Иосиф Кобзон. Певец на все времена
Легендарному эстрадному певцу, народному артисту СССР Иосифу Кобзону 11 сентября исполнилось бы 85 лет.

Есть певцы, которые отдали сцене долгую жизнь, но, увы и ах, остались забыты зрителем. Нет, остались их пластинки, а вот голос исполнителя не сохранился в памяти любителей эстрады.
Иосиф Кобзон — другое явление. Телевидение миллионами экземпляров тиражирует его музыкальный образ, песни в его исполнении по-прежнему продолжают волновать нас, а мемуарные журнальные и газетные статьи будоражат нас так же, как и при жизни великого исполнителя.
Иосиф Кобзон! Больше всего в жизни он умел ценить время. В своих многочисленных поездках с концертами по стране Иосиф Давыдович постоянно поглядывал на часы. Его соратник по концертам, конферансье и иллюзионист, заслуженный артист России Владимир Долгин осенью 1981 года рассказывал мне: «Иосиф Давыдович никогда не опоздает — никуда! Ни на встречу со зрителями, ни на обещанное рандеву к студентам и даже, боже упаси (засмеялся), к обеденному столу. Ведь в назначенный час обеденный стол — угощение не только для него, больше для тех, кто его сопровождает. А еще встречи в госпиталях и больницах, там с огромной радостью ждут Кобзона. И эта встреча всегда точно по времени — секунда в секунду!»
В том далеком 81-м году я спросил Долгина: «Какие песни чаще всего любит исполнять Кобзон?». Владимир Наумович Долгин, не задумываясь, ответил мне: «Хотят ли русские войны?». А еще… И назвал более десятка песен, так же любимых и сегодня всеми нами. Их объединяет одна самая сердечная тема: любовь к Родине.
Наш Курган был одним из самых дорогих его сердцу городов. Сюда Иосиф Давыдович приезжал неоднократно, как он говорил: «Объездил Курганскую область всюду, пел даже в холодных залах. А это, знаете, непростительно для горла вокалиста! Но что поделаешь, если меня ждут зрители!»
Все эти поездки были осуществлены благодаря заслугам тогдашнего руководителя областной филармонии — Валентины Ароновны Шухман. Она была его другом, а он ее советником. Это с его, как он говорил, «легкомысленного» предложения (об этом Кобзон рассказывал лично мне) директор филармонии задумала, конечно же, при огромной заинтересованности властей, построить в Кургане новое здание концертного зала. И эта мечта осуществилась. В беломраморном дворце — одном из лучших на Урале — Иосиф Кобзон дал свой прощальный концерт. Тогда он выбил слезы из глаз зрителей: «Жаль, что больше не придется петь для вас в этих прекрасных хоромах». А потом не удержался и на радость курганцам вновь приехал на очередные гастроли в Курган. Вот это были аплодисменты!
Иосиф Давыдович всегда легко соглашался на встречи с журналистами. Интервью — пожалуйста! Мне кажется, он всегда высоко ценил труд газетчиков и радио-, тележурналистов. У каждого из нашей журналистской братии сохранились фотографии «один на один с кумиром». История одного из таких снимков памятна мне на всю жизнь. 70-е годы. Осень. Выпал первый снежок. В Кургане «сверкают» афиши с портретом Иосифа Кобзона. Его гастроли должны пройти не только в Кургане, но и в ряде населенных пунктов. Артиста всюду ждут.
Я звоню директору областной филармонии Валентине Ароновне Шухман и прошу ее организовать встречу с Иосифом Давыдовичем — для интервью на радио.
— Кобзон готов встретиться с тобой в гостинице «Москва», — сообщает Валентина Ароновна. — Встречай его ровно в 14 часов у входа в гостиницу. Не задерживай его долго. Ему надо еще отдохнуть.
В просторном двухкомнатном гостиничном номере Кобзон на скорую руку раскладывает свои вещи, одновременно рассказывая мне о превратностях жизни артиста. И также беспрерывно отвечает на телефонные звонки. Один из них — от жены: «Неля, не волнуйся, я не простыну. Да, обедаю вовремя. Прекрасно высыпаюсь. До встречи!» Перед микрофоном моего «Репортера» Иосиф Давыдович признается в любви к нашему городу, где, как он выразился, «ему всегда легко дышится». Здесь всегда сердечные зрители, прекрасный концертный зал с отличной акустикой. Так Иосиф Давыдович говорил о старой филармонии. Новый концертный зал еще собирались строить. Это не первый его приезд в Курган. С кем он лично знаком в нашем городе? Признался: «С хирургом Илизаровым. Гавриил Абрамович — мой друг, прекрасный врач с мировым именем».
Дружба певца и хирурга продолжалась долгое время. Чаще всего они встречались в Москве. На юбилейную встречу в честь 60-летия своего друга Иосиф Давидович приехал специально, Сохранились многочисленные фотоснимки, запечатлевшие эти радостные минуты.
И последний снимок — как память о их дружбе: Кобзон в скорби склонил голову над могилой великого хирурга.
Мои интервью чаще всего были скорыми и далеко не раскрывающими характер выдающегося эстрадного исполнителя. Но все они были полны уважения к курганцам. Как и то интервью, которое он дал мне перед отъездом в Шадринск.
Следующее утро началось с тревожного звонка из филармонии. Директор филармонии Шухман сообщила: поздно ночью Иосиф Кобзон и его конферансье, заслуженный артист России Владимир Долгин, попали в аварию при подъезде к Кургану, когда в новой служебной «Волге» в поздний час возвращались с концерта из Шадринска. Я успеваю выдохнуть: «Живы?». Шухман успокаивает меня: «Не волнуйся — живы! И хотят видеть тебя». Оказывается, Иосиф Давыдович решил запечатлеть себя в разбитом авто — на удивление и на счастье! Не погибли же, хотя машина основательно помята. Значит, долго будут жить!
Я беру с собой нашего фотографа Сергея Толстикова и мчусь в филармонию. Кобзон и Долгин уже во дворе — выкатывают из гаража «Волгу». У машины печальный вид: капот разбит, нет лобового стекла. Оказывается, авария случилась на трассе перед Курганом. Кто-то из водителей в ночное время неосмотрительно бросил на дороге прицеп. Вот в него и влетела «Волга». Сладко спящий на заднем сиденье Владимир Наумович Долгин во время аварии совершенно не пострадал. Кобзон слегка ударился грудью о переднюю панель. При этом сильно дернул шеей. Врачам пришлось даже поставить уколы, чтобы погасить боль.
Иосиф Давыдович шутит: «О ЧП в Кургане уже знают повсюду. Валентина Ароновна устала отвечать. Какая же сорока на хвосте разнесла эту весть!» Смеется…
Мой друг фотографирует Кобзона в машине. Смешное фото: артист сидит в разбитой «Волге», да еще и широко улыбается через разбитое лобовое окно.
А на прощание мы фотографируемся. Справа — Владимир Долгин, знаменитый фокусник-конферансье, который был любим многими зрителями (увы, его уже нет) И вместе закатываем побитую машину в гараж. Вечером Кобзон дает концерт. Его голос звучал превосходно!














Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.