Курганский турист и фотограф Анатолий Артамонов готовится к творческому юбилею

О главных увлечениях в своей жизни — водном туризме и фотоисториях — рассказал газете «Курган и курганцы» Анатолий Артамонов. В честь своего творческого юбилея — 50 лет походов — он готовит большую фотовыставку «Репортаж длиною в 50 лет с рюкзаком, веслом и фотоаппаратом» (0+). Открытие выставки планируется ко Дню туризма в конце сентября.
— Анатолий Александрович, вы приобщили к водному туризму несколько поколений курганцев. Расскажите с чего все начиналось?
— Жили мы тогда в деревне в Калужской области. За хорошую учебу маме предложили поощрительную путевку в «Артек». В то время она получала 72 рубля, а путевка стоила 76. Деньги для семьи были немалые, но отец сказал: «Такая возможность выпадает раз в жизни, пусть едет!» И я поехал. Можно сказать, это было мое первое самостоятельное путешествие.
Пионерский лагерь «Артек» — символ советской эпохи, мечта всех мальчишек и девчонок. Туда съезжались ребята со всех уголков нашей бескрайней Родины. Приезжали и из зарубежья: Германии, Франции, Великобритании, Испании, Монголии, Алжира. Путевку в «Артек» мог заслужить только самый лучший, тот, кто отлично учился и активно участвовал в делах пионерской дружины. Бескрайнее Черное море, пионерские песни у костра, новые друзья — все это оставило неизгладимый след в душе, и я стал мечтать о путешествиях в дальние страны.
Большую роль в моей дальнейшей судьбе сыграл мой школьный учитель, который преподавал у нас географию, физкультуру и рисование. Тем ребятам, которые хорошо занимались по его предметам, учитель в знак поощрения давал почитать книги о путешествиях. Самое большое впечатление на меня произвела книга норвежского путешественника Тура Хейердала «Путешествие на «Кон-Тики», ставшая мировым бестселлером и переведенная на 70 языков. К 1970 году книга о том, как шестеро смельчаков отправились пересечь Тихий океан на плоту, издавалась в Советском союзе двадцать раз общим тиражом более миллиона экземпляров. Она произвела на меня неизгладимое впечатление, я мечтал о путешествиях, как будто это я, смелый и отважный, плыву через океан навстречу новым приключениям. Я читал взахлеб книги известных чехословацких журналистов и путешественников Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда и втайне мечтал отправиться в такое же путешествие.
После окончания школы твердо решил, что тоже буду путешествовать. Отучился на токаря, и когда приехал специалист по распределению и предложил поехать в Курган, я сразу же согласился. Во-первых, город находится далеко от дома, за Уралом, а это уже интересно; во — вторых, в 1968 году здесь у знаменитого доктора Илизарова лечился Валерий Брумель. Так я приехал жить и работать в Курган.
— С такой тягой к путешествиям почему вы остались в Кургане, а не поехали дальше по стране?
— Приехав в Курган, я устроился работать на Курганский машиностроительный завод, занимался спортом, пошел в вечернюю школу и тут узнал, что ребят набирают на курсы парашютистов, а мне дают отсрочку от армии, чтобы я смог окончить школу. Я не растерялся, сказал, что школу я смогу окончить после того, как отслужу в армии, в общем, на курсы меня взяли. Служил в десантных войсках. Возможно, в Курган и не вернулся бы, если б не «счастливый» случай. В войсковой части, где я проходил службу, случился пожар и сгорели все документы, пришлось возвращаться и восстанавливать их. Снова устроился на завод, был секретарем комитета комсомола в 120-м цехе, активно занимался спортом: выступал за заводские команды биатлонистов, лыжников, участвовал в соревнованиях по многоборью ГТО, занимался борьбой. Работал вожатым в пионерском лагере имени Коли Мяготина. Мне было интересно браться за любое дело.
— Анатолий Александрович, а когда вы решили всерьез заняться водным туризмом?
— По-настоящему я увлекся туризмом в 1975 году. Первый опыт начальной туристической подготовки получил в спортивном клубе «Заря». Занятия проходили раз в неделю. В то время я был «чайником» в этом деле, но сильное желание путешествовать дало свой результат. Ходили сначала на надувных плотах, затем перешли на катамараны, которые клеили сами. И вот мы наконец решились на настоящий поход — по самой длинной по протяженности реке в Сибири, Лене. Нас собралось больше дюжины человек, мы хорошо подготовились и предвкушали незабываемое приключение, полное новых открытий и впечатлений. Тем более что на дворе стояла весна, настроение у всех было отличное. Но сбыться мечте о дальних странствиях в тот раз не удалось. Дело в том, что нашим девчонкам дали бесплатные путевки на юг, и они все разъехались. Осталось нас всего три человека, я страшно рассердился: как же так, мы так долго готовились, и вот… Собрались и пошли на Ревун малым составом. Летом собрались на сплав. Подготовили снаряжение, костюмы, и тут подходит девушка, наша подруга, увидела, что мы собираемся, глаза у нее загорелись: «Вы идете в поход, как здорово! А можно я с вами?» Быстро собралась, написала заявление на отпуск. В общем, собрали мы команду и отправились в путешествие по Вишере на плотах.
— Что вам запомнилось больше всего из ваших первых походов?
— В 1976 году пошли на Алтай, есть там река Уба, извилистая и узкая. Вода в ней чистая, прозрачная и очень холодная, как и во всех горных реках. Мы тщательно подготовились, взяли необходимое снаряжение. Катамараны и весла сделали сами. Решили поэкспериментировать: соединили три раскладушки, привязали баллоны и на этом импровизированном катамаране поплыли. Видим — впереди подвесной мостик, прозвучала команда: «Ложись!», мы рухнули всем весом на катамаран, раскладушки разлетелись в стороны, а мы очутились в воде.
— Какие еще забавные истории из походов вам запомнились?
— Был у меня товарищ, Серега, он в первый раз пошел с нами в поход. Вот он и говорит: «Зачем вы надеваете на себя все обмундирование, если нас все равно окатывает водой. Не проще будет надеть жилет на голое тело?» Ну и в первом же валу его окатило. Серега оцепенел от холода, нужно грести, а он не может, застыл как вкопанный. Я его веслом по каске тюкнул, он пришел в себя и как давай грести.
— Какие места произвели на вас наибольшее впечатление?
— Самые красивые места — Саяны. Неописуемой красоты природа: горные вершины, покрытые ледниками, бескрайние просторы тайги, ревущие водопады, прозрачный воздух и чистейшие озера… В Восточном Саяне находится Долина потухших вулканов. Их всего девять, один из них — вулкан имени Петра Алексеевича Кропоткина, известного русского географа и революционера. Конус этого вулкана выделяется на фоне окружающих гор, высота его сравнительно небольшая, зато глубина — более ста метров. В трех километрах от вулкана Кропоткина есть еще один, спящий, вулкан, названный в честь Сергея Павловича Перетолчина, иркутского геолога, погибшего недалеко от вулкана при загадочных обстоятельствах. Много в этих местах неизведанного и таинственного. У меня даже есть серия фотографий под названием «Я сердце оставил в Саянских горах».
— Вы же не только путешествуете, но еще и фотографируете природу, животных, людей. Какие сюжеты вам больше нравится снимать?
— Я очень люблю фотографировать животных. Много ездил с охотниками. Был случай, когда на охоте выбежала косуля, встала напротив меня, повернула голову и смотрит. Очень хороший кадр получился, я обрадовался, а домой приехал, проявил пленку, стал печатать, смотрю, а у этой косули на шее кровь хлещет. Так жалко стало… Еще был интересный кадр: косуля в полете — подпрыгнула, вытянулась. Я залюбовался, а потом давай строчить фотоаппаратом, как из пулемета, очень хотелось успеть поймать кадр. Самое интересное, что охотник, для которого предназначался этот участок, тоже замер в изумлении и не смог выстрелить по такой красоте.
Мне очень понравилось снимать на Камчатке. Там я фотографировал медведицу с медвежатами. История получилась очень забавная. Мы приехали на место уже поздно, разбили палатки и сразу легли спать, устали, захотелось поспать подольше. Утром слышу крики: «Артамонов, что спишь, медведи!» А у нас в компании была такая шутка — когда кто-то из фотографов спал, его таким образом будили. Я думаю: шутка — и дальше спать. Мне опять кричат: «Артамонов, правда медведи, вставай!» Я выскакиваю из спальника, хватаю фотоаппарат и бегу к речке, а там медведица с двумя медвежатами. Сама рыбу ловит, медвежата рядом сидят, наблюдают. Получился очень интересный кадр, медведица поймала рыбу и на меня смотрит, а рыба обвилась у нее вокруг морды, она эту рыбину хвать и ест стоит. Тут медвежата пристроились, давай молоко у мамки сосать, а под конец один из них облизнулся, и получилось так, как будто он мне показывает язык.
— Анатолий Александрович, за пятьдесят лет у вас накопилось столько интересных историй, что в один номер газеты точно не уместишь…
— А вы приходите ко мне на выставку, там я вам еще много чего интересного расскажу и покажу. Так жалко, когда люди не видят окружающей красоты природы, ведь вокруг нас столько всего интересного. Я думаю, посмотрев мои фотографии, многие люди захотят увидеть эту красоту и отправиться путешествовать, как делал в свое время я.














Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.