Дело о шпионаже, или Хунта против метода Илизарова

При выезде за рубеж нашей задачей было продвижение разработанных под руководством профессора Гавриила Абрамовича Илизарова новых технологий лечения ортопедо-травматологических больных. Международная известность пришла к Илизарову после излечения в Кургане итальянского альпиниста Карло Маури, сорвавшегося со скалы. Он прошел через череду безуспешных операций в Италии. А после всего одной, проведенной Гавриилом Илизаровым, Карло смог вернуться в братство альпинистов.
За время лечения Карло Маури всей душой полюбил Россию. Вернувшись в Италию, он стал активным «глашатаем» Г. А. Илизарова, его аппарата, метода, клиники, нашего города и всей страны. Профессора так часто стали приглашать итальянцы, что за год он летал в Италию по несколько раз. Ему предоставлялось неограниченное время для научных сообщений с последующим проведением соответствующих операций. Я часто сопровождал его в поездках. Иногда во время таких путешествий случались всяческие казусы.

Дело о шпионаже
В 1983 году Гавриил Абрамович получил очередное приглашение посетить Италию. Как всегда, посещение включало серию лекций, консультации больных, которых обычно насчитывалось не менее 150–200 человек, показательные операции. Но в этой нашей программе была запланирована важная встреча — с Илизаровым высказал желание встретиться президент Италии Алессандро Пертини.
Об этом узнал посол СССР в Италии Н. М. Лунько. Он захотел пойти с нами на встречу. Профессор ответил, что не может сам решить этот вопрос и ему необходимо переговорить с человеком, который ту встречу организовал. Этим человеком был личный врач президента. Сын врача лечился в нашей клинике. Но президент Пертини отказал в данной просьбе. Сказал, что это его личная встреча, без протокола.
А нашему послу эта встреча была крайне необходима: в Италии арестовали руководителя представительства «Аэрофлота». Его обвинили в шпионаже, и он уже несколько месяцев находился под арестом. Со слов посла, к нему применялись очень жесткие меры для получения необходимой информации: посреди ночи включалась сирена с криком ребенка или женщины под пыткой. У подозреваемого начались психические расстройства, но Италия никак не освобождала его для депортации в Россию.
Был назначен день нашей встречи с президентом. Когда мы вошли в его резиденцию, то увидели пожилого человека небольшого роста. Президент начал расспрашивать Илизарова о его работе, о том, как ему пришла в голову идея начать удлинение конечностей. Профессор сообщил, что, используя разработанные у нас технологии, можно не только удлинять конечности, но и увеличивать рост. Это вызвало у него искреннее удивление: «А где находится этот ваш город Курган? Я просмотрел все итальянские карты, но такого города на них не значится!» Получив ответ, он изрек: «Тогда я порекомендую нашему премьер-министру Кракси увеличить у вас рост. А то он очень маленького роста!»
Прошли два часа нашей встречи. За это время мы выпили по бокалу хорошего итальянского вина. Подошло время прощаться.
Мы уже встали, когда президент, повернувшись к Илизарову, сказал: «Ну что же вы молчите? У вас же есть поручение!»
Гаврила Абрамович изложил все.
Пертини в ответ: «Я знаю про этот арест. Невиновных людей нигде в мире не арестовывают. В данный момент ничем помочь не могу. Этот вопрос следует решать через парламент. Парламент выйдет после каникул через две недели. Я напишу прошение и попрошу, чтобы этот вопрос был рассмотрен во внеочередном порядке».
Президент сдержал свое слово, и через месяц после нашей встречи руководителя представительства освободили и депортировали в Россию.
Таким образом, Г. А. Илизаров выполнил не только медицинскую, но и миротворческую миссию.
Хунта против метода Илизарова
Еще одна важная встреча состоялась у меня в Пакистане. Дело было так. В один прекрасный день 1993 года мне позвонил гражданин Пакистана Зафар Рех. Он отрекомендовался активным сторонником метода Г. А. Илизарова и сообщил, что хочет организовать филиал нашей клиники в Пакистане. Договорились, что наша делегация сможет посетить страну в течение года. Вскоре мы получили приглашение. Вылетаем в город Карачи: врач А. В. Попков, операционная сестра, инструктор ЛФК, переводчик и я.
Карачи раньше был столицей Пакистана, в нем проживали тогда 22 миллиона человек. Это огромный международный морской порт, где останавливались корабли практически всех морских держав, включая Советский Союз. Со временем столица была переведена в центр страны, в город Исламабад.
Мы были поражены тем, что Карачи тогда представлял собой какую-то военную крепость. В центре перекрестков больших улиц сооружены доты, из которых в четыре стороны торчали пулеметные стволы. Дополнительно по улицам постоянно патрулировали вооруженные военные автомобили: на кабине стоял пулемет со стволом по направлению движения. В кузове сидели три автоматчика — если вдруг нападение будет совершено сбоку.
Нас коротко проинструктировали, что ходить по городу следует группами не менее трех человек, лучше с местным представителем. В вечернее время из жилого помещения лучше не выходить.
Наш гид договорился с одним из частных госпиталей на аренду помещения для консультаций и операций. Это был большой госпиталь, примерно на тысячу коек, где оказывалась необходимая помощь по всем медицинским специальностям. В Пакистане большая численность населения, врачей не хватает, поэтому наш приезд был очень кстати.
Народ валил нескончаемым потоком. Нам бросилось в глаза, что в этой стране практически нет ортопедической помощи. Плюсом к этому не производились профилактические прививки, как у нас, поэтому казалось, что чуть ли не каждый второй житель страны перенес в детстве полиомиелит. Приходили толпы людей с остаточными явлениями. У кого-то — деформация стопы, или стопа вообще так разболтана, что ее можно удержать только деревянной колодкой. Другие идут с нарушением функции коленного сустава, и, чтобы наступить на ногу, необходимо фиксировать коленный сустав рукой. В общем, это был какой-то апокалипсис.
Начали работать, и полетела информация по стране. В местной печати сообщалось: из какой-то северной страны, где много очень крупных зверей, приехали врачи, которые могут все. Наш специалист по ЛФК, который до и после операции производил массаж оперированной конечности и разрабатывал движения в суставах, вызвал чуть ли не мистическое удивление. В пакистанских больницах никто и никогда этого не делал. Информация дошла до правительства Пакистана.
И когда у нас уже как-то наладилась работа, в Карачи ознакомиться с результатами прибыла премьер-министр Беназир Бхутто. Она встречалась с больными, находящимися на лечении, тщательно осматривала аппараты на конечностях больных, расспрашивала о самочувствии, о том, больно ли с аппаратом… После она заявила нашему представителю, что хочет встретиться с директором российской клиники. Понятно, что мне тут же перезвонили, и через неделю я был в Карачи.
В назначенный день мы вылетели из Карачи в Исламабад. При входе в Дом правительства нас быстро досмотрели. Я зашел в кабинет Беназир Бхутто. Это была элегантная женщина, мать пятерых детей, очень хорошо сложенная. В общем, красавица, а не руководитель страны.
Она быстро встала из-за стола, подала мне руку и тут же извинилась, что не может заняться нами: начались волнения в одном из очень важных военных подразделений, и она срочно вылетает в район его дислокации. Правда, успела мне сообщить о своей поездке и встрече с пациентами. О том, как была поражена результатами нашей работы, и поэтому приняла решение о строительстве шести наших филиалов в шести провинциях. Переговоры с нами проведет господин Зардари.
Господин Зардари очень подробно расспрашивал нас о России. Беседа неспешно шла пару часов. Наконец, перешли к главному вопросу — заключение соглашения о сотрудничестве в области травматологии и ортопедии. Надо отметить, что, несмотря на полученную информацию об успешной работе нашей группы, переговорщик не бросался деньгами, а вел разговор так, что надо было очень обстоятельно доказать необходимость получения нами каждого доллара. Так как работа шла очень медленно, нам организовали обед и отправили в правительственные апартаменты для отдыха.
После часового перерыва наши переговоры продолжились. Текст соглашения был практически готов, и оставалось лишь скрепить его нашими подписями.
Кажется, все предусмотрено, определена сумма ежемесячных выплат центру (55 000 долларов в месяц), оговорена и согласована зарплата нашим сотрудникам и пакистанскому представителю. А подпись он под разными предлогами не ставит. Наконец, часов в шесть вечера, во время очередного перерыва владелец госпиталя, на базе которого мы работали, говорит мне:
— Господин профессор, вы неправильно ведете разговор с господином Зардари!
— Почему? — искренне удивляюсь я.
— Господин Зардари у нас считается «Мистером десять процентов»…
Оказывается, с каждой сделки он должен получить десять процентов.
В ходе нашего знакомства мы узнали, что Зардари — заядлый охотник и часто выезжает в разные страны на охоту. Поэтому после перерыва я говорю ему:
— Я упустил одну деталь нашего соглашения. Я приглашаю вас на охоту к нам, и, чтобы у вас не было никаких трудностей с поездкой, мы готовы отчислять вам ежемесячно пять тысяч долларов.
За пять минут все вопросы были решены и соглашение подписано.
Первый филиал должны были построить в городе Навабшах, столице провинции, где родилась и выросла Беназир Бхутто. В этот город выехала наша бригада для предварительного отбора больных. За короткий срок были осмотрены и записаны в очередь 3 500 пациентов с ортопедической патологией. На наш взгляд, работа началась очень активно, и мы рассчитывали в течение ближайшего времени открыть наш филиал.
Но! Через два месяца в стране военная хунта произвела государственный переворот. Госпожа Беназир Бхутто бежала в Англию, а ее муж, господин Зардари, — в ОАЭ.
Наш посол потребовал моего немедленного приезда для эвакуации нашей рабочей группы. Это было трудно и небезопасно. Но с помощью посольства мы сумели незаметно вывезти всех сотрудников в аэропорт и благополучно вылететь в Москву.
К сожалению, хороший и интересный проект закончился так неожиданно: представители военной хунты закрыли въезд нашим гражданам на территорию Пакистана.















Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.