-26°CКурган
Пятница, 16 января 2026 г.

«Фотография — это наша история»

Известный курганский фотограф и предприниматель Сергей Реутов ответил на вопросы нашей газеты
19.08.23
«Фотография — это наша история»

— Сергей Андреевич, фотография — ваше семейное дело?

— Да. Мой отец — Андрей Никифорович Реутов — в 1944 году, когда ему было 13 лет, пришел подмастерьем в «Фотографию». Она тогда находилась на территории современного центрального рынка в Кургане. Была война, и нужно было как-то кормить свою семью, потому что он был старшим мужчиной в семье. Отец начал с младых ногтей, как говорится, познавать эту удивительную профессию фотографа. Достиг определенных высот: начал с подмастерья и закончил свой путь директором Курганского областного фотообъединения. Кроме того, что он был фотографом, мастером первого класса, у него еще и организаторский талант проснулся. Он руководил сетью фотоателье в Курганской области.

— Вы, получается, с самого-самого детства в этой среде.

— С самого-самого! Мокрая печать, красный свет фонаря — это просто что-то магическое. На меня произвело большое впечатление. Раз! — и на белом листе бумаги в проявителе появляется изображение. Ты все это видишь, ты — участник этого процесса. Все это, конечно, заворожило. В принципе у меня не стояло выбора — только туда.

— А когда в первый раз взяли в руки камеру?

— Когда я учился во втором классе, отец подарил мне первый фотоаппарат «Смена-6», которому я был полновластный хозяин. Мог фотографировать что хочу и как хочу. Что уж получалось — это другой разговор. Тем не менее что-то получалось. Фотография со мной всю жизнь.

— Сейчас-то фотографируете?

— Я фотографирую, но сейчас цифровая фотография нас немножко избаловала. Если раньше мы знали, что в пленке всего 36 или 12 кадров, в зависимости от типа фотоаппарата, и ты ее берег как зеницу ока, то сейчас на телефон можно снимать 100, 200, 1000 фотографий, не задумываясь над этим. А тогда нужно было думать. Выдержка, диафрагма, сфокусировать, откадрировать снимок… У меня есть большое желание снова взять обыкновенный пленочный фотоаппарат, отснять, проявить, посмотреть, окунуться в эту атмосферу. Все для это-го есть — хранится свято. На моем рабочем столе стоит папин фотоаппарат, он всегда со мной. Такая дорогая приличная камера в свое время — Flexaret чешского производства. Не каждый имел возможность снимать таким фотоаппаратом.

— По работе ежедневно фотографировали?

— Я бы сказал, ежечасно. Работал в «Детской фотографии» на Кирова, где впервые в Курганской области использовали для студийной съемки свет вспышек, чтобы ребенка можно было сфотографировать, поймать его эмоции, выражение. Раньше же снимали при лампах накаливания, и выдержка достигала иногда нескольких секунд. Ребенок не будет две секунды сидеть и ждать. Ему же не скажешь: смотри в эту точку и не моргай. Ежедневно стоял за фотоаппаратом с 1975 до 1992 года. За этот период я увидел практически все детское население Кургана.

Тогда была очень хорошая традиция посещать «Фотографию». Когда в семье рождался ребенок, начинали снимать в студии с полугода. Год, два, три… Идет человек в школу — на фотографии девочка в передничке, с цветочком и портфелем обязательно стоит с мамой. Кто-то рождался — обязательно вся семья приходила. Сначала с первым ребенком, через два-три года — со вторым, с третьим… Они уже были как наши добрые знакомые.

Фотография — это наша с вами история. В альбомах хранятся фотографии наших бабушек и прабабушек, и по ним мы можем рассказать историю семьи, а через это и историю нашей страны. Особенно трепетно отношусь к небольшим семейным галереям с фотографиями периода Великой Отечественной войны. Ты видишь, что человек не ради моды это повесил на стену, а он действительно это ценит.

Я занимался не только постановочной фотографией, но и репортажной. Снимал практически все знаковые события города и области. Для истории и для заказчика. Это, например, приезд будущего президента Азербайджана Гейдара Алиева и итальянского путешественника Карло Маури. Вместе с Юрием Сенкевичем Маури приезжал к Илизарову. Неделю делегация в Кургане — я каждый день с утра до вечера с ними. Снимал все партийные и комсомольские конференции того периода.

Фотографировали мы, фото-графы, которые относились к системе бытового обслуживания, и репортеры из того или иного издания. Из «Молодого ленинца» вышел Александр Алпаткин. В «Советском Зауралье» были Владимир Ролов и Александр Кунгуров. Мы все снимали. Жили одной дружной фотографической семьей.

Что-то из моих снимков проходило и в центральную прессу, и на Центральное телевидение. Приезжало Центральное телевидение снимать Мальцева. Нужно было мое участие. Воспоминания Терентия Семеновича через призму фотографии. я ему задал вопрос: «Терентий Семенович, а что вы думаете о фотографии?» Он честно сказал: «А мне это не интересно». Он был прямой человек. При этом прекрасно помнил, когда в первый раз сфотографировался. Когда он в Первую мировую войну, в 1916 году, уходил на фронт, то сфотографировался в Шадринске на вокзале. Это, говорит, была моя первая фотография. Четкий ум, он все это помнил.

Я занимался и творческой фотографией. Мне очень нравились жанры пейзажа и натюрморта. Снимал натюрморты в классическом голландском стиле. Старался найти посуду под XVIII, XIX века. Что-то, отдаленно похожее на фамильное серебро. Для съемки брал у знакомых старое стекло. Интересно получалось. По крайней мере, мне так казалось.

Побывал практически во всех интересных уголках Зауралья. Когда снимаешь на природе, там нет некрасивых пейзажей. Это все зависит от тебя. Мне, в первую очередь, хотелось показать, что Зауралье — красивый край.

— Вы называете Курган фотографическим городом. Почему?

— При советской власти в Кургане с населением 360 тысяч человек было 18 «Фотографий» — это 1991–1992 годы. В 1912 году в городе насчитывалось семь «Фотографий», а населения — чуть больше 20 тысяч. Еще были кочующие фотографы, которые по ярмаркам, по деревням ездили.Первые фотографы были люди культурные, образованные, имеющие, как правило, академическое художественное образование. Сейчас смотришь на их фотографии — это просто произведения искусства.

Известный курганский фотограф Алексей Иванович Кочешев вышел из купеческой среды. Он был талантливым предпринимателем. В Кургане, я считаю, он основал школу фотографии. Как работал Кочешев, тогда многие не могли так работать. Чтобы выжить, они были вынуждены учиться, покупать новую технику, использовать новые материалы, чтобы не отстать от Кочешева. Он поднял уровень фотографии в Кургане.

Вообще городу очень повезло с фотографами. И в XIX веке, и в XX, и в XXI. Всегда были люди, которые активно этим занимались и пропагандировали, и у них было чему поучиться. Виктор Бухров — это мэтр фотографии и великий эстет. Мне повезло, что мы вместе работали. Его можно было слушать часами. Один вопрос задаешь — он два-три часа тебе все это выдает. И ты думаешь: ну я же песчинка. Александр Алпаткин тоже. Я его помню молодым, длинноволосым, в джинсах и с фотоаппаратом на шее. Он сейчас абсолютно такой же, каким был 30 или 40 лет назад. Такой же заводной, азартный фотограф.

Фотография — это жизнь, вот поверьте. Фотографы с фотографией просто так не расстаются. У меня супруга была фотограф, одна из первых женщин-фотографов в Кургане. Лидия Григорьевна Реутова. Тоже занималась творчеством. К сожалению, она рано ушла из жизни. У меня и дядя был фотографом, тетя — фотолаборантом. Сын фотографией занимался, сноха — жена сына — курирует проект «Фотография No 1». Когда у меня появилась возможность привести в порядок «Фотографию» на Куйбышева, 65 и сделать ее музеем, я понял, что это что-то свыше. Оставить свой след. Как правило, сам с удовольствием вожу экскурсии и рассказываю об истории фотографии в Кургане и стране.

Действующей деревянной «Фотографии» в Российской Феде-рации нет. А эта «Фотография» не закрывалась ни дня. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда в половине здания жили эвакуированные. В начале «нулевых» в Кургане с памятниками истории очень вольно обращались. Пришлось брать кредит в банке, чтобы выкупить это помещение, восстановить, разместить там музей фотографии. Он открылся 14 августа 2010 года, ко Дню города.Это абсолютно некоммерческий проект. А коммерческий — это сеть фотосалонов «Радуга». У нас есть коммерческое под-разделение, которое находится на территории «Фотографии No 1», срочное фото на документы, но это только для того, что-бы поддерживать эксплуатационные расходы.

У меня была цель — сохранить вот эту первую «Фотографию». Отец там работал очень долго. Мы с супругой там познакомились, она там тоже долго работала. На фасаде есть мраморная табличка, где написано, что «Фотография No 1» основана в 1925 году. «Посвящается первопроходцам в фотографии». Это не только мой отец, это и Кочешев, и Бабыкин, и тот же Бухров. Это собирательный образ всех фотографов Кургана и области. Этот проект я посвятил им. Поддерживаю его, хотя сейчас экономически сложно. Делаю это для того, чтобы люди видели, что фотография не родилась на пустом месте, были люди, которые положили свои силы и здоровье на то, чтобы память поколений жила у нас в семьях

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.