-24°CКурган
Четверг, 15 января 2026 г.

Следственный комитет России отмечает свое 15-летие

О том, как за это время изменилась работа следственного управления СКР по Курганской области и чего удалось добиться его сотрудникам – в интервью с руководителем ведомства Сергеем Степановым
15.01.26
Автор: Дарья Ильиных
Следственный комитет России отмечает свое 15-летие

15 января Следственному комитету РФ как самостоятельному ведомству исполнилось 15 лет.

— Сергей Витальевич, давайте поговорим о том, с чего все начиналось.

— Вообще, конечно, наше ведомство ведет отсчет своей истории чуть раньше — с 7 сентября 2007 года. Однако самостоятельным ведомством мы еще не стали и назывались Следственным комитетом при прокуратуре РФ. Тогда, безусловно, были свои сложности, в том числе не было материально-технической базы, оргтехники, помещений… Но с каждым годом мы как система набирали обороты и добились того, чтобы стать полноправным самостоятельным федеральным органом. 15 января 2011 года указом президента России был создан Следственный комитет Российской Федерации.

Следователи СК занимаются расследованиями тяжких и особо тяжких преступлений против личности; коррупционных, должностных, налоговых преступлений; преступлений экстремистской и террористической направленности; преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Объем наших полномочий с каждым годом становился все больше.

— Как выглядят итоги 15-летнего развития зауральского следствия в цифрах?

– Итоги, я считаю, значительные. За эти годы следствие стало ключевым звеном правоохранительной системы.

При расследовании уголовных дел успешно применяются современные криминалистические методы (ДНК-анализ, высокотехнологичное оборудование), что существенно повысило раскрываемость тяжких преступлений, особенно преступлений прошлых лет.

Отдельное внимание уделяется обращениям граждан. Мы продолжаем развивать дистанционные каналы связи, обеспечивая максимальную доступность для жителей Зауралья.

К началу 2026 года в ведомстве, в том числе и в региональных следственных управлениях, появились новые должности и структурные подразделения с учетом актуальных запросов текущего времени.

Если взять динамику за последние пять лет, то в регионе раскрываемость убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилований неизменно составляет 100%. То есть мы находим всех, кто такие преступления совершает.

В общей статистике раскрываемость преступлений по нашему ведомству держится на уровне 98-99%.

За 15 лет существования следственного управления мы способствовали возмещению в федеральный бюджет более полумиллиарда рублей по делам о налоговых преступлениях. Только за последние пять лет мы признали потерпевшими по делам о невыплате заработной платы около полутора тысяч зауральцев и добились восстановления нарушенных прав на сумму около 80 миллионов рублей. В 2025 году мы окончили пять таких уголовных дел, все потерпевшие по ним получили зарплату в полном объеме.

– Есть рост или снижение по каким-то категориям преступлений?

— Надо сказать, что в Курганской области уровень преступности по делам нашей подследственности в среднем держится примерно на одном уровне, нет резких скачков вверх или вниз по каким-то показателям. К сожалению, убийства, изнасилования, случаи причинения тяжкого вреда здоровью всегда были и есть, хотя, конечно, их становится меньше. Наша задача — сделать так, чтобы ни один человек, такие преступления совершивший, не остался безнаказанным.
С каждым годом мы набираемся опыта, регулярно повышаем свою квалификацию, у нас появляются новые методики расследования, новейшее криминалистическое оборудование, расширяются возможности экспертиз.

— Одно из важных направлений вашей работы — раскрытие преступлений прошлых лет. Какие здесь успехи у зауральского следственного управления?

— Эту работу наши следователи ведут с самого основания Следственного комитета, и она сразу имела статус одной из приоритетных. В следственном управлении создан второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет). За 15 лет зауральские следователи расследовали более 500 преступлений, которые по каким-то причинам не были раскрыты своевременно. В это число входят свыше 100 убийств; 25 случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть человека; более 60 половых преступлений. Благодаря кропотливой работе следователей, криминалистов и оперативников регионального Управления МВД спустя длительное время (иногда несколько десятков лет) виновные в этих преступлениях лица установлены и привлечены к ответственности.

Вот пример одного такого резонансного дела. В 2025 году наши следователи завершили расследование уголовного дела в отношении курганца, который обвинялся в трех убийствах, совершенных на территории областного центра еще в 1980-1990-х годах. Все эти преступления были совершены с особой жестокостью. Причем первого человека он убил, будучи несовершеннолетним. Курганец противопоставлял себя системе, игнорировал любые моральные устои и законы. Экспертиза признала его вменяемым, хотя людей он убивал крайне жестоко: забивал до смерти руками, ногами, подручными предметами вроде кирпича и отвертки. Интересно, что еще тогда, в 1980-1990-х, этот мужчина попадал в поле зрения правоохранителей, но доказательств его вины не было, а сам он выдвигал разные версии о своей непричастности.

Из-за давности совершения преступлений, конечно, были сложности при раскрытии. Однако свою роль в сборе неопровержимых доказательств вины сыграли результаты проведенных ДНК-экспертиз. Все версии фигуранта о непричастности были полностью опровергнуты объективными доказательствами. Следователям также удалось оцифровать и проанализировать аудио- и видеозаписи следственных действий с участием обвиняемого тех лет, хранившиеся в архивах следственного управления более 35 лет. Сейчас дело находится на рассмотрении в суде, и мы уверены, что этот человек понесет заслуженное наказание.

Мы руководствуемся девизом: «У преступлений нет срока давности». Даже если с момента убийства прошло более 30 лет, виновный должен понести наказание, оно неотвратимо, и это должен понимать каждый преступник.

— Сейчас во многих силовых структурах дефицит кадров. А как с этим в зауральском следственном управлении? Кто работает следователями и откуда они приходят?

— Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане, получившие высшее юридическое образование. Помимо этого, надо обладать специальными профессиональными и моральными качествами и хорошим здоровьем. Но это лишь формальные требования. У выпускников юридических вузов обычно широкий выбор специальностей, но следователем все-таки может стать не каждый.

Чтобы ориентировать на нашу профессию молодежь, мы активно развиваем кадетское движение СК России. Школьникам 10-11-х классов мы рассказываем, кто такие следователи, чем они занимаются, знакомим их с нашей работой, как говорится, изнутри. Кто заинтересовался и почувствовал желание связать свою жизнь со следствием, потом выбирает для поступления юридические вузы либо поступает по целевому направлению в ведомственные академии СК России.

Но и на этом мы не останавливаемся. В 2025 году мы заключили соглашение и на базе КГУ и Курганского филиала РАНХиГС начали спецкурс «Школа будущего следователя».

Хорошо зарекомендовал себя институт общественного помощника, который дает студентам возможность полного погружения в профессию в свободное от учебы время. Общественный помощник вместе со следователем выезжает на места преступлений, проводит вместе с ним различные следственные действия, в общем, учится на практике. Большинство таких помощников потом приходят к нам на работу. Мы активно работаем в направлении профориентации, поэтому какого-то значительного дефицита кадров у нас нет.

— Какие личные и профессиональные качества в первую очередь необходимы сотруднику Следственного комитета?

— Прежде всего следователь должен быть ответственным человеком, ведь от его решений зависят человеческие судьбы. На лекциях я всегда говорю студентам и школьникам: «У следователя права на ошибку нет». Нельзя привлечь к ответственности невиновного. Нельзя что-то недоработать в процессе сбора доказательств, иначе суд может счесть вину подсудимого недоказанной.

Коммуникабельность, потому что со всеми участниками уголовного процесса надо уметь находить общий язык, иначе не получится допрашивать подозреваемых или выяснять подробности у потерпевших. Из этого вытекает необходимость быть своего рода психологом, чтобы уметь найти подход к каждому, независимо от пола, возраста и профессии. Стрессоустойчивость, потому что работа у следователей очень напряженная, по долгу службы им приходится сталкиваться с различными ситуациями, много общаться с людьми, а люди все разные. Выдержка и самоконтроль, честность. Умение планировать свой рабочий процесс, потому что от этого зависит эффективность работы в целом. Человечность! Чужой беды не бывает — это наш лозунг.

Не обойтись, наверное, без большого жизненного опыта и разностороннего развития. Все это необходимо, потому что потерпевшие должны быть уверены: благодаря нашей работе справедливость восторжествует, а виновные получат по заслугам. Как бы банально это ни звучало, но следователь — это действительно призвание.

— Какой досуг предпочитают сотрудники следственного управления? Чем увлекаются следователи?

— Коллектив нашего следственного управления состоит из очень разносторонних людей. Кто-то пишет стихи, кто-то поет, есть велосипедисты и мотоциклисты, лыжники и сноубордисты, кто-то играет в большой теннис, кто-то в настольный. Не так давно мы сформировали команду и начали тренировки по паделу (вид спорта, который сочетает элементы тенниса и сквоша).

У нас проводится множество спортивных ведомственных мероприятий, например, спартакиада СК России (соревнования по лыжным гонкам, плаванию, футболу, баскетболу, шахматам, и не только). Это дает возможность следователям находить время для отдыха и чувствовать сплоченность коллектива, чтобы не было выгорания. Вот, кстати, в октябре мы с курганскими коллегами в честь грядущего 15-летия Следственного комитета устроили велопробег до Савина. Многие взяли с собой членов семей и ребятишек. Сорок километров не каждый осилит, но у нас все справились.

— Вы возглавили СУ СК России по Курганской области меньше года назад, до этого жили в Приморье и Хабаровском крае. Отличается ли работа следователя там и здесь?

— Одно могу сказать: мы работаем в первую очередь с людьми и для людей, это неизменно. Мне несложно было влиться в рабочий процесс после переезда, поскольку для меня приоритет — не точка на карте. Я человек государства и работаю там, где это сейчас необходимо.

Я родился и вырос в Приморье, там начинал службу. Проработал 16 лет, потом был назначен на должность заместителя руководителя следственного управления СК России по Хабаровскому краю. Хабаровский край сам по себе гораздо больше Курганской области, а к зоне обслуживания следственного управления относилась еще и Еврейская автономная область. Поэтому, наверное, первое отличие — это большие расстояния. Была небольшая специфика по подследственности. Хабаровский край — единственный регион России, где в естественной среде обитает краснокнижный осетр. Поэтому много уголовных дел было связано с незаконной добычей этой рыбы и ее икры. Оттуда я и переехал в Курганскую область, чтобы применить свой опыт и знания для защиты прав граждан уже на зауральской земле.

— Следственный комитет сегодня — какой он?

— Открытый. Оперативный. Мы не стоим на месте, быстро реагируем на изменения в обществе и меняемся вместе с ним. К нам можно обращаться по всем интересующим вопросам через наш официальный сайт, социальную сеть «ВКонтакте», мессенджеры «Телеграм», MAX. Отвечаем на вопросы, принимаем обращения и сообщения о преступлениях и правонарушениях.
Мы стараемся и становимся более доступны для граждан, чтобы они могли свободно к нам обратиться и знали, что мы оперативно реагируем и всегда стремимся восстановить нарушенные права зауральцев.

Фото СУ СК России по Курганской области.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии от своего имени.