Культурный проект Уральского государственного академического русского народного хора посвящён Победе в Великой Отечественной войне

Концертом в Кургане Уральский народный хор открыл февральские гастроли по УрФО.
Артисты выступят в 18 населенных пунктах, среди которых Ирбит, Серов, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Асбест.
Проект «Берегите Россию» (6+) вошел в число 16 лучших из 197 заявок от коллективов народного искусства 69 регионов страны.
Не так давно были рассекречены документы 1943 года, в которых было приказано создать Уральский хор для пропаганды народной песни и пляски. Даже в то тяжелое военное время думали об эмоциях радости. Основателем хора стал Лев Львович Христиансен.
До начала спектакля (а именно так хочется назвать выступление Уральского народного хора) оставалось меньше получаса. В зале было шумно, за сценой сновали артисты, и мы с художественным руководителем Николаем Вячеславовичем Зайцевым не без труда нашли укромное, тихое местечко в полумраке кулис.
— Сейчас по всей России народных хоров существует всего двенадцать. И наш — это прежде всего Большой Урал. У нас разные жанры песен, лучшие образцы Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края, — начинает свой рассказ художественный руководитель Уральского хора. — Наш главный балетмейстер, Александр Николаевич Черепанов, родом из Кургана. Начинал он свою деятельность в Кургане, ездил в экспедиции, много записывал и потом интерпретировал свои находки на сцене. Многие произведения, такие как, например, «Зауральская круговая топотуха», вошли в золотой фонд народной сценической хореографии; свадебная песня «У ворот жених» — из Притобольного района, «Глядянская кадриль» — понятно, откуда. Ой, да еще много чего! Если раньше мы в экспедициях брали от народа, то сейчас народу отдаем.
— Расскажите о проекте «Берегите Россию».
— Мы привезли концертный проект, который выиграл грант Министерства культуры РФ. Он посвящен Победе в Великой Отечественной войне. В каждой семье есть свой герой. Наша программа — вне возраста, вне времени. Мы поняли, что алгоритм интернета никогда не даст молодежи почувствовать народное искусство. «Уральские страдания» записаны Николаем Черепановым в Каменском районе Свердловской области по воспоминаниям тружеников тыла. Использовано много старых фотографий, рассказов, благодаря которым рождались номера. И сегодня мы решили это показать.
— Что самое главное в вашем творчестве?
— Создать номер. Часто мы выходим на неподготовленную публику. Вот сегодня у нас школьники, которые наверняка еще никогда такого не слышали и не видели. Самое ценное, если после концерта зритель скажет: хочу еще! Сегодня семейная традиция застольной (в хорошем смысле) песни уходит. А когда-то у каждой семьи она была своя. И забываются произведения, которые для определенного поколения были символом: «Ой, рябина кудрявая», «Белым снегом»…
— В вашей семье пели, Николай Вячеславович?
— В моей семье звучало много песен, которые, может быть, никто и не слышал никогда. К примеру, «То не ветер ветку клонит». Можно было и колыбельную услышать традиционную. Я пою с шести лет. Первый мой выход на сцену — в 1996 году.
— И как вы потом выбрали песню своей судьбой?
— У меня музыкального образования не было, я просто пел. У меня с одной стороны дед в деревне и его родственники пели, с другой — бабушка в городе. После девятого класса поступил в Сызранский колледж искусств и культуры, окончил отделение народного хора. Когда я услышал песенную западную традицию — Брянскую, Калужскую, Смоленскую, я поначалу ничего не понял, но пошла внутренняя пульсация, какие-то мурашки. Меня это захватило! Национальное искусство — это стержень, опора, основа жизненная, многовековая. Мы зачастую не знаем своей истории, и поэтому нам легко наврать.
— Как можно сохранить эти традиции?
— Я всегда прошу: запишите на диктофон, как говорят ваши бабушки и дедушки. Говор, манера, традиционное поведение — они совсем иные, чем сейчас. Столько возможностей у каждого сохранить наследие, этого уже осталось мало. Когда говорят «народный хор», это такое представление — бабушки в кокошниках встали и что-то поют. У нас это не так. В Уральском народном хоре артисты универсальные, у нас синтез всех жанров. Хоровая группа, танцевальная, оркестровая. То, что у нас авторский репертуар, — сто процентов! Уральский хор — это «деревня», в которой есть свои особенности. Это очень сложно. У нас своя лексика, свой уникальный стиль. Чтобы создать свое произведение, ты должен перелопатить, переслушать, пересмотреть уйму всего. Такое готовое в сборниках не найдешь. Ты должен придумать форму, как это сделать. Дальше идет взаимодействие всего коллектива. Это аранжировка для оркестра, аранжировка хоровая, танцевальные движения для балета, для хора. Все это нужно соединить.
— Ваш хор выступал в Туркменистане, Таджикистане, Франции, Англии, Германии, Лаосе…
— И в Китае! Вы в курсе, что миллионы китайцев знают песню «Уральская рябинушка»? Во время нашего выступления они подпевали и плакали. Я был в шоке от этого! Эта песня родилась на Урале, в Уральском хоре, а потом разошлась по всему миру. Мы только в Китае узнали, что в свое время был снят сериал о китайской культурной революции, где звучала эта песня. В Китае и песня, и фильм стали символами.
— Николай, хор — это живой организм?
— У меня 70 человек. Каждый день — это живое общение, разные характеры, разные отношения. Пришло новое поколение, которое вообще более индивидуально, а наше искусство — всегда коллективное. В народной песне солистов не было. Сейчас надо этому учить — жить в коллективе, помогать друг другу. Общение с людьми — это всегда интересно. Но и сложно.
— Необходима жесткая дисциплина?
— Дисциплина рождает творчество. У меня, к сожалению, нет демократии. Это бесполезно.
— Есть у вас самые любимые номера?
— Мне все интересно. Бывает, новый номер рождается в долгих муках. Это могут быть годы поиска внутри себя, он может жить в твоей голове и ночью, и днем. Уже могут родиться другие произведения, а этот номер до сих пор будет вынашиваться. Иногда произведению нужно «отлежаться», иногда нужно переделать все кардинально. Много вариантов, — Николай Вячеславович вздыхает с улыбкой и прощается.
Со сцены артисты в национальных костюмах приветствовали зал на языках шести уральских народов: татарском, башкирском, чувашском, марийском, удмуртском и русском. Народов в крае проживает более 120. Ведущие загадывали народные национальные загадки, а зал с удовольствием отвечал.
На концерте, словно изумруды из малахитовой шкатулки, уральский коллектив показывал свои сценические номера, блистал гранями творчества. Зрители от души хлопали в такт, отбивая ладошки, подпевали и даже свистели. Концерт пролетел вихрем. Чудо состоялось.
«Мы дышим вместе, поем вместе, танцуем вместе и дарим зрителю частичку своей души», — этот слоган, что прозвучал на концерте, как нельзя лучше иллюстрирует Уральский хор.
Фото МАУ «Дворец культуры»














Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.