Актриса курганского театра драмы Екатерина Горяева: «Я счастливый человек»

Большое интервью о детстве, знаковых ролях и идеальном отдыхе

Васса Железнова, синьора Монтекки, графиня Глостер, попадья из недавней «Капитанской дочки» и еще семь десятков больших и малых ролей — Екатерина Горяева называет себя трагической актрисой, но украшает любой спектакль.

В театре с 1986 года, и курганской сцене не изменила ни разу. Недавно стала заслуженным работником культуры Курганской области. Когда спрашиваю, что почувствовала в этот момент, мгновенно отвечает: «Конечно, приятно, что заметили, но работаю не ради наград».

Это интервью во многом о том, как важно найти свое место. Такое, чтобы на вопрос: «Неужели ни разу не хотелось все бросить?» — отвечать: «Никогда. Это мой театр». Еще о семье и немного о море.

О детстве

Я выросла в Кирове. Тоже небольшой город, разве что климат помягче, чем здесь. Мама работала в театре художником по свету, я воспитывалась на спектаклях Алексея Бородина. В детстве худшее наказание было: «Не слушаешься? В театр не пойдешь».

Мой дебют состоялся в полтора года, я о нем знаю только по рассказам мамы. Приехали гастролеры, для спектакля им нужен был ребенок. И вот что-то стелили, меня сажали на сцену, давали игрушки. Я сидела и постоянно смотрела на маму, которая стояла за кулисами.

В детском саду хотела быть продавцом, потом еще дворником и дояркой. Все изменилось, когда мне было восемь лет. Мама взяла меня на гастроли в Ульяновск, а мальчика, который играл роль, родители не взяли. И меня ввели на роль мальчика в спектакль «Белеет парус одинокий».

Мы репетировали, конечно, но к полному залу зрителей меня никто не готовил. Все сделала, все сказала: «Папа, папочка, меня Петька обокрал». Потом отец патроны бросал в камин, там все грохотало. А я стою, не могу уйти. Мне уже говорят из-за кулис: «Павлик, Павлик, иди сюда». Случился какой-то шок, в прямом смысле ударило.

курган новости

О знакомстве с Курганом и театром

Я приехала по распределению, сразу после института. О городе и театре ничего не слышала: пришлось решать быстро, не успела разузнать. Интернета тогда не было. Приехала и начала узнавать театр, начала с ним знакомиться.

Было ли разочарование, что попала не в Питер или Москву? Нет. Мы ехали не за славой или зарплатами, мы работать хотели. Как говорится, нам хлеба не надо, работу давай.

Меня приняли очень хорошо, доброжелательно, к новичкам относились с добром. Заслуженная артистка Лариса Андреева стала моей наставницей. Сделаю что-то не так, и она сразу: «Ты что творишь?!» Правда, такое всего пару раз случалось. Мы с ней дружили.

Курган меня поразил, когда я пришла в горсад и увидела могилы декабристов. Подумала: «Господи, как в советское время их сохранили?» Стелы тогда еще не было.

Ну и Илизаров, конечно. Я собираюсь в Курган, мне все говорят: «Там все с аппаратами ходят». В смысле? «Ты что, не знаешь, кто такой доктор Илизаров?» Тогда не знала, потом узнала. Он был еще жив, когда я приехала, даже приходил на премьеру посвященного ему спектакля.

О знаковых ролях

В Курганском театре драмы состоялась премьера спектакля "Лир"

Я люблю все свои роли. Помню каждую, ни от одной не отрекусь, какой бы величины и значимости она ни была. Например, в «Поминальной молитве» я выхожу только в конце. В буквальном смысле на две фразы. Но мне так нравится эта роль!

Конечно, Васса стоит особняком. Это было так неожиданно! Даже в мыслях не держала, правда. Но приехал Антон Маликов, молодой интересный режиссер, и взял меня на роль.

В «Короле Лире» с удовольствием играла. Дмитрий Акриш предложил необычное решение: я играла женскую версию графа Глостера. Мне кажется, так даже острее.

Акриш — это отдельная история. Он невероятный, у него глаза в темноте светятся. Такой прямо скат наэлектризованный. И он заражает, ты не можешь спокойно сидеть, тебя тоже начинает колотить. Хочется куда-то бежать и что-то делать.

В «Очах черных» у меня была роль Зои. Образ не сразу сложился — она долго была никакая, не хватало характера. Режиссер Анна Бабанова уже начинала сердиться: требовала злости, но я не злой человек, было так трудно. А потом я вспомнила Лиду.

Мое детство прошло в общежитии, четырнадцать семей на кухню. И там встречались всякие люди, очень-очень разные. До сих пор возвращаюсь мыслями в то общежитие, когда готовлюсь к роли. Лида — соседка с первого этажа, гоняла нас как не знаю кого. Я-то до конца сомневалась, что Зоя получилась, но потом приходили и говорили: «Зоя прямо живая-живая».

Не так давно играла Машу в «Треплеве». Почему-то всегда хотела сыграть ее, а не Нину. Уже подходящий возраст прошел, так и не случилось. Все, думаю, закрыли тему. И тут приезжает Алессандра Джунтини и берет меня на Машу! Треплева играл Иван Дробыш, Аркадину — Аня Сараева, которая мне в дочки годится.

О съемках в кино

Я училась на третьем курсе, когда приехала группа по набору актеров. Пришли к нам на хореографию, а я занятия по этому предмету пропустила. Впервые в жизни. Сейчас уже даже не помню, почему.

Меня прорекламировала подруга. Им нужна была девушка с русским говором, и Марина говорит: «Подождите Катю, у Кати вятский говор». И они согласились, хотя должны были уже уезжать. Задержались на пару дней.

Встретились, поговорили. И я понимаю, что не произвела никакого впечатления. Ассистентка говорит: «Вы все равно должны приехать в Алма-Ату, показаться режиссеру». Ладно, надо так надо. В институте меня отпустили.

Приехала на пробы. Снимали общий план — мы маршировали, что-то еще делали. И опять поняла, что режиссеру не нравлюсь. Думаю: «Ладно, зато съездила». Но потом режиссер решил со мной побеседовать, я отвечала от лица героини. И у него начали гореть глаза. Настолько, что специально для меня написал эпизод.

В «Снайперах» много известных артистов. Например, там снимались Вера Глаголева и Марина Яковлева. Мы подружились, когда фильм закончился, долго общались.

В 2011 году я снималась в эпизоде «Прокурорской проверки», играла директора школы. Тоже было интересно.

Об актерских суевериях

Ой, я до безобразия суеверная. Всегда боюсь уронить текст роли во время репетиции. Если уронил, значит, все — будет провал. Надо сесть на листы обязательно. Перед спектаклем прихожу на сцену и кладу руку, как бы общаюсь. И никогда не рассказываю, какие роли хотела бы сыграть.

О том, узнают ли на улице

Меня узнают редко, Сережу (супруг Сергей Радьков, заслуженный артист РФ — прим. авт.) — постоянно. Внимание — часть профессии, от этого никуда не денешься. Надо быть готовым и встречать с достоинством.

О любимых спектаклях

Курганский театр для меня вне конкуренции, это однозначно. Обязательно хожу на все сдачи, если сама там не занята, многие спектакли потом посещаю повторно.

Конечно, нужно ходить на спектакли других театров. Когда варишься в собственном соку, многое пропускаешь. Смотреть на коллег полезно, даже если это другой состав твоего спектакля — не потому что будешь потом копировать, а потому что со стороны виднее.

Если говорить о запомнившихся спектаклях… Я выросла на театре Алексея Бородина (сейчас художественный руководитель Российского академического молодежного театра в Москве — прим. авт.). Он тогда работал в Кирове, и это было невероятное время. Зрители ломились! Сейчас мы все пытаемся быть на одной волне с молодыми, не всегда получается. А там молодые люди бежали в театр.

Я помню всех актеров и многие спектакли. Когда встречаемся с подругой, можем песенки из «Трех толстяков» попеть. Еще там шла «Сказка о царе Салтане», и она была оформлена под дымковскую игрушку. До сих пор стоит перед глазами.

Старший сын Арсений работал в «Табакерке», часто ходила на их спектакли. Смотрела «И никого не стало» по Агате Кристи, «Страсти по Бумбарашу», «Матросскую тишину» — специально ездила в Екатеринбург. Недавно ездили к младшему сыну Степану, он работает в Южно-Сахалинске артистом. Посмотрели спектакли с его участием. Сын уехал на Сахалин, мы переживали, что так далеко. Навестили его и успокоились.

Сейчас пошла тенденция осовременивать классику. Она на то и классика, чтобы звучать в любой форме. Работают молодые режиссеры, они стараются придумать что-то новое, какие-то неожиданные форматы. Если спектакль хорошо сделан, никто не будет возмущаться.

И зрители сейчас смотрят серьезные спектакли, очень интересуются, задают вопросы.

Об отдыхе

Во время сезона работа не отпускает, иногда посреди ночи просыпаешься. Самый страшный актерский сон — что ты забыл текст. В отпуске отключаюсь, запрещаю себе думать о театре.

Много гуляю по Кургану. Он в последнее время так преобразился. Мне нравится ходить по Советской, где деревянные домики. Если кто-то приезжает в гости, всегда идем на набережную. Однокурсница приезжала с концертами в филармонию, я ее водила в горсад и показывала могилы декабристов.

Езжу в Москву к сыну и внучке, стараюсь почаще бывать в Кирове. Я вятская до мозга костей. Еще очень люблю море. Впервые увидела его в одиннадцать лет — бабушка возила меня в Абхазию. Потом начали с мамой ездить в Новый Афон. Мне в детстве казалось, что если есть рай на земле, то это Абхазия.

Когда ездили на Сахалин, увидели зимнее Охотское море, даже ручки помочили. Это такая красота! Льдины несет к берегу, и они там остаются. А само море не замерзает.

О счастье

Я счастливый человек. Есть любимая работа, семья, дети, внуки. Что еще для счастья надо? Кто-то из великих сказал: «Хочешь быть счастливым — будь».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *