Актриса Ирина Унагаева: «В Кургане открытые люди, любят комедии»

Интервью о пути к мечте, первом сезоне в театре драмы

Курганские зрители полюбили Ирину Унагаеву, едва увидев ее в роли Маши из «Капитанской дочки». Довольно предсказуемо: не полюбить ее Машу невозможно. Пушкинский нежный цветок молодая актриса превратила в девушку уверенную и даже боевую — при полном одобрении режиссера Алексея Крикливого.

Сейчас в копилке Ирины семь спектаклей. Первый же сезон в театре оказался богатым на роли: Царевна-Лебедь — везет ей на Пушкина, веселая и слегка бесшабашная Дина из комедии «Еще не вечер», героини спектаклей-концертов. Сразу два персонажа в недавней «Бесприданнице».

«Мои героини не из пьесы»

Кто ваши героини в «Бесприданнице»?

Одна горничная, вторая — бедная девочка. У нее есть дом, есть семья, но материальное положение плачевное, поэтому она зарабатывает игрой на гармошке. Этого персонажа нет в пьесе, режиссер придумала его специально для спектакля.

На гармошке играете?

Я умею играть, выучила песню и мелодию. Но нужна была бедненькая гармошка, и мне дали то, что нашли в реквизите. Поэтому я просто ношу ее с собой.

Ваши героини похожи?

Разве что тем, что обе не из высшего света.

Как работалось с Ириной Зубжицкой? У нее репутация очень строгого режиссера.

Работалось замечательно. Она правда очень строгая и очень конкретная. Знает, что хочет увидеть, и не растекается мыслью по древу. Первые репетиции волнительные, и ты думаешь: сейчас с режиссером познакомимся, он немножечко тебя прощупает, поймет, как с тобой общаться. Ирина Валерьевна не тратит на это время. Сразу начинает работать, ты тоже должна включиться и не думать о выстраивании взаимоотношений.

Как относитесь к Островскому?

Читала многие пьесы еще во время учебы: «Бесприданницу», «Грозу» и другие. Если честно, Островский меня не слишком привлекает. Может быть, он мне просто не открылся. Может, я пока не доросла.

Нравится Достоевский, как бы это ни было банально. Например, открыла «Братьев Карамазовых» — и прочитала запоем, с огромным воодушевлением. Там очень интересный сюжет, хочется узнать, кто убийца. Еще очень много размышлений о жизни и ее цели, бессмертии души. Моя мечта — сыграть Грушеньку. Наши истории чем-то похожи, у меня когда-то болело там же, где болит у нее.

«Зрители прятались под деревьями и слушали нас с Алексеем»

Как и откуда вы попали в Курган?

Я родилась в Улан-Удэ, училась в Иркутске. В Курган приехала по приглашению театра вместе со своим однокурсником Алексеем Березовским. Было страшновато, но здесь нас встретили с распростертыми объятиями. Все объяснили, рассказали, сразу предоставили жилье.

Как семья отнеслась к переезду на такое расстояние?

Наверное, родителям тяжелее было отпускать меня в Иркутск на учебу. А так мы уже не жили в одном городе, поэтому они просто сказали: «Хочешь — езжай». Обязательно навещу их, когда сезон закончится.

Как началась ваша карьера в театре?

Я участвовала в летних читках. Однажды, когда мы с Алексеем читали, пошел жуткий ливень. Вся бумага размокла, мы не могли даже страницы переворачивать. Пришлось как-то выкручиваться, импровизировать. Думали, зрители убегут, но нет, они слушали до победного. Прятались под деревьями и слушали. Было здорово.

А потом была Маша, ваша первая роль. Что почувствовали, когда узнали, что будете ее играть?

Не ожидала, что начну с такой большой роли. Это очень приятно, когда дают что играть, есть чем заниматься. Значит, в тебя верят. Но это к тому же очень большая ответственность.

Один актер сказал, что молодые люди часто не справляются: либо делают свою работу плохо и некачественно, либо делают хорошо и ловят звезду. Мне не хотелось ни того, ни другого. Роль Маши много мне дала. Я поняла, как работать на большой сцене, погрузилась в ту эпоху, еще раз перечитала Пушкина.

Маша — ваша и Алексея Крикливого — не похожа на книжную героиню.

Так и есть. Я начала репетировать милую добрую девочку, а потом поняла, насколько она крутая и уверенная в себе. Маша не про чувства, это Петруша Гринев эмоциональный. Маша — очень сильная героиня, которая преодолевает все трудности на своем пути.

У Пушкина Маша трепетная. Пугается, когда слышит выстрелы из пушки. Но мы ее сделали другой. В кого ей быть пугливой? Отец — военный человек, матушка — волевая женщина, так почему Маша должна быть нежным цветком.

«У Дины все будет хорошо»

У вас есть любимая роль?

Сейчас это Дина из спектакля «Еще не вечер». Любишь то, что не достается просто. Когда проходишь путь вместе с героем: проникаешь в психофизику персонажа, меняешь себя — делаешь другую походку, другой голос. Это всегда очень трудно.

Я много наблюдала за людьми. Когда ты находишься на определенной частоте, тебе Вселенная начинает отвечать. И мне очень часто попадались люди, похожие на Дину.

В вечер перед сдачей захожу в магазинчик у дома и вижу продавщицу. И она прямо вылитая Дина! У нее такой же говор, как я придумала, у нее такая же пластика, хотя она намного старше меня. Мы как-то разговорились.

Две минуты — и она уже плачет. Рассказывает мне про то, что ее не любит мама. Моя героиня тоже из неблагополучной семьи. Спрашиваю ее, почему она так думает. Она мне рассказывает историю своей жизни, и вот мы плачем уже вдвоем.

Что ждет Дину в будущем?

Как говорится, человеку нужен человек. Поэтому хорошо, что она нашла людей, не родных по крови, зато близких душевно. Думаю, она сохранит с ними хорошие отношения и не будет чувствовать себя одинокой. Родит ребенка, бабушка настоит на том, чтобы она нашла мужа. Хочется верить в то, что она будет счастлива. Я всегда за хороший конец.

«Курганцы любят комедии»

Вы ведь участвовали в спектаклях во время учебы в училище. Можете о них рассказать?

В детстве из-за моей миловидной внешности мне всегда давали роли Аленушек, Снегурочек и других хороших милых девочек. Не помню, сколько лет я уже играю Снегурочку, но она мне жутко приелась.

Пришла в театральное училище — и мне не дали ни одной положительной героини, даже Сони Мармеладовой. Я играла Катерину Ивановну Мармеладову, Марью Антоновну в «Ревизоре», шекспировскую Клеопатру. В училище мы были очень близки со зрителями, там сцена намного меньше. Видели всех людей в зале, был зрительный контакт.

Можете сравнить иркутских и курганских зрителей?

В нашем театре очень любят смотреть комедии. И это нормально — расслабиться после рабочего дня, прийти в театр и отдохнуть от рутины. Просто нам, актерам, хочется что-то драматичное сыграть, но трагедии в Кургане не настолько популярны. В Иркутске пользуются популярностью и драмы, и комедии.

Просто люди наверняка тоже отличаются?

В Иркутске другой ритм жизни, более стремительный. В Кургане все размеренно и неторопливо. А люди добрые и открытые. Например, мы только приехали и не знали, как добраться до центрального рынка. Встретили женщину на остановке, и она нас прямо проводила, хотя мы стояли у кинотеатра «Россия», а ей нужно было совсем в другую сторону. Пока шли, рассказала о себе, муже и детях.

«Басня про свинью-невесту была моей фишечкой на вступительных»

Когда вы решили стать актрисой?

У меня с детства душа лежала к актерству. Родители были против, особенно папа. Он хотел, чтобы я стала программистом, как он. Мы часто спорили, папа говорил: «Ты ничего не заработаешь». Я стояла на своем, и он смирился.

В шесть лет я начала заниматься в театральной студии, мама отвела. У меня всегда были прекрасные педагоги, особенно Ольга Алексеевна Ахулаева, которая не просто обучила меня основам профессии — поддерживала, воспитывала и вообще любила. Этот период был настоящей школой жизни.

Ближе к окончанию школы педагог начала готовить меня к поступлению в театральное училище. И готовила жестко. Пыталась убрать мои штампы хорошей и милой девочки, которые мешали в характерных ролях.

Я бы с таким прессингом быстро разочаровалась в профессии.

Ольга Алексеевна готовила к тому, что в училище будут ломать мою природу, чтобы я потом выросла в творческую личность. Так сказать, нас бьют, мы летаем.

Пришла в училище, и все оказалось не так страшно. Я-то ждала, что сейчас на меня будут кричать режиссеры, а я буду все переносить ради искусства. Оказалось, что все относятся с пониманием. Может, дело в том, что в училище поступают после девятого класса.

С первого раза поступили? Говорят, на актерском направлении всегда бешеный конкурс.

В Иркутске я была первой в списках на бюджет. Конкурс зависит от того, куда поступаешь. Я ездила в Москву, проходила вступительные испытания в школу-студию МХАТ, и мне предложили обучение на платной основе. Я отказалась: за четыре года набежала бы бешеная сумма.

Тогда мой педагог из студии посоветовала Иркутское театральное. Сказала, что преподаватели там ничуть не хуже, и я в этом убедилась.

Чем же вы покорили комиссию?

Читала монолог «Кукла-марионетка» Елены Герасимовой-Смирновой. Это отдельный монолог, не пьеса. Достаточно драматический — о том, как жизнью куклы управляют другие люди.

Еще взяла отрывок из «Барышни-крестьянки» Пушкина. И басня у меня была «Свинья-невеста». Суть вот в чем: свинья сидела, ничем не занималась, в окошечко смотрела и решила выйти замуж. Увидела кабана, который просто шел мимо, и такая: о, он мне подходит, мы с ним нарожаем деток, у нас будет дом, желуди кругом.

Фантазировала до того, что сама поверила. Тут к этому кабану подходит супруга, и вот она вылетает из окна, начинает избивать кабана — якобы он ее предал. Это была моя фишечка.

«Играла в кино беспризорницу»

Почему театр, а не кино?

Меня в детстве очень вдохновляли походы в театр, есть у него волшебная сила. Ты приходишь в театр, и тебя сбивает с ног энергетика. Сидишь и думаешь: я тоже так хочу, тоже хочу быть на сцене.

Но в кино вы снимались?

Да, дважды. Ходила в Байкальскую школу кино, и в конце был итоговый проект. Фильм назывался «Улан-Удэ, я люблю тебя», состоял из пяти новелл, разных историй. Опыт был небольшой, но очень интересный. Даже не помню, что тогда делала, но помню, что все ощущалось совсем по-другому. В театре работаешь на большой зал, а тут все настолько камерно, видно каждую ресничку и морщинку, от камеры ничего не спрячешь.

Второй раз был во время учебы в училище. Мы играли беспризорников с гитарами, сами делали себе грим: рисовали синяки под глазами, имитировали золотые фиксы. Хотела бы сниматься еще, но нужно ехать в большой город, проходить кастинги, светиться. Когда в твоей жизни есть театр, в твоей жизни есть только театр, тяжело совмещать.

«Смотрю на других актеров и вдохновляюсь»

У вас есть любимые актеры?

В курганском театре драмы или вообще?

Где угодно. В нашем театре, каком-нибудь столичном театре, кино.

В театре я у каждого чему-нибудь учусь. Мне близко отношение к профессии Никиты Мезенцева. Он много работает, в том числе работает над глубиной персонажа. Недавно думала про Швабрина. Если бы я, Ира Унагаева, выбирала между Петей Гриневым и Швабриным, выбрала бы второго. Он будто бы сильнее любит. Когда человеку что-то не достается просто, он вызывает во мне больше сопереживания.

Когда читала «Капитанскую дочку», казалось, что Швабрину Маша нужна просто как приз.

Раньше я тоже так думала. Но Швабрин же Машу не сдает ни Пугачеву, ни когда его уже сажают в тюрьму. Он ее очень любит, но потом отношения не складываются, и чувства перерастают в болезненную страсть.

Ладно, а кто еще?

Из зарубежных актеров — Мадс Миккельсен, Омар Си. Из российских очень нравится Мария Аронова. Недавно посмотрела с ней «Маленькие комедии» (16+) — спектакль по Чехову. Первое отделение основано на рассказе «Медведь», второе — на рассказе «Предложение». Получилась безумно крутая черная комедия. Наполненная, глубокая.

Для меня спектакль, где я не смеюсь и не плачу, не лучший спектакль. Он должен вызывать эмоции, чем шире спектр, тем лучше. В жизни ведь все так же: смех рядом со слезами.

А как же Ваня Янковский и Юра Борисов?

Конечно! С Янковским из последнего смотрела «Преступление и наказание». Сериал далек от оригинала, даже слишком, но Янковский там прямо вау.

Что насчет Юры? «Анору» смотрели?

Там он меня не особо впечатлил. Мне кажется, что из-за того, что у его персонажа мало диалогов, он не раскрылся. Но чувствуется, что его герой надежный. Смотрела недавно интервью, и там говорили, что сейчас в Голливуде просто нет такого типажа, как у Юры. Такого мужчины, который может быть ранимым и сильным одновременно.

Как думаете, фильм достоин «Оскара»?

«Анору» (18+) досмотрела до конца, мне было интересно, чем все закончится, но не сказала бы, что это прямо заявка на «Оскар». Хотя актерская работа Марка Эйдельштейна и Майки Мэдисон очень хороша.

Какой фильм из недавно просмотренных вас впечатлил?

«Без свидетелей» (12+) с Ириной Купченко и Михаилом Ульяновым. Очень здорово, я прямо после долго отходила. Семейная пара в разводе, он к ней приходит… не буду спойлерить. Там очень длинные монологи, прямо пособие для актеров, как играть.

«Ощущение, что вся жизнь посвящена работе»

Что делаете в свободное время?

Много читаю, хожу на танцы, дома занимаюсь йогой и растяжкой. У меня была мечта стать акробаткой. Но поняла это очень поздно — на втором курсе училища, когда у нас началась акробатика. Но понятно, что с детства надо ходить. Если бы я тогда попробовала заниматься профессионально, закончила бы очень быстро, причем со всеми профессиями. Поэтому смотрю видео и мечтаю. И недавно все-таки начала любительски заниматься.

У людей есть работа и есть хобби. Все мои хобби для работы. Ощущение, что вся моя жизнь ей посвящена. Например, я научилась играть на гармошке с мыслью, что это понадобится для спектакля. То же самое с игрой на гитаре. Хожу на танцы, чтобы быть пластичной и поддерживать себя в форме.

Не боитесь выгореть?

Мне двадцать три года, заниматься актерством начала с шести. Поэтому периоды выгорания уже были. Например, в училище я поступила легко, но с некоторой усталостью после вступительных туров в столице. А потом погрузилась в учебу, и глаз снова начал гореть.

Мне кажется, выгорают те, кто слишком много работают и не умеют отдыхать, либо те, кто работают для галочки — относятся к театру как к зарабатыванию денег. А он про другое. Мне говорили, что я ничего не заработаю, и я смирилась. Решила, что лучше буду заниматься любимым делом, пусть это не самая прибыльная профессия.

Как бы вы охарактеризовали актерство? Любимое дело?

Образ жизни. Нельзя выдохнуть. Если ты стоишь на месте, значит, ты шагаешь назад. Постоянно нужно что-то делать. А иногда хочется просто пойти в парк и думать о своей жизни, а не о ролях и режиссерах.

Меня начали узнавать на улице. Недавно зашла в магазин, и мне сказали: «Здравствуйте, я хожу в театр».

В жизни хочется привлекать к себе поменьше внимания. Когда кому-то рассказываешь, что актриса, на тебя по-другому начинают смотреть — будто бы снизу вверх, будто артисты всегда находятся на подмостках.

Вопросов больше нет, есть просьба. Порекомендуйте зрителям какой-нибудь спектакль.

В «Собачьем сердце» (16+) безумно крутые визуал и режиссура — это не традиционная школа, а совершенно новый способ существовать на сцене. Еще «Му-Му» (18+) очень нравится, из комедий — «За двумя зайцами» (18+). Там в спектакле есть легкость. Может, прозвучит нескромно, но «Еще не вечер» (18+) и «Капитанскую дочку» (12+) тоже очень люблю. В общем, приходите в театр на любые спектакли. Будем ждать!

Фото из группы vk.com/kurgandrama

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *