нижегородскими учеными в сотрудничестве с конструкторами из Татарстана. Русское географическое общество как машину разведки представило «Багги». Еще одна гусеничная машина, помимо ТМ-140, — «Узола» из нижегородской области. Это УАЗ «буханка» с кузовом.

Колонна стартовала из базового лагеря поселка Угольные Копи. Экспедиция ежедневно проходила от 60 до 150 километров. Запас топлива, продовольствия, армейскую опытную палатку весом около 400 килограммов участники марша везли именно на ТМ-140, поскольку только ее грузоподъемность позволяла взять большой объем багажа без снижения характеристик проходимости. За 11 дней вездеходная техника преодолела 1 100 километров.

Экспедиция шла по руслам горных рек, добралась до горных перевалов, выехала на курумник — большое по площади скопление крупных глыб, камней. Воссоздать где-то в другом месте такие условия для испытаний невозможно. И, надо признать, на такой «дороге» машины «убиваются» быстро. Не выдержали «Багги» и «Узола». Здесь снова тээмка показала свои возможности эвакуатора. Последние 250 километров «Узола» не отставала от ТМ ни на шаг. Другими словами, шла на буксире.

Последним препятствием стала река Амгуэма, которую удалось преодолеть только ТМ-140, потому что вездеход плавающий, а мост через водную преграду снесло паводком.

Через год — следующее испытание для тээмки. Оно было именно экзаменом, от которого зависело, примут ли ТМ-140 для эксплуатации в МЧС России.

Дело в том, что для минимизации рисков возникновения ЧС и повышения оперативности реагирования на нештатные ситуации Министерство чрезвычайных ситуаций России создает в узловых точках северного побережья Арктики — поселках Сабетта, Диксон, Тикси и Певек — специализированные комплексные объекты (спасательные отряды).

Что необходимо для их оснащения, и должна была выяснить организованная по поручению Президента РФ Владимира Путина научно-исследовательская экспедиция «Безопасная Арктика — 2023». Стартовала она 25 марта из города Усинска Республики Коми.

25 единиц техники, 12 суток в пути, около 1 600 километров арктической тундры и более 70 участников экспедиции, среди которых — лучшие спасатели, представители научного сообщества, а также машины и экипажи от отечественных предприятий-изготовителей вездеходной техники. ТМ-140 «Курганмашзавода» отлично вписались в команду. Представляли предприятие ведущий инженер инженерного центра Иван Кондратов, водители-испытатели агрегатного завода Владимир Вахрушев и Александр Леонтьев.

Маршрут проходил по территориям трех субъектов России: Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Часть дороги пролегала по зимникам — зимним автодорогам. Но в основном это была бесконечно белая, без единой травинки арктическая тундра, где то и дело встречались крутые берега рек и обрывы глубиной до 30 метров, спрятанные за снежной пургой с нулевой видимостью и высокими переметами. А если учесть, что экспедиция была строго распланирована по времени, движение больше напоминало марш-бросок.

Так как цель экспедиции — определение облика будущего арктического спасательного формирования, его техническое, вещевое и продовольственное оснащение, то и задачи перед командой стояли самые разнообразные. Кроме ТМ-140, оборудованных жилыми модулями, на маршрут вышли другие вездеходы. Машины, оборудование, снаряжение, экипировку, вплоть до индивидуальных рационов питания (ИРП), спасатели использовали ежедневно, отрабатывая сценарии различных происшествий.

«В конечный пункт, город Салехард, экспедиция прибыла точно в запланированный срок — 7 апреля. Наши ТМ-140 не подвели. Не раз они выручали другие экипажи в экстремальных дорожных условиях. На протяжении всего маршрута везли на борту немало тяжелого оборудования», — вспоминает участник экспедиции Иван Кондратов.

Министр МЧС Александр Куренков и представители подведомственных департаментов высоко оценили простоту управления, ходовые качества, надежность и обитаемость ТМ-140 в условиях Арктики. Водитель-испытатель «Курганмашзавода» Владимир Вахрушев награжден ведомственной медалью «За содружество во имя спасения».

Таким образом, российские спасатели высоко оценили курганский вездеход, поэтому упомянутая партия ТМ-140, отгруженная в Воркутинский центр, стала уже третьей. До этого, в июле, первая партия вездеходов для МЧС России была отправлена на Чукотку. Вторая, в сентябре, — снова в этот самый восточный региона России, а также в Арктический комплексный центр Архангельской области.

***

Остается добавить, что ТМ-140 используются для спасения людей не только в далекой Арктике. Весной этого года стихийное бедствие — наводнение — охватило и нашу Курганскую область. В эти дни «Курганмашзавод» направил тээмки на помощь населенным пунктам Зауралья, пострадавшим от паводка. Специальная техника доставляла воду и продукты в населенные пункты Курганской области и дежурила на тот случай, если большая вода создаст угрозу для жизни людей и придется их эвакуировать.

Подведем итог. Уникальная ТМ-140 производства «Курганмашзавода» пришлась ко двору большому количеству потребителей. И неудивительно. Почти тысяча единиц этой мощной, надежной, умной техники достойно трудится в самых отдаленных уголках России, ежедневно доказывая, что труднодоступных мест и непреодолимых преград для нее просто нет. Ведь сущность этой машины — в стремлении к преодолению.

Фото: Официальный Telegram-канал Холдинга «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *